Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования экологической грамотности обучающихся

Разделы: Иностранные языки


Работая в эколого-лингвистической школе “Эко-time”, которая проходит в каникулярное время, мы разработали курс “Наши зеленые друзья”. Это краткосрочный курс для детей начальной школы и 5-х классов по экологическому воспитанию во внеурочное время. Необходимо отметить, что работая по УМК “Английский в фокусе”, мы реализуем основные направления ФГОС, направленные на развитие личности обучающегося, способного к саморазвитию, познанию, освоению социальных компетенций, универсальных учебных действий, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметные понятия. Учащиеся осваивают в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению новых знаний, их преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научных знаний, лежащих в основе современной научной картины мира [1].

В нашей работе знания, полученные на уроках английского языка были интегрированы в краткосрочный курс “Наши зеленые друзья” в рамках эколого-лингвистической школы.

Цели и задачи нашего курса состояли в следующем:

- выяснить, какие комнатные растения нас окружают,

- узнать их научные названия не только по-русски, но и на латинском и английском языках,

- познакомиться с экологическими характеристиками растений,

- научиться ухаживать за ними,

- узнать откуда родом растения, обитающие в нашей школе,

- научиться определять название растения по его описанию,

- представить результаты краткосрочного исследовательского проекта в форме мультимедиа презентации.

Мы старались сделать задания посильными, интерактивными и вызывающими положительные эмоции. Заключительным занятиям предшествовала большая подготовительная работа: повторение тематической лексики на английском языке, изучение новой, составление тематического словарика, инсценировки стихов и песен на английском языке о цветах, обработка анкетных данных, экскурсии по школе с целью ознакомления с растениями, квесты, рассказы о своих комнатных растениях, мы учились распознавать названия растений по их описанию и правильно ухаживать за ними. Мы делали акцент на усвоение детьми названий растений, места их произрастания, а также пользы для человека.

Все дети приняли участие в исследовании растений, подготовке проектов, сборе материалов, и, что самое важное, в презентации своего исследовательского труда. Кто-то представлял проект на русском языке, а кто-то на английском.

Работа проводилась с использованием игровых, коммуникативных, интерактивных, проектных технологий. Задания были разноуровневые, формы работы – индивидуальная, парная, групповая.

Мы хотели бы представить задания для заключительного занятия по активизации и систематизации знаний, полученных в ходе исследовательской работы над проектом.

Задачи. Выполнить мини-проекты для общего коллажа

Деятельность участников

Закрепить названия растений Соотнесите фото комнатного растения с его названием на русском языке.
Развитие языковой догадки Соотнесите фото комнатного растения с его названием на латинском языке.
Развитие языковой догадки Соотнесите фото комнатного растения с его названием на английском языке.
Закрепить знания об изученных растениях Соотнесите растение с его описанием на русском и английском языках.
Закрепить названия континентов, растений, грамматических структур на английском языке. Назовите континенты и покажите их на карте мира. Определите, какой континент является родиной растения. Прикрепите растения на карту мира.
Актуализация знаний и умений Выполните письменные задания с опорой на текст-описание.
Определить экологические характеристики растений Распределите мини-проекты на две условные группы согласно экологическим характеристикам растений: растения-лекари и растения-экологи.

Итог: Результатом групповой работы явился красочный коллаж о комнатных растениях, без которых наша жизнь была бы скучной, а здоровье не таким крепким.

Рефлексия Ответьте на вопросы:

1. Откуда родом большинство растений?

2. Служат ли растения только украшением интерьера или помогают нам быть здоровыми?

3. Какие растения очищают воздух?

4. Какие растения используют в медицине?

5. За всеми ли растениями следует ухаживать одинаково?

Защита проектов в группах Представьте свое растение, используя информацию из выполненных вами заданий на предыдущем занятии.

Сделайте вывод по плану:

1. Какие континенты являются родиной большинства наших растений?

2. Каких растений недостаточно в нашей школе?

3. Являются ли растения действительно нашими зелеными друзьями?

Описание заданий

Объединитесь в пары. Перед вами на столе лежат папки с заданиями.

1. Возьмите файл, в котором лежат фото 2 растений с названиями и описанием на русском и английском языках. Соотнесите фотографии с названиями растений на русском языке. Приклейте вверху рядом с фото.

2. Найдите название этого растения на латинском языке. Помните, что это общепринятое международное название. Буква L после названия обозначает Latin – латинский. Приклейте латинское название растения под русским.

3. А теперь приклейте название растения на английском языке.

4. Покажите фото своего растения и назовите его. (Дети называют растения на русском и английском языках).

5. Мы определили названия растений на трех языках. Давайте подберем описание растения на русском и английском языках. Приклейте их на тот же лист так, чтобы было красиво. Это ваши мини-проекты, поэтому надо работать аккуратно.

