На уроке решаются следующие задачи:
а) совершенствовать знание об обстоятельстве как второстепенном члене предложения, связанном со сказуемым (и наречием), отрабатывать умение находить в предложении основу и обстоятельства;
б) закреплять умение обнаруживать орфограммы в словах;
в) знакомство с фразеологизмами, выступающими в предложении в роли обстоятельств;
в) развивать воображение, речь; воспитывать культуру общения, музыкальную культуру исполнения.
Данный урок построен на основе технологии проблемного обучения и воспитания с использованием поисковой и исследовательской деятельности учащихся, где учитывается и организация самостоятельной деятельности учащихся.
Класс: 3
УМК “Школа 21 века”
Учебный предмет: Русский язык 3 класс (часть 1) по программе Н.Ф.Виноградовой
Авторы учебника: С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.
Цели и задачи урока:
Образовательные:
- совершенствовать знания учащихся о предложении;
- отрабатывать умения находить в предложении грамматическую основу и обстоятельства, правильно употреблять предложения в своей речи;
- закреплять умение обнаруживать орфограммы в словах; знакомство с фразеологизмами, выступающими в предложении в роли обстоятельств.
Развивающие:
- развивать наблюдательность и умение рассуждать;
- развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, речь, внимание и интерес к предмету через игру;
Воспитательные:
- воспитывать навыки самоконтроля и самопроверки, любовь к родному языку, расширять словарный запас учащихся.
Метапредметные результаты, формируемые на уроке
- Регулятивные: умение организовывать свои действия (ставить перед собой цель, удерживать учебную задачу, действовать по плану, оценивать результат).
- Познавательные: выделение и обработка необходимой информации из текста, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать собеседника, работать в паре.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
На уроке были использованы следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы обучения: коллективная, самостоятельная, работа в парах.
Структура (план) урока:
1. Организационный момент.
2. Минутка чистописания.
3. Самостоятельная работа.
4. Сообщение темы и целей урока.
5. Проблемное задание.
6. Закрепление опорных знаний.
7. Итог урока. Рефлексия.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки для работы в парах.
Ход урока
I. Мотивация на успех деятельности
1. Организационный момент
- Дети нам тепло?
- В классе светло?
-Прозвенел уже звонок?
- Начался уже урок?
- Хотите учиться?
- Значит можно вам садиться.
2. Приветствие.
Родной язык должны все знать,
Он друг наш, самый близкий.
Он учит думать, рассуждать
Язык великий русский!
Песня “Алфавит” (сл. И. Резника, муз. Р.Паулса).
А! — Алфавит пройдем мы вместе,
Б! — Будем петь его как песню.
В! — Весело его споем мы!
Г! — Громче грома, громче грома!
Д! — День сегодня музыкальный,
Е! — Есть у нас талант вокальный,
Ж! — Жить без знаний скучно было!
3! — Знанья — это наша сила!
И! — И тому пути открыты,
К! — Кто подружит с алфавитом.
Л! — Лошадь, лама, ландыш, ложка,
М! — Метель, метро, матрешка.
Н! — Небо, невод, нить, невеста,
О! — Овод, облако, оркестр!
П! — Попугай поет по нотам.
Р! — Рой пчелиный строит соты.
С! — Стрекоза в саду стрекочет,
Т! — Такса лапками топочет.
У! — Утка слушает пластинки,
Ф! — Фанту пробует фламинго!
X! — Хор не плох, есть слух у хора!
Ц! — Царь зверей — его опора!
Ч! — Чтим его, рычит он чисто!
Ш! — Шесть заменит он солистов!
Щ! — Щедрый мир нам дарит песня.
Э! — Этот день собрал нас вместе:
Ю! — Юмористов, оптимистов,
Я! — Ясли-садовских артистов.
II. Повторение пройденного материала
1. Развиваем зрительную память. Посмотрите в течение 1 минуты на ряд слов и попытайтесь запомнить их и соответствующие порядковые номера.
Сад- Дорисовали
- Лесок
- Зелёный
- Река
- Под какими номерами были существительные? (1,3,5)
- В слове какой части речи больше всего букв? (в слове дорисовали - глагол)
- Правда ли, что предпоследнее слово отвечает на вопрос что делать? (нет)
- В слове под каким номером есть приставка? (2)
- Можно ли проверить безударную гласную в слове под № 3 (да, лесок-лес)
2. Орфографическая разминка. “Весёлый рыболов”
III. Работа в тетрадях.
IV. Проверка домашнего задания
- Ребята, кто не выполнил домашнее задание?
- Кто затруднялся при выполнении домашнего задания?
- Что нужно было выполнить в упражнении? (Списать предложения, подчеркнуть главные члены.)
Охотник возвратился из леса.
В воскресенье пришли гости.
Ученики прилежно занимаются.
V. Работа над пройденным материалом
1. Что вы знаете о членах предложения?
