Цель:
- Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности в природе и быту.
- Обучение умениям и навыкам, необходимым для действия в экстремальных ситуациях.
- Включение родителей в единое образовательное пространство.
Задачи:
- Формирование у детей экологической грамотности, бережного отношения к природе и её обитателям;
- Познакомить с историей возникновения огня. Дать понятие детям, когда огонь – друг, а когда – враг.
- Углубление и систематизация знаний о причинах возникновения пожаров, об опасности пожаров для окружающей среды и собственного здоровья;
- Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, правилах безопасного поведения при возгорании и задымлении на природе и в быту;
- Познакомить со средствами пожаротушения. Учить приемам элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;
- Расширить знания детей о профессии пожарного, воспитывать уважение и чувство благодарности к людям, которые помогают в трудных ситуациях.
- Воспитывать в детях уверенность в своих силах, чувство осторожности и самосохранения, проводить профилактику по преодолению страха перед огнем;
- Развивать такие интегративные качества личности дошкольников как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о собственной безопасности;
- Воспитывать самостоятельность и чувство ответственности за безопасность окружающих людей;
Вид проекта: информационно-творческий, познавательно-исследовательский, здоровьесберегающий.
Срок реализации проекта: март – май
Актуальность проекта:
В России участились стихийные бедствия, в том числе пожары (пожары в лесу, пожары в быту). Причины пожаров могут быть разные: случайно брошенная в лесу спичка, непотушенная сигарета, неумение обращаться с электрическими приборами, неисправные печи, детская шалость с огнем и многие другие, что приводит к гибели людей, животных, птиц, растений. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7 пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожаров – дети, 3/4 из них – дошкольники. Это происходит из-за отсутствия у детей защитной психологической реакции на экстремальные ситуации, несформированных элементарных навыков самосохранения, а также ослабление надлежащего контроля со стороны взрослых за поведением детей. Реализация данного проекта дает возможность рассказать и показать детям как созидательную, так и разрушающую силу огня, научить мерам предосторожности, а также правилам безопасного поведения при возникшем пожаре, как в природе, так и в быту, которые помогут сохранить им жизнь.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие (здоровье).
Участники проекта: воспитатели, дети, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, медперсонал, психолог, родители.
Планируемые результаты проекта:
- Знания о причинах пожаров на природе и в быту и правилах поведения во время пожара;
- Повышение экологической грамотности детей, заинтересованности в бережном отношении к природе и её обитателям;
- Профилактика панического страха перед огнём;
- Умение правильно реагировать и действовать в экстремальной ситуации;
- Умение вести ролевой диалог с диспетчером пожарной службы “01”
- Повышение заинтересованности и мотивации детей к занятиям;
- Развитие у детей познавательной активности, любознательности, творческих способностей, коммуникативных навыков; Развитие связной речи, пополнение и активизация словарного запаса;
- Привлечение родителей в проектную деятельность. Улучшение взаимоотношений между педагогами, родителями и детьми посредством участия родителей в творчестве детей;
- Повышение авторитета семьи в вопросах воспитания, создания благоприятного психологического микроклимата в семье.
- Повышение компетентности участников педагогического процесса по вопросам пожарной безопасности.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап:
- постановка проблемы;
- обсуждение темы проекта с детьми и родителями;
- беседы для уточнения имеющихся знаний у детей об экологической грамотности и пожарной безопасности.
- подбор методической, научной и художественной литературы по теме проекта: чтение энциклопедий, подбор и рассматривание сюжетных картинок и иллюстраций, чтение художественной литературы, в том числе произведений малой фольклорной формы (загадки, пословицы, поговорки);
- изготовление и приобретение дидактических и настольных игр по тематике проекта
- анкетирование родителей;
- подбор методического материала для родителей.
2. Основной этап:
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников.
- организация и проведение тематической образовательной деятельности
- проведение досугов, викторин, театрализация и инсценировка литературных произведений
- познавательно-исследовательская деятельность
Планируемая работа по реализации проекта:
Вид деятельности:
Беседы:
Участники: дети, воспитатели, психолог, медперсонал.