6. Позже вы свои проекты поместите в коллаж на доску. Покажите, что у вас получилось.

7. Выполняем письменные задания. А сейчас каждый из вас поработает со своим проектом. Возьмите листы с заданиями (для младшей группы предлагаются задания 1-2, для старшей – задания 3-4). Подпишите их. Задания - разного уровня сложности. Посмотрите образец их выполнения (на экране дается образец выполнения заданий).

TASK 1. Read the text and complete the fact file below. (Прочитайте описание растения и заполните таблицу).

Name/название: _______________________________________

Species/количество видов: ______________________________

Continent/континент: ___________________________________

Use/ польза: __________________________________________

Likes/уход: ___________________________________________

TASK 2. Fill in the blanks. (Заполните пропуски слов в предложении с опорой на таблицу).

_______________________ comes from _______________________________ ________________________________________________________________.

It has ________ species. The plant _____________________________________

________________________________________________________________.

It likes ( doesn’t like) ________________________________________________ ________________________________________________________________.

TASK 3. Read the text and complete the box below. (Прочитайте описание растения и заполните таблицу).

Name/название растения  
Continent/континент  
Species number/кол-во видов  
Ecological/healing characteristics/

экологические характеристики

 
Caring about/уход за растением  

TASK 4. Write a short description of the plant using the grammar structures. (Опишите растение с опорой на таблицу, используя грамматические структуры: it comes from ..., it has..., it cleans ..., makes ..., wets ..., keeps our ... healthy, likes/doesn’t like ...).

8. Давайте проверим выполненные задания. Положите листы с заданиями в свои папки. Вы будете работать с ними на следующем занятии.

9. А сейчас посмотрите на карту, найдите континент, откуда родом растение, поместите фото на этот континент. Сделайте вывод о том, где произрастает больше всего растений.

10. Прежде чем вы выполните следующее задание, давайте вспомним экологические характеристики растений (на доске листы с их определением).

11. Поместите ваши проекты на доску, распределив растения по их экологическим характеристикам: растения-экологи и растения-лекари.

12. И в заключение подводим итог нашей работе (рефлексия: ответы на вопросы).

13. На следующем занятии вы разобьетесь на 2 группы. 1-я группа будет представлять растения-экологи, а 2-я группа растения-лекари (групповая защита проекта).

Задания были даны для разновозрастных групп, используя одни и те же технологии, приемы и формы работы. Для младшей группы и детей с низким уровнем знаний и умений задания были сделаны на цветной бумаге.

На заключительном занятии дети защищают свои проекты по группам и делают общие выводы.

Выводы

1. Большинство растений родом из Ю.Африки, Ю.Америки и тропической Азии.

2. Исследовав растения, содержащиеся в школе, мы увидели многообразие видов, относящиеся как к целебным растениям, так и к растениям-экологам (их большинство).

3. Мы попросили администрацию школы приобрести те виды растений, которых недостаточно для создания благоприятной экологической среды:

- циперус, диффенбахию и монстеру для увлажнения воздуха;

- фикус и спатифиллум для поглощения вредных веществ;

- кодиеум для ионизации воздуха в помещении, где работает телевизор или компьютер, а также для стимулирования иммунной системы;

- бегонию для здоровой дыхательной системы;

- герань для укрепления нервной системы;

- каланхое для здоровых уха, горла, носа;

- алое для укрепления иммунитета.

4. Нам необходимо беречь комнатные растения, они сохраняют нам здоровье; озеленять помещения нашей школы, помогать ухаживать за растениями, находящимися в кабинетах.

1. On having learnt pot plants at our school we saw a lot of various species of them. They are plants-doctors and plants-ecologists.

2. Most of the plants come from South America, South Africa and tropical Asia.

3. There is lack of some plant species at school:

- aloe – for strong immunity;

- nutsedge, tuftroot and monstera– for wetting the air;

- rubber plant and spathe flower – for taking off harmful substancies;

- croton – for making the air fresh in rooms where a TV or a computer work, and for the immunity system;

- elephant’ ear – for healthy lungs;

- crane’s-bill – for getting us energy;

- tom thumb – for keeping our ears, throat and nose healthy.

4. We should keep school pot plants because they help us not to be ill. We should help care about the pot plants in the classrooms because they clean the air and save our health.

Участники эколого-лингвистической школы “Эко-time” представили результаты своего исследовательского проекта перед родителями и гостями на закрытии школы, а затем и на ежегодной региональной экологической научно-практической конференции школьников Южного Подмосковья “Экополис – город будущего” в форме стендового доклада.

Список литературы

1.Английский язык. Книга для учителя. 5 класс: пособие для общеобразовательных организаций/ Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс. – 4-е изд. – исправл. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2013. – 192 с.: ил. – (Английский в фокусе). – ISBN 978-5-09-031471-8.