Урок обучения грамоте по теме «Знакомство с буквами Е, е»

Разделы: Начальная школа


Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Е, е; научить выполнять звуковой анализ слов «лев», «белка»; анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели, находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа; создать условия для формирования умений слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля; сравнивать построенную модель с образцом для развития фонематического слуха.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

  • Познавательные: уметь соотносить звуковые модели со словами-названиями картинок, схем с гласными буквами со словами; строить звуковые схемы.
  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
  • Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
  • Личностные:высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение других.

Оборудование:

  • проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация;
  • плакат «Буквы Е, е», учебник «Букварь, 1 ч.» авт. Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, тетрадь «Я учусь читать и писать»  авт. М.И. Кузнецова;
  • тетрадь «Учимся писать печатные буквы» авт. М.И. Кузнецова, фишки синие, зеленые, красные;
  • С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка.

Ход урока

I. Оргмомент.

Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Ну-ка, посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Тогда время не тратя даром,
Мы урок обучения грамоте начинаем.

II. Объявление темы и постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по «Букварю».

- Зачем вы ходите в школу? (учиться, узнавать новое)

- А что бы вы хотели сегодня узнать новое на уроке обучения грамоте? (познакомиться с новой буквой).

- Можно ли сказать, что это цель нашего урока?

- Зачем мы знакомимся с буквами, зачем нужно узнать все буквы?

– Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и её секретами, но сначала вспомним, что мы уже знаем.

III. Повторение изученного. Дидактическая игра «Живые буквы».

Учитель раздает карточки: двое учеников получают синюю и зелёную карточки (они «хозяева» домиков), другие учащиеся («буквы») получают карточки с представленными буквами – а, я, о, ё, у, ю, Э.

– Была хорошая погода, все гласные вышли погулять.

Учащиеся-«буквы» выходят из-за парт к доске.

– Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, начался проливной дождь. «Буквы» увидели домики и устремились к ним, но «хозяин» мог пустить в них только своих. Распределитесь, «буквы», каждый в свой домик. (В синий – а, о, у, э; в зелёный – я, ю, ё.)

- Ребята, проверьте, правильно ли распределились буквы. Покажите знаком.

- Молодцы.

- Почему буквы а, о, у, э оказались в синем домике?

- Почему буквы я, ю, ё  оказались в зелёном домике?

- Чем ещё знамениты эти буквы?

– Вот опять выглянуло солнышко, буква А постучала в зелёный домик.

Учитель обращается к «букве» А.

– Какую букву пригласишь на прогулку? Объясни, почему? (Букву Я, так как буквы А и Я обозначают звук [а] после согласных. Букву А пишем после твёрдых согласных звуков, букву Я – после мягких.)

Аналогичная работа проводится с остальными буквами.

- Что заметили?

-  Какая буква не нашла себе подружку?

- Какой вопрос возникает? (Есть ли пара у буквы э?)

- Ответить на этот вопрос нам сегодня  и предстоит.

- Молодцы, ребята.

IV. Мотивация к деятельности.

- Отгадайте загадки:

Царь зверей раскатисто рычит,
Всех зверей собрать спешит,
На камень грациозно сев,
Скажите, кто же это - …
Не мышь, не птица
В лесу резвится,
На деревьях живет
И орешки грызет.

- Сегодня Белка и Лев – гости нашего урока. Они познакомят нас с новой буквой.

На доске представлены иллюстрации с изображением персонажей. Учитель рассказывает сказку:

«Жили-были Лев и Белка. Жили они в зоопарке. Днем было весело – приходили ребята, а вечером Белка читала книги, а Лев рычал. Однажды Лев заболел. На него напала скука.
Тогда Лев спросил Белку: «Почему тебе не скучно никогда?»
– Я читаю книги, – ответила Белка.
– Если твои книги помогут побороть скуку, – сказал Лев, – я их тоже почитаю».

V. Открытие нового знания.

1. Звуковой анализ слов «лев», «белка».
«– Смотри, – сказала Белка, – ты большой, а имя у тебя короткое. Я маленькая, а имя у меня длиннее.
Лев не поверил».

– Давайте, ребята, поможем Белке доказать свою правоту, выполнив звуковой анализ слов «лев» и «белка» и составив звуковые модели этих слов.

- Как будете действовать? Составим план. С чего начнём работу? Что дальше?

- Как будете определять гласный это звук или согласный?

Далее учащиеся самостоятельно составляют звуковые модели слов, один ученик работает у доски.