- главные и второстепенные;
- подлежащее и сказуемое;
- второстепенные члены предложения)
2. Работа по карточкам. Возьмите карточки №1 и подчеркните только те вопросы, на которые отвечает обстоятельство.
Где? Зачем? Каков? Что делала? Куда? Почему? Что? Кому? Как? Что будет делать? Откуда? Когда?
Семь вопросов – просто чудо, Их запомнить просто так: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?
Взаимопроверка. Обменялись карточками. Смотрим на экран и проверяем работу своего соседа.
Ответьте на вопрос
Для чего нужны обстоятельства? (Делают предложения более полными).
3. Значение обстоятельства
Что может обозначать обстоятельство?
4. Место действия, время действия, цель действия, образ действия (каким образом совершалось действие), причину действия.
Составьте из слов предложение и запишите его.
Определить грамматическую основу предложения.
Найдите обстоятельства и назовите.
5. Работа в парах.
Правила работы в паре
1. Говорим вежливо, называя собеседника по имени.
2. Говорим по очереди, не перебивая друг друга.
3. Внимательно слушаем.
4. Четко высказываем свое мнение.
5. Уважаем мнение собеседника.
Возьмите карточку №2. Дополни предложения обстоятельствами.
Наша речь состоит из предложений. В устной речи конец предложения обозначается паузой. А как на письме обозначить конец законченного повествовательного предложения? (Нужно поставить точку)Ветер дул (откуда)... (с моря)
(когда?) ... птицы улетают (куда?)... (осенью, на юг)
Кошка свернулась (как?)... (клубочком)
Корабль приплывёт (когда?)... (завтра)
(Как?)...кричат грачи. (Громко или весело)
Песня “Точка” муз. Ю.Чичкова, сл. М.Пляцковского
Достойна точка уваженья:
В ней окончанье предложенья.
Пусть точка меньше муравья,
Она помощница твоя.
Припев.
Что знать обязан школьник точно?
Должна быть в каждом деле точка.
И если начал что-нибудь,
Поставить точку незабудь,
И если начал что-нибудь,
Поставить точку незабудь.
На карте точка - целый город,
Не важно, стар он или молод.
Все точки – это города:
Москва, Тамбов, Караганда...
Припев.
Не убежит из книжки строчка,
Когда стоит на страже точка.
Вот капли-точки ставит дождь –
И ты под зонтиком идешь.
Припев.
VII. Формирование новых знаний
1. Прочитайте отрывок из произведения Н.А. Некрасова.
- Кто узнал произведение? (Николай Алексеевич Некрасов Дедушка Мазай и Зайцы)
- Что обозначает выражение “дать стрекача” (стремительно убежать от кого-то, припуститься.
Устаревшее слово стрекач (или стречок) означало “бич”, “плётка”, которыми погоняли скот, чтобы ускорить его передвижение. Теперь это слово встречается только в данном выражении, которое очень образно показывает, как спасается тот, кто надеется только на свои ноги. Как, например, зайцы, которых Дед Мазай спас во время наводнения.)
- Как называется такое сочетание слов? (фразеологизмы)
2. Что такое фразеологизмы? (Устойчивые, неделимые выражения, которые можно заменить одним словом.)
- Прочитайте фразеологизмы: (как снег на голову (откуда ни возьмись), ни свет ни заря (рано), с минуты на минуту (скоро), за тридевять земель (далеко), на деревню дедушке (посылка или письмо в никуда)
3. с.90 упр.2
Прочитайте предложения. Найдите обстоятельства. Можно ли заменить обстоятельства в предложении подходящими по смыслу фразеологизмами?
- Попробуйте заменить обстоятельство подходящим фразеологизмом.
4. Запишите получившиеся предложения в тетрадь.
Проверка
5.Чем в предложения является фразеологизм?
- Прочитайте правило, как нужно подчёркивать фразеологизмы: с. 78
Фразеологизм является одним членом предложения. В предложении заменяли обстоятельство фразеологизмом, значит, подчёркиваем фразеологизм как обстоятельство.
VIII. Тренировочные упражнения
1. Работа в парах с последующей проверкой.
Самостоятельная работа. с. 91 упр. 5
Спишите текст. В каждом предложении найдите и подчеркните грамматическую основу и пользуясь схемой, найдите и подчеркните второстепенные члены предложения (обстоятельства).
Работаем в паре.
5) Самопроверка
- Посмотрите на экран. На нём изображён текст, с которым вы работали. Слова текста я раскрасила разным цветом.
- Как вы думаете, что я обозначила красным цветом? (Грамматическую основу.) Проверьте, а у вас так выделена грамматическая основа?
- Что, по-вашему я обозначила синим цветом? (Обстоятельства.) Вы так же нашли обстоятельства?
- А почему некоторые слова у меня остались чёрного цвета? (Мы ещё не знаем, как они называются.)
IX. Вывод.
Обстоятельство это...
X. Рефлексия
- Я научился (научилась)...
- Я узнал(а), что...
- Самым важным для меня было ...
XI. Домашнее задание. С. 91, упр. 3