Разработка учебных занятий с использованием активных форм обучения

Разделы: Общепедагогические технологии


Свою статью я начну знаменитой цитатой британского драматурга Бернарда Шоу: “Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность”. Поэтому, изучая требования ФГОС нового поколения, понимаешь, что в образовательном процессе на первый план должна выдвигаться идея саморазвития личности, её готовность к самостоятельной деятельности. Для этого считаю целесообразным использование на уроках литературы элементов театрализованной игры.

Например, урок мини-спектакль “Страдание и очищение” (по роману “Преступление и наказание” Фёдора Михайловича Достоевского).

Цели урока: характеристика главных героев, решение ключевых вопросов романа; развитие речевой культуры, критического мышления, творческих способностей и коммуникативных умений.

Группа делится на две команды.

Первая – “артисты”, которые выбирают себе роли главных героев романа – Раскольникова, Разумихина, Лужина, Свидригайлова, Сонечки, Порфирия Петровича и на всём протяжении урока, вживаясь в образ своих героев, ведут себя как их персонажи, инсценируют основные фрагменты романа, рассказывая о своей жизни. Потом “артисты” отвечают на самостоятельно разработанные разно уровневые вопросы второй команды “зрителей”.

Вопросы должны охватить четыре уровня восприятия темы:

- вопросы на интерпретацию (с помощью слов “почему”, используя информацию из текста, раскрывая связь между идеями, фактами и ценностями, например, почему теория главного героя романа потерпела крах или почему страдает главный герой?);

- вопросы на анализ (раскрывают особенности поступков героев, мотивы их поведения, например, что заставляет героя поступить так, а не иначе?);

- вопросы на синтез (предполагают создание новых сценариев, например, что, произошло бы с героем, если бы он не раскаялся или как дальше будут развиваться события для данного героя романа?);

- вопросы на оценивание (предполагают суждения о хорошем или плохом в соответствии с собственной системой ценностей, например, какие чувства вызвал у вас этот поступок героя, или как вы оцениваете финал романа, или как вы понимаете фразу: “Единственная великая, сильная бескорыстная душа способна искупить все грехи мира”).

В конце урока подводятся итоги по теме занятия, группы оценивают работу друг друга. При этом роль преподавателя – вносить поправки и дополнения по ходу занятия, подкорректировать оценки студентов.

Проанализируем урок с точки зрения ФГОС нового поколения.

Какие виды деятельности студентов были задействованы на уроке?

Продуктивная творческая:

– инсценировка отдельных фрагментов романа;

поисковая:

– самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, полноценное восприятие эпизодов, связанных с темой, осмысление характеров, изображённых в произведении, осмысление внутреннего конфликта произведения;

исследовательская:

– интерпретация, анализ, синтез и оценивание образов.

Каких результатов удалось добиться в процессе занятия?

Личностных:

– повысить речевую и театральную культуру;

- почувствовать сострадание к трагической судьбе главных героев;

-получить эстетическое наслаждение от инсценировки;

- усовершенствовать духовно-нравственные качества личности;

- решить познавательные задачи;

- снять напряжение и психологический барьер между студентами;

- научиться слушать и понимать друг друга;

- научиться оценивать творчество друг друга.

Предметных:

- понять ключевые проблемы изучаемого произведения;

- ощутить связь романа с эпохой его написания;

- выявить заложенные автором нравственные ценности;

- проанализировать литературное произведение;

- охарактеризовать его героев;

- приобщиться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

- понять авторскую позицию и выразить к ней свой отношение;

- решить проблемные вопросы романа; создать устные монологические высказывания;

- понять русское слово в эстетической функции;

Метапредметных:

- подобрать аргументы для подтверждения собственной позиции;

- работа в качестве актёров позволила студентам почувствовать состояние того или иного персонажа в основных фрагментах романа;

- а значит понять мотивы и цели его поступков;

- разгадать в тексте произведения то, о чём автор порой прямо не заявляет;

- режиссёрская работа заставила анализировать все детали, все взаимосвязи и взаимодействия в эпизоде, определить его место в целом произведении, объяснить поведение всех действующих лиц и разгадать авторскую позицию.

Не удалось на данном занятии уложиться во время, то есть не хватило двух запланированных по времени часов. Кроме того студентам тяжело было играть свои роли, так как выбор ролей был непосредственно сделан на уроке. Думаю, что правильнее будет сделать это заранее в качестве домашнего задания, тогда будет решена и проблема с нехваткой времени.

В целом, данная активная форма урока позволяет преподавателю дать качественные знания по русской литературе. Кроме того применение элементов театрализации значительно помогает увеличить количественное и качественное участие студентов в творческих конкурсах (так, например, в этом году мои студенты занимали только призовые места во все конкурсах и конференции).

Но самое главное, что урок мини-спектакль развивает в студентах самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, самореализовываться и социализироваться в современном мире.

И ещё один важный момент – на данном уроке преподаватель может играть роль наблюдателя и в любой момент покинуть урок. Поэтому закончу статью замечательной фразой американского писателя Элберта Грина Хаббарта: “Цель обучения – научиться обходиться без учителя”.