Проверка выполнения задания. Дети показывают знаком своё согласие или несогласие.

- Сколько звуков в слове лев, а в слове белка?

- Назовите каждый звук в словах и дайте звукам характеристику. (Для твёрдых согласных звуков назвать парный звук по твёрдости – мягкости, аналогично для мягких согласных звуков).

- Какой одинаковый звук встретился в этих словах? Что заметили? (Услышали звук э после мягкого согласного звука).

- После какого согласного звука услышали звук э? (после мягкого согласного).

- Как вы думаете, какой буквой на письме будем обозначать звук э в  этих словах?

– На письме звук э после мягкого согласного звука будем обозначать буквой е.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой Е,е, будем учиться эту букву узнавать.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Из-под веток старой ели (шаги на месте)
Толстый дядюшка Енот
Вылезает еле-еле- (остановиться и показать на живот)
У него болит живот.
Что случилось, расскажи-ка? (повороты туловища)
«Я объелся ежевикой».
Раз – два- три- четыре-пять (прыжки на месте)
Букву «Е» нам надо знать!

2. Знакомство с новой буквой.

- Для чего нам нужно знать, для  чего мы изучаем буквы Е, е? (Чтобы уметь читать и писать слова с этими буквами).

- Рассмотрите букву. Это письменные буквы, с ними мы познакомимся на уроке письма. А это печатные буквы.

- Почему их две? Для чего нужна заглавная буква?

- На что похожа буква Е?

Читающие дети читают  стихи про букву «Е»:

1.

На дворе – такая жалость –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.

2.

Ева гребнем причесалась –
В нем три зубчика осталось.

3.

Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.

- О какой букве шла речь в этих стихотворениях?

- Сконструируйте заглавную букву, используя те предметы, которые есть у вас на парте.

- Молодцы, замечательные буквы получились.

3. Работа по закреплению зрительного образа (рабочая тетрадь «Я учусь писать и читать»). с. 35.

- Теперь Белка предлагает поработать в тетрадях «Я учусь писать и читать».

- Открываем тетрадь на с. 35.

– Рассмотрите верхний рисунок. Сформулируйте задание к этому рисунку.

- Нужно закрасить участки с буквами Е,е.

- Что получилось? (Получилась буква Е).

- Чему учились выполняя это задание? (узнавать буквы Е, е).

4. Работа в тетради «Учимся писать печатные буквы» с. 13.

- А теперь научимся писать печатные буквы Е, е.

- Сколько элементов понадобится, чтобы напечатать буквы Е, е.

Далее учащиеся работают в тетради: обводят по контуру и 5 раз печатают букву самостоятельно.
- Молодцы, ребята, и с этим заданием справились.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мимо  сосен, мимо елей (бег)
Все бежали, все летели! (машем руками)
Впереди спешит Енот, (прыжки)
На спине Ежа несёт,
За Ежом вздыхая тихо, (приседания)
Ежевику ест Ежиха.
Кто бегом, кто еле-еле (бег, переходящий в ходьбу)
Шёл вперёд к заветной цели!

4. Упражнения в словообразовании:

Работа по учебнику с. 50.

- Белка предлагает нам поиграть в игру «Словоизменение».

- Подумайте, какое слово может получиться, если изменить вторую букву в слове «белка»?

ПРОВЕРКА: составить у доски  схему из кубиков, образовать новые слова.

 

е

 

 

 

- Изменится ли схема слова, если поставим в слово букву а?

- Почему  в слове балка первая фишка поменяла цвет?

 

а

 

 

 

-  Кто знает, что такое балка? Где об этом можно узнать? (в толковом словаре).

- Помогите найти слово в толковом словаре. Расскажите, как будете действовать?

Показ  рисунка «Балка», объяснение значения слова.

- А какое слово получится, если вместо  буквы «а» поставить «у»?

 

у

 

 

 

- Что такое булка?

- Молодцы, верно справились с заданием белочки. Льву очень понравилась игра с гласными. Лев понял, что чтение и скука несовместимы.

VI. Итог

- Наш урок подошёл к концу.

- Какие цели перед собой ставили? (Познакомиться с новой буквой, научиться её узнавать).

- Удалось ли достигнуть этих целей? Какой секрет буквы е открыли?

- Продолжите предложение.

- Сегодня на уроке

  • я  узнал (а),..
  • я научился (ась)…
  • мне было интересно…
  • мне было трудно, сложно …

Закончен урок, и выполнен план,   
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!
- Спасибо всем за урок.