Работа со словарями на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


Почти на каждом уроке и при выполнении домашнего задания ребёнок сталкивается с массой слов, значение и написание которых он не знает. Какой путь он в этом случае выберет? Может быть, спросит у учителя? Но это не выход. Ведь ученик должен сам постараться решить учебную проблему. У ребят, которые рядом? Но они тоже могут не знать. У родителей, которые заняты своими проблемами? Некоторые, конечно же, скажут: “Посмотри в Интернете”. Зайдя в эту “трясину”, ребёнок может переключить своё внимание на какой – то другой вопрос, и эта проблема останется неразрешённой. А решение на первый взгляд очень простое – посмотреть в словаре. И тут, ребёнок, опять сталкивается с массой проблем: в каком словаре? Где его взять? Как смотреть? Что значат все эти сокращения? Результат: да ну его этот словарь, потом как-нибудь в следующий раз. И ребёнок не решил свою учебную проблему.

Об этом проблемном вопросе подумали составители программы “Перспективная начальная школа”. По этой программе мы уже работаем пятый год. Первое время нас пугало наличие такого количества словарей. Только на уроках русского языка и литературного чтения во 2 классе ребёнок может пользоваться пятью (!!!) словарями:

1) орфографический (словарь “Пиши правильно”);

2) толковый;

3) этимологический (“Словарь происхождения слов”);

4) орфоэпический (“Произноси правильно”);

5) обратный словарь

Самое ценное – это то, что все пять словарей размещаются во второй части комплекта учебников “Русский язык” по каждому классу, начиная со второго.   Все это облегчает работу на уроке учителю и детям, приучает учащихся находить нужные сведения и необходимую информацию. Дети с удовольствием работают с различными словарями, потому что умению работать со словарём им не “навязывают”, а постепенно учат.

Орфографический словарь находится в учебниках русского языка со второго по четвёртый класс. Мы его используем, демонстрируя один из важнейших способов проверки правильного написания слов. При работе с этим словарём необходимо, чтобы школьники хорошо ориентировались в алфавитном столбике; понимали алфавитный принцип расстановки слов в рамках одной буквы алфавита (ориентация на вторую, а потом и третью букву слова, если первая (и вторая) буква одна и та же), а этому мы уже учим в первом классе при выполнении различных упражнений; и самое главное, на наш взгляд –это умение читать словарную статью и понимать сокращения к которым прибегают словари.

Чтению словарной статьи ребёнок учится  на уроках в процессе знакомства с толковым словарём. Например, этому учит задание : “Открой словарь. Найди и выпиши любое существительное вместе с теми буквами , которые за ним следуют. Например: КАТЕР, -А, М. попробуй рассказать о нём как о части речи.(толкование его значения не учитывай!). не знаешь пока, как выполнить это задание?    Можно ли сказать, что это существительное обозначает предмет? Что оно стоит в начальной форме? На какой вопрос оно отвечает? Постарайся объяснить, что обозначают буквы, которые стоят после каждого существительного. Например: КОЛЕСНИЦА,   -Ы, Ж. КОНОВАЛ, -А, М. О чём говорит первая буква после каждого из этих слов? Говорит ли она о том, что слово может меняться по команде вопросов? Запомни: в словаре показывается окончание первого изменения слова Например: есть колесница, нет колесницы. Назови первое изменение двух других слов. А теперь объясни значение первой буквы после того слова, которое ты выписал. О чём рассказывает вторая буква (или две буквы) после каждого слова. Назови род каждого из трёх существительных. Теперь посмотри на вторую букву после выписанного тобой слова. Правильно ли указан род?” [3, c.26] Проделанная на основе этого задания работа раскрывает секреты методики работы над словарной статьёй.

Очень интересным для нас кажется “Обратный словарь”. Именно он дает огромные возможности для решения грамматических задач. Его особенность заключается в том, что алфавитный порядок расположения слов в этом словаре не по началу, а по концу слов. Так слова флаг, маг, враг, овраг нужно искать на букву Г, кроме этого все слова выравнены не по левому, а по правому краю. Обратный словарь чаще всего используется на уроках , так как он решает многие грамматические задачи при изучении всех тем. Например, дети читают задание: “Открой словарь на Й. Найди слова на – сный, как можно проверить написание этих слов? Запиши любые шесть слов вместе с проверками. А теперь найди слова на -стный . Какая орфограмма в них есть. Почему в этих словах пишется буквосочетание стн, а произносится [