- “Лес – наше богатство”;
- “Какую пользу приносит лес?”;
- “Лес и его обитатели”;
- “Берегите лес!”;
- “Берегите лес от пожара!”;
- “Спички детям не игрушки”;
- “Огонь – друг, огонь – враг”;
- “Не шутите вы с огнем, чтобы не жалеть потом”;
- “Правила пожарной безопасности”;
- “Наш номер – 01”;
- “Если дома ты один”;
- “В жизни всегда есть место подвигу”, “Пожарный – отважная профессия!”
Дидактические игры и упражнения:
Участники: дети, воспитатели
“Что растет в лесу?”, “Собери картинку”, “Собери в кузовок”, “Собери букет”, “С какого дерева лист?”, “Отгадай дерево”, “Отгадай по описанию”, “Зачем люди ходят в лес?”, “Как заботиться о лесе?”, “Чей детеныш?”; “Собери семью вместе”; “Чудесный мешочек”, “Ягодка лесная, ягодка садовая”, “Напоминающие (экологические) знаки”, “Мы – волшебники”, “Отгадай и нарисуй”; “Четвертый лишний”, “Назови ласково”, “Доскажи словечко”, “Один - Много”, “Посчитай-ка!”, “Расскажи-ка!”, “Закончи предложение”, “Что изменилось?”, “Скажи наоборот”, “Определи действие”; “Что сначала, что потом?”, “ Горит – не горит”, “ Средства пожаротушения или как можно потушить пожар”, “Причины возникновения пожаров”, “Позвони в пожарную часть!”, “ Хорошо – плохо ”, “Разрешается - запрещается”, “Кросс – вопрос”, “Опасные предметы”.
Дидактические упражнения:
- “Разложи по порядку”;
- “Сообщи о пожаре по телефону”;
- Составление рассказа “Что надо делать, если случился пожар?
- Разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, считалок, стихов, загадок (по тематике проекта);
- Придумай загадку на тему: “Деревья”, “Грибы”, “ Ягоды”, “Лес”, “Дикие животные”, “Огонь”, “Пожар”, “Опасные предметы” и др.;
- Ботаническое лото; “Времена года”, “Лото – пожарная безопасность”, “Обитатели леса”;
- Разрезные кубики, пазлы “Времена года”, “Листья”; “Ягоды”, “Дикие животные”, “Пожар;
- Конструктивная игра “Зашей комбинезон” (подобрать заплатки), “Помоги лесным жителям найти свой дом” (логика);
- Составление телефона пожарной части “01” из счетных палочек, геометрических фигур, мозаик и т.д.;
- Конструирование пожарной машины, номера телефона “01” из ЛЕГО.
Сюжетно-ролевые игры:
Участники: дети
Магазин “Дары леса”, “Лесник”, “Мы – пожарные”, “Один дома”, “Осторожно, пожар!”
Решение проблемных ситуаций:
Участники: дети, воспитатель.
- “У Зайки загорелся дом”;
- “Дым” (“Дым в лесу”, “Дым в квартире”);
Чтение художественной литературы:
Участники: дети, воспитатели
- К.И. Чуковский “Путаница”;
- С.Я. Маршак “Кошкин дом”;
- С.Я. Маршак “Пожар”;
- С.Я. Маршак “Рассказ о неизвестном герое”;
- С. Михалков “Дядя Степа”;
- Б. Жидков “Пожар”;
- Б. Жидков “Дым”;
- В. Ровицкий “Друзья в твоем доме”;
- К. Паустовский “Барсучий нос”;
- Е. Хоринская “Спичка-невеличка”;
- Т. Фетисов “Куда спешат красные машины”;
- Л.Н.Толстой “Пожарные собаки”;
- Л.Н.Толстой “Пожарные машины”;
- Чтение загадок и пословиц по тематике проекта;
- “Огненные” пословицы и поговорки: “Где огонь, там и дым. Слёзы пожара не тушат. Дыма без огня не бывает. Дерево с огнем не дружит. Спичка – невеличка, а Огонь – великан. Упустишь огонь – не потушишь. Огонь – друг и враг человека”;
- Стихотворения о пожаре, правилах пожарной безопасности. Стихи “Нельзя брать спички, зажигалки”;
- Экологические сказки: “Пожар в лесу”, “Сказка о том, как необходимо беречь природу для детей дошкольного возраста”, “Сказка о непослушной спичке”; Сказка-легенда “Как человек подружился с Огнем”;
- Я. Тайц “По ягоды”;
- Г. Горн; “Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких”;
- Т.Д. Нуждина “Энциклопедия для малышей “Чудо – всюду”;
- Выставка книг, альбомов и иллюстраций в книжном уголке по тематике проекта.
- Просмотр и обсуждение мультфильмов по тематике проекта
Экскурсии:
Участники: дети, воспитатели, родители
- Экскурсии в лес, парк: “Пожарная безопасность в природе”, “Берегите лес от пожара!”
- Экскурсия по детскому саду: Знакомство с уголком противопожарной безопасности, эвакуационными путями “Тренировочная эвакуация”.
Пальчиковая гимнастика:
Участники: дети, воспитатели
“Листья” “Лесные подарки”, “Зайка”, “Сидит белка”, “Кап, кап, кап”, “Веснянка”, “Тили-тили-тили-бом”.
Разучивание и проведение физкультминуток:
Участники: дети, воспитатели
- “На горе стоит лесок”, “Помощники - пожарные”, “Насос”, “Ветер”, “Деревья”;
Артикуляционная гимнастика
Участники: дети, воспитатели, логопед
- “Общая артикуляционная гимнастика”;
- “Листочки” (развитие длительного плавного выдоха)
Координация речи с движением (Хороводные игры)
Участники: дети, воспитатели
- “Дождик”, “Листья” “По ягоды”, “Мы корзиночку возьмем”, “В лес зеленый мы пойдем”, “Мы весною в лес пришли”, “В лес опять пришла весна”, “Ветерок”, “Что мы сажаем, сажая леса?”, “Чтобы нам быстрей добраться, нужно очень постараться”, “Заяц Егорка”, “На лужайке поутру”
Психогимнастика
Участники: дети, воспитатели, психолог.
- Психологические этюды по сказкам;
- “Злой и Добрый Огонь”
Театрализованная деятельность:
Участники: дети, воспитатели, муз. руководитель
- Инсценировка сказки К.Чуковский “Путаница”;
- Игра-драматизация: потешка “Кошкин дом”;
- Игра “Лесной переполох” (работа над интонационной выразительностью речи, над развитием мимики);
- Кукольный театр “Пожар в лесу” (экологическая сказка);
- Инсценировка сказок и их эпизодов;
- Инсценировка проблемной ситуации “У Зайки загорелся дом”
Познавательно-исследовательская деятельность:
Участники: дети, воспитатели, родители
- Наблюдение за сезонными изменениями;
- Наблюдения за деревьями и кустарниками в разные времена года;
- Наблюдение “Наш фруктовый сад”. Наблюдение во фруктовом саду;
- Наблюдение за рябиной;
- Наблюдение за березой;
- Наблюдение за елью;
- Солнце — источник тепла и света;
- Наблюдение за черникой;
- Наблюдение за брусникой;
- Наблюдение за смородиной;
- Сбор растений (листья деревьев, кустарников, цветов, ягод) для гербария;
- Наблюдения за птицами
Экспериментально-исследовательская деятельность:
- “Огонь дышит”, (Пожары загрязняют воздух);
- “Опасная свеча”
Подвижные игры:
Участники: дети, воспитатели, физрук.
- “Мы – пожарные”;
- “Пожарные на учениях”;
- “Кто быстрее потушит пожар?”;
- “Спаси куклу из пожара”(“Спасение
пострадавших”);
- “Огонь – вода”;
- “Назови (дерево, гриб, ягоду…)”;
- “Сторож и зайцы”;
- “Грибы – шалуны”;
- “Такой листок, лети ко мне!”;
- Кто быстрее соберется у своего дерева”;
- “Елка, береза, дуб”;
- “Перепрыгни через ручеек”;
- “Зайцы и волк”;
- “Хитрая лиса”;
- “Солнце, дождик, ветер”
Ира с мячом:
- “Лови-бросай, сразу отвечай”
- “Почему возник пожар?”
