Коррекция нарушения осанки, плоскостопия посредством нетрадиционных методов при работе с умственно отсталыми детьми

Разделы: Коррекционная педагогика


В детском доме интернате я провожу занятия по корригирующей гимнастики.

Корригирующая гимнастика - это тренировочный комплекс, направленный на укрепление одних групп мышц и полное расслабление других.

Показаниями к проведению к корригирующей гимнастикой являются проблемы с позвоночником, различные виды плоскостопия, предрасположенность к данному заболеванию, гипертонус и плохая наследственность.

Все дети занимающиеся корригирующей гимнастикой разделены на подгруппы, в зависимости от возраста ребенка. Таких групп в детском доме –интернате 4.  Все занятия комплексные, упражнения на коррекцию подбираются с учетом уровня физического развития, подготовленности и состояния здоровья воспитанников. Комплексы меняются через полтора месяца, длительность каждого занятия составляет 30 минут. Постепенно комплексы усложняются новыми заданиями, вводятся упражнения с новыми гимнастическими предметами. Каждое занятие проходит под спокойное музыкальное сопровождение. Это позволяет уравновесить эмоционально состояние ребенка, настроить на спокойный рабочий лад.

Для формирования правильной осанки особое внимание на занятиях уделяется упражнениям, вызывающим активную работу мышц разгибателей спины и мышц живота. Эти упражнения выполняются из исходного положения сидя и лежа. Особое внимание уделяется правильному положению тела.  Положение с поднятой головой увеличивает тонус мышц, улучшает кровообращение в головном мозге. Корригирующие упражнения могут проводиться около гимнастической стенки, на скамейках, с использованием различных предметов (гимнастические палки, бодибары, мешочки с песком, мячи) и без них.

Выполняя упражнения, воспитанник должен почувствовать и запомнить правильное положение тела.

В целях предупреждения плоскостопия используются упражнения профилактического характера: ходьба на носках и на пятках, «по-медвежьи» с опорой на наружные края стоп; по ребристой доске, канату, деревянной палке, по массажным коврикам и т.д.

При деформации стопы применяются специальные корригирующие упражнения, которые включают активные движения стопы и пальцев ног, хождение по лежащей на полу лесенке, попеременное сгибание и разгибание стоп, собирание пальцами ног веревки, притягивание к себе палки и другие.

В конце занятия включаются комплексы упражнений для глаз, что позволяет снять зрительное напряжение, улучшает кровообращение тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов, укрепляет мышцы век.  А также релаксационные упражнения, целью которых является научить детей расслабляться и распределять свои силы. Я использую следующие упражнения: «Путешествие на облаке», «Райский сад», «Радуга».

Каждое занятие по корригирующей гимнастики включает три части – вводную, основную и заключительную.

I часть - Вводная частьцелью которой является создание положительного настроя на совместную деятельность, общение. Используется логоритмические упражнения: «Здравствуй солнце золотое», «Здравствуй, я рад тебя видеть», «Рукопожатие», «Поздороваемся локтями», «В гости к кошке» и др.

Ходьба в колонне по индивидуальным массажным коврикам с использованием гимнастической палки, обруча, бодибара, утяжелителя для рук.

Используются различные виды ходьбы: на носках, пятках, внешней и внутренней стороне стопы, упражнение «цапля», «елочка» и др.

II часть - Основная часть. 

1 этап: ОРУ с гимнастической палкой, бодибаром, обручем, утяжелителями для рук и ног.

2 этап: Массаж стопы и голени с использованием массажного мяча и массажера «Ежик» (сидя на полу, сидя на стуле), ходьба различным способом по канату, деревянной палке.  На этом этап можно использовать различные тактильные дорожки, полусферы с шипами, канат, ребристая доска.

Массаж стопы без предметов (приемы)

  • Разглаживание стопы ног ладонями рук.
  • Круговые движения пальцами руки на стопе ног.
  • Массаж стопы кулачком.
  • Массаж пальчиков ног.
  • Разглаживание голени ног.

3 этап: Упражнения в положении стоя на коленях, лежа на спине с использованием бодибара, гимнастической палки и без предметов.

  • Поочередное и одновременное оттягивание носок ног, приподнимая и опуская наружный край стопы;
  • Согнув ноги и упираясь стопами в пол разведение пяток в стороны;
  • Скольжение стопой одной ноги по голени другой, как бы обхватив ее;
  • Согнув ноги и упираясь стопами в пол, поочередное и одновременное приподнимание пяток от пола.

При переходе от одного этапе к другому включаются  йоговские упражнения: «Кошка», «Самолет», «Лягушка», «Бабочка» и др. Это способствует восстановлению дыхания и дает возможность дополнительно растянуть, расслабить работающие на этом этапе группы мышц и соответственно дат нагрузку на мышцы не активно работающие.

III часть - Заключительная часть занятия — включает в себя упражнения на релаксацию, упражнения на дыхание, комплексы упражнения для глаз, кинезиологические упражненияЦель кинезиологических упражнений - стимуляция интеллектуального развития. Используются ряд упражнения: «Кулак. Ребро. Ладонь», «Слон», «Энергетическая зевота» и т.д.

Используя на занятии такой большой комплекс традиционных и нетрадиционных методов коррекции помогает воспитанникам обеспечить стройность осанки, профилактику сколиоза, заболеваний опорно-двигательного аппарата, также нормализацию функций дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Все это обеспечивает полноценную тренировку и помогает привести в норму психоэмоциональное состояние детей.

Литература.

  1. Аудио записи «Музыка для массажа», «Музыка для души».
  2. Информационные источники: Школа цифрового века: электронные журналы: «Начальная школа», газета «Первое сентября», ns-портал. «Социальная сеть».
  3. Программа специальной (коррекционной) школы по лечебной физкультуре для детей с нарушением интеллекта I-IV классы «Азбука здоровья», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации Международным университетом семьи и ребенка им. Рауля Валленберга, С.-Петербург, «Образование», 1994 год.
  4. Программа учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова, 2011.
  5. Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп: рекомендации, планирование, программы /авт.-сост. А.Н.Каинов, И.Ю.Шалаева.- Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Чистякова М.И. Психогимнастика – М.- Просвещение. М. 1990. -с.3-11.