Цель программы: Социальная адаптация подростка к текущим социально-экономическим условиям жизни, при выходе из школы-интернат.
Задачи:
- Повысить адаптивность воспитанника, исходя из социального опыта, возможностей и способностей подростка;
- Формировать позитивное отношение подростка к самому себе и окружающему миру.
- Обучать приемам снятия эмоционально-волевого напряжения, повышать стрессоустойчивость;
- Профилактика и пропаганда ЗОЖ.
- Повысить интеллектуальный и нравственный уровень обучающегося.
- Ориентировать подростка в профессиональном самоопределении.
Актуальность темы:
Социализация представляет собой процесс взаимодействия личности и общества, в ходе которого человеком усваиваются знания, убеждения, умения, социальные нормы, правила, роли, принятые в данном обществе и его референтной группе посредством собственной активности и чужого влияния. От того, как прошла социализация в детстве, зависит вся дальнейшая жизнь человека, именно в детстве закладывается все то, что потом помогает жить в течение всей жизни. Создание факторов успешной социализации детей, оставшихся без попечения родителей в условиях интернатного учреждения, обеспечивает подготовку своих выпускников к самостоятельной трудовой деятельности. Педагогам и специалистам интернатного учреждения следует обратить внимание на развитие таких качеств личности, которые обеспечивают успешность именно в современной жизни: коммуникативную культуру, умение следовать поведенческим моделям, адекватным ситуации; умение сделать осознанный и ответственный выбор; умение работать в группе, коллективе; универсальные навыки деятельности, мотивированной на достижение успеха (умение оценить свои способности, объективную трудность задачи, умение ставить адекватные своим возможностям цели, объективно оценить причину своих неудач); способность к творческой деятельности, к продуцированию новых идей (умение решать проблемные ситуации при дефиците имеющихся средств, способов и знаний, проявляющееся в способности к обнаружению и постановке проблем; способности к генерированию большого числа идей; в гибкости и оригинальности способности действовать нестандартно, способности усовершенствовать объект, добавляя детали и др).
Индивидуальный образовательный маршрут ученика выпускного класса, оставшегося без попечения родителей. | |||
Целевой раздел необходимой помощи |
Содержание раздела |
Контролируемые параметры (или предполагаемое поведение ребенка) |
Сроки проведения |
Педагогическая помощь |
Развитие навыков самообслуживания |
Привлечение к общественно-полезным мероприятиям, создание обучающих ситуаций. Привлечение к участию в конкурсах-смотрах «Внешний вид спальных комнат», операции «Чистый двор». Цикл бесед «Азбука делового человека» направленна на формирование сознательной потребности в труде. |
|
Социально- коммуникативное развитие |
Навыки общения со сверстниками: Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для развития коммуникативных навыков. (Автор-составитель Н.А. Сакович). Групповые заняти-практикумы «Общение без конфликтов»; |
|
|
Речевое развитие |
Формирование речевой культуры: Беседа с элементами тренинга "Сила слова или яд сквернословия" Знакомство с приемами речевого самоконтроля и развитие коммуникативных навыков. |
|
|
Художественно-эстетическое развитие |
Формирование эстетического вкуса и стремления к прекрасному: Цикл виртуальных экскурсий «Художественные галереи мира», «Вариации прекрасного», «Путешествия по музеям России».; Освоение гуманистических ценностей: Цикл бесед «Я среди людей»; Формирование художественно-эстетической толерантности: Цикл занятий «Культура народов мира» |
|
|
Физическое развитие |
Формирование навыков здорового образа жизни: Программа «Хочу быть здоровым!»; Профилактика вредных привычек: агитационная деятельность: «Нет табачному дыму!» Диалоги о вредных привычках. |
|
|
Интеллектуальное развитие |
Формирование познавательных интересов: Образовательная программа по внеурочной деятельности «Тренировка для ума» Составитель: Афанасьева Елена Васильевна |
|
|
Развитие творческих способностей |
Формирование специальных возможностей происходит на занятиях в творческих мастерских, кружках, секциях. Овладение приемами творческого самовыражения достигается благодаря привлечению к исследовательской работе: «Молодежные субкультуры», «Традиции русских праздников»; выполнение индивидуальных творческих работ: «Дневник победы»; мини-проект «Жизнь замечательных людей» |
|
|
Помощь в самоопределении |
Диагностика : Дифференциально диагностический опросник (ДДО; Е.А.Климов) , Методика «Карта интересов»; Ознакомительные занятия «Мир профессий»; составление индивидуальной карты по самоопределению «Личностное портфолио старшеклассника». Программа по профориентационной подготовки «На пороге взрослой жизни» |
|
Литература.
- Абельбейсов В.А., Москва «Социализация сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: теоретико-методологические основы».
- Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для развития коммуникативных навыков. (Автор-составитель Н.А. Сакович).
- Институт повышения квалификации педагогических работников по Павлодарской области ГУ «Детская деревня семейного типа города Павлодара».
- Программа социальной адаптации подростков «Я сам строю свою жизнь».
- Образовательная программа по внеурочной деятельности «Тренировка для ума» Составитель: Афанасьева Елена Васильевна.
- Программа тренинговых занятий по социальной адаптации подростков «Твой мир».