Продуктивная деятельность:
Участники: дети, воспитатели
- Лепка: “Море горит” по мотивам сказки К. Чуковского “Путаница”, “Пожарная машина”, “Первые весенние цветы - подснежники”;
- Рисование: “Лес”, “Кошкин дом”;
Сюжетное рисование: “Пожарные машины тушат огонь”, “Пожар в лесу ”
- Аппликация: Коллективная работа: “Берегите лес от пожара!”, “В лес пришла весна”.
Досуги. Викторины. КВН, Конкурсы, Выставки:
Участники: дети, воспитатели, родители, физрук.
- Конкурс семейного (детско-родительского) рисунка: “Русский лес – источник всех чудес!”, “Берегите лес от пожара!”, “Пожарная безопасность”;
- Конкурс детских рисунков “Пожар”. “Помощь идет”;
- Викторина “Русский лес – источник всех чудес!”;
- Детско-родительский досуг: Игра – викторина “В лесу пожарам скажем – НЕТ!”;
- Литературная викторина “Огонь в картинках и загадках”;
- Викторина “Если возник пожар” - причины пожаров, правила пожарной безопасности;
- Спортивный досуг “Мы помощники пожарных”, “Пожарные на учениях”;
- Выставка литературы по теме проекта;
- Фотовыставка - презентация проекта “Огонь – друг или враг?”.
Работа с Родителями:
Участники: родители, воспитатели, физрук, медперсонал, психолог
- Беседы с родителями и детьми об экологической грамотности, бережного отношения к природе и её обитателям и пожарной безопасности;
- Участие в викторине “Если возник пожар” в качестве жюри;
- Детско-родительский досуг: Игра – викторина “В лесу пожарам скажем – НЕТ!”;
- Конкурс семейного (детско-родительского) рисунка: “Русский лес – источник всех чудес!”, “Берегите лес от пожара!”, “С огнем играть опасно – это всем должно быть ясно!”:
- Детско-родительский спортивный досуг: “Пожарные на учениях”.
Консультации и рекомендации для родителей:
Участники: воспитатели, родители
- Консультация для родителей “Берегите природу”;
- Консультация для родителей “Берегите лес!”;
- Консультация для родителей “Когда огонь бывает злым”;
- Консультация для родителей “Лесной пожар – это опасно!”;
- Памятка для родителей “Чтоб не ссориться с огнем”;
- Памятка для родителей “Как предупредить пожар?”;
- Памятка для родителей “Пожар в квартире”.
Презентации:
Участники: дети, воспитатели, родители
- “Лес – наше богатство”;
- “Берегите лес от пожаров!”;
- “Берегите родную природу!”;
- “Огонь – друг, Огонь - враг”.
3. Заключительный этап:
- Подведение итогов;
- Подготовка и оформление паспорта проекта “Огонь – друг или враг?”;
- Презентация проекта “Огонь – друг или враг?” на педагогическом совете;
- Фотовыставка - презентация проекта “Огонь – друг или враг?”.
Список использованной литературы
- “1000 пословиц, загадок, поговорок” // Издательство “Сова”;
- Алябьева Е.А. “Итоговые дни по лексическим темам”;
- Алябьева Е.А. “Развитие воображения и речи детей 4-7 лет”, игровые технологии // М.: ТЦ “Сфера”. 2006;
- Бабина Н.В. “500 как и почему для детей”;
- Голицын М. “Сокровища Земли. Я познаю мир”;
- Горн Г. “Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких”. 2004;
- Горькова Л.Г. “Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы”;
- Дыбина О.В. “Занятия по ознакомлению с окружающим миром”;
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. “Неизведанное рядом”: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников // М.: ТЦ “Сфера”. 2005.;
- Дьяченко В. Ю., Гузенко О.В. и др. // “Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд”, тематическое планирование занятий // Волгоград: Учитель. 2007;.
- Затулина Г.Я. “Занятия по развитию речи дошкольников”;
- Иванова А. А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду // ТЦ Сфера. 2005;
- Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду;
- Картушина М.Ю. “Оздоровительные занятия с детьми 4-5 лет”;
- Комплект плакатов “Детям о пожарной безопасности”, “Пожарная безопасность для дошкольников”, “Берегите лес!”;
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду;
- Материалы к программам “Основы безопасности детей дошкольного возраста и “Безопасность” (авт. Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина).