Интегрированный урок на тему "Группы растений". 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5

Ключевые слова: загадки, логоритмика, интеграция с логопедом и психологом


Интегрированный урок биологии для учащихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения, другие нарушения здоровья).

Класс детей с ОВЗ появился в нашей школе в прошлом учебном году. Это была начальная ступень обучения, шестеро детей 2-4 класса. Летом школа получила заказанное оборудование, игры и пособия, диагностические материалы. В этом учебном году был сформирован 5-6 класс обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Урок мы показали во время дня открытых дверей, который ежегодно проводится педагогическим коллективом нашей школы для педагогов района. Мероприятие состоялось в начале декабря 2016 г., поэтому тема ели –голосеменного растения, звучала особенно актуально, и не только на уроке биологии. Ребята нарисовали рисунки, приняли участие в школьной выставке.

При проведении этого мероприятия мы ставили пред собой цель развития познавательных способностей и речи учащихся на предметном материале урока биологии.

Задачи урока были следующие:

  • развитие у учащихся познавательных процессов: мышления (операций сравнения, классификации, анализа и синтеза, умения формулировать умозаключения); произвольного внимания, памяти;
  • развитие понимающей компетенции, умения оперировать научными понятиями;
  • развитие связной речи (форм диалога, монолога, развитие умения формулировать полный ответ на вопрос);
  • развитие сенсорной сферы, общей и мелкой моторики;
  • пополнение запаса слов и знаний об окружающем мире.

На уроке было использовано оборудование и наглядные средства: электронное оборудование для демонстрации презентации «Части растения», «Группы растений». Магнитная доска, на которой демонстрировались наборы картинок с изображением растений. Планшеты с резиночками, еловые шишки для массажа рук и развития мелкой моторики. Деревянные «кочки» для развития умения сохранять равновесие. Подарки для сюрпризного момента. Учебные принадлежности.

Активно использовалось вариативное повторение, многообразные формы представления изучаемых понятий, развивающие сенсорное восприятие и мобилизующие различные виды памяти.[2]

Виды деятельности учащихся в течение урока постоянно менялись. Были использованы физ. минутки в виде логоритмических упражнений в сочетании с разнообразными гимнастиками и массажем.Автор содержания упражнения «Что такое?» и загадок о растениях – Лузан Светлана Владимировна.

Наше мероприятие было одним из элементов системы учебных занятий. Мы ограничили содержательное наполнение урока изучением только двух групп растений, связав эту тему с предыдущей темой «Строение растения» и последующими темами учебного курса.

При разработке урока учитывались индивидуальные образовательные потребности учащихся и их личностные особенности, зоны их актуального развития. [3]

Занятие мы постарались выстроить с учётом принципа системности – единства целей, задач, направлений изучения содержания, методов обучения, форм взаимодействия его участников.

За ходом урока наблюдали не только педагоги других школ, но и все родители учащихся, специально приглашённые в этот день в школу.

Для повышения интереса ребят к участию в уроке была использована форма «Конкурса всезнаек», за правильные ответы и активное выполнение заданий им давались фишки. Благодаря этому в конце занятия ребята сами смогли объективно оценить своё участие в изучении темы, с удовольствием отвечали, думали, играли.

Ход урока

Педагоги

Cодержание деятельности педагогов

Содержание деятельности учащихся

Формирование базовых учебных действий, развитие познавательных процессов и речи.

Организационный, мотивационный этап.

учитель биологии

 

 

педагог-психолог

Отгадайте загадку:

Земля-прекрасная зелёная планета:
Всё зелено, куда не бросишь взгляд!
Вы догадаетесь, во что она одета,
И что же создаёт её наряд?

Формулирование темы урока «Растения». Проверка готовности к уроку.

Объявляет Конкурс всезнаек «Что ты знаешь о растениях?»

Отгадывают загадку, формулируют тему

Принимают правила проведения конкурса

Формирование эмоционально-волевой регуляции поведения.

Развитие внимания, мышления.

Формирование учебной мотивации.

Целеполагание и мотивация.

учитель биологии

 

 

 

 

 

 

 

педагог-психолог

Что вы знаете о растениях? (предъявление презентации). Ответы на вопросы о строении растений, значении их частей.

Чего вы ещё не знаете? (группы растений).

Формулирование цели и задач:

Цель: узнаем группы растений.

Задачи:

  • Вспоминаем строение растений.
  • Изучаем группы растений.
  • Сравниваем растения и понимаем, почему их разделили на такие группы.

Запись в тетради даты и темы урока.

Физ. минутка. «Что такое?».

Что такое есть над нами? (руки кверху)
Что такое есть под нами? (наклон, касаемся пола) Что такое есть за нами? (поворот назад)
Что такое перед нами? (показываем перед собой)
Есть над нами солнца круг(руки кверху).
Под ногой цветущий луг(наклон, касаемся пола)
Есть за нами тёмный лес,
Полный сказок и чудес (поворот назад).
Мы налево посмотрели-
Там растут густые ели (поворот налево).
Мы направо отошли-
полевых цветов нашли (поворот направо).
Перед нами круг друзей,
С ними будет веселей (круг руками перед собой).

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетради дату и тему урока «Группы растений».

выполняют упражнение

Развитие действий целеполагания и планирования деятельности.

Развитие произвольного внимания, мышления (анализ, синтез, формулировка умозаключения).

Формирование учебной мотивации.

Развитие умения формулировать полный ответ на вопрос адекватно содержанию.

Пополнение словарного запаса, развитие связной диалогической речи.

Развитие общей моторики и пространственного восприятия, речевой памяти, умения использовать предлоги.

Актуализация знаний и прошлого опыта.

учитель биологии

педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учитель биологии

педагог-психолог

Опрос по строению растений с использованием презентации.

Физ. минутка: «Ходьба по кочкам»

Дидактическая игра. Загадки о частях растения с предъявлением слайда с их изображением после правильной отгадки.

Я за землю зацепился, я растение держу,
Я и воду, и питание к растенью подвожу.

Он выносит листья к свету и на нём цветут цветы.
Он бывает невысоким и огромной высоты.

Мы – зелёные ладошки, к солнцу тянемся всегда.
Нам, конечно, нужен воздух, а ещё нужна вода.
В наших жилках сладкий сок,
Держи нас крепче, стебелёк!

Мы испускаем дивный аромат.
И ярок, и прекрасен наш наряд.
В нас семена рождаются, плоды.
Нет ничего прекрасней, чем (цветы).

Мы сочны и приятны на вкус:
Помидоры, малина, арбуз.
Выполняем мы важный заказ:
Семена получают из нас.

Ты в тёплую землю меня положи, поливай.
Ты злым сорнякам меня погубить не давай.
Лишь несколько дней подожди ты, и время придёт-
Зелёный росточек к тебе от меня из земли прорастёт.

Показ слайдов.

Давайте поиграем в игру «ОН-ОНИ». (образование мн. ч. Им. сущ., обозначающих части растения)

Отвечают на вопросы.

Каждый после отгадывания загадки выходит к доске по «кочкам».

Отгадывают загадки о частях растения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание на образование мн. ч. Им.П. сущ.

Развитие умения формулировать полный ответ на вопрос адекватно содержанию.

Развитие общей моторики, умения сохранять равновесие.

Развитие понимания содержания научных понятий.

Развитие умения использовать полученные знания в разных ситуациях.

Развитие умения анализировать содержание устного сообщения, графической информации, печатного текста и выявлять ключевые понятия.

Развитие мнестических способностей.

Развитие лексико-грамматической стороны речи.

Организация познавательной деятельности. Работа с новой темой.

педагог-психолог

Какие растения вы знаете, ребята? (Картинки на магнитной доске)

Учащиеся называют: цветы, деревья, овощные растения и др.

Пополнение словарного запаса. Расширение запаса знаний об окружающем мире.

Применение знаний (сравнение). Контроль усвоения знаний.

Учитель биологии

 

 

 

Педагог-психолог

учитель биологии

 

 

 

 

 

педагог-психолог

 

учитель биологии

Эвристическая беседа об особенностях растений:

Какие из растений хотя бы раз цветут?

А у каких растений вызревание семян происходит в шишках? (Проговаривание названий групп растений – голосеменных и цветочных, запись на доске).

Эта шишка какого растения? Давайте покрутим её между ладонями.

Физ. минутка: выполнение на планшете фигуры ёлочки по образцу. Анализ геометрических форм.

Давайте запишем группы растений в тетради.

На доске оформляется образец записи:

Группы растений:

  1. Голосемянные (ель, сосна);
  2. Цветковые (цветут хотя бы один раз).

Сегодня на уроке мы поговорили только о двух группах растений. На следующем уроке мы будем изучать папоротники и водоросли.

Физ. минутка. Какое голосеменное растение мы наряжаем на новый год?

Упражнение «Ёлочка».

Перед нами ёлочка: шишечки, иголочки,
Шарики, фонарики, зайчики и свечки,
Звёзды, человечки [1]

Даёт домашнее задание к следующему уроку по учебнику.

Отвечают на вопросы

Наблюдают, понимают, внимательно слушают.

 

Массажируют ладони, отвечают на вопросы.

Выполняют на планшетах с помощью резинок фигуру ёлочки по образцу.

 

 

Записывают в тетрадях название групп растений, образец правописания на доске и в презентации.

 

 

 

Выполняют упражнение.

 

 

 

Записывают задание в дневник.

Развитие умения анализировать содержание устного сообщения, графической информации, печатного текста и выявлять ключевые понятия.

Развитие мыслительных процессов классификации, сравнения, анализа и синтеза.

Развитие понимания содержания научных понятий.

Развитие мелкой моторики и осязания, пространственного восприятия, знания геометрических фигур.

Развитие произвольного внимания.

Формирование грамотной письменной речи.

Развитие пальчиковой моторики, речевой памяти, психоэмоциональная разгрузка.

Формирование эмоционально-волевой регуляции поведения.

Рефлексия.

учитель биологии

 

педагог-психолог

Задаёт учащимся вопросы:

  • какова тема урока?
  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Что вам было трудно? Непонятно?
  • Что вам понравилось?

Подсчёт фишек и определение победителя.

Отвечают полными ответами

Умение формулировать полный ответ на вопрос адекватно содержанию.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии, реализация коррекционной нормы.

Развитие самооценивания.

Сюрпризный момент.

учитель биологии

педагог-психолог

Ребята, за ваши знания цветковых и голосеменных растений они дарят вам подарки. Их нужно найти в кабинете. Посмотрите внимательно, не появилось ли что-нибудь новенькое?

Подарки от голосеменных и цветковых растений: кедровые шишки и «чупа-чупсы», оформленные как цветы.

Ищут и принимают подарки.

психоэмоциональная разгрузка.

Список литературы:

  1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
  2. Коновалова Е.Ю., Фальковская Л.П. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья на муниципальном уровне: методическое пособие/ Е.Ю. Коновалова, Л.П. Фальковская. – Красноярск:КК ИПК и ПП РО, 2011.-52 с.
  3. Попов В.С. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ: учебно-методическое пособие /В.С. Попов.- Красноярск: КК ИПК и ПП РО, 2013.-120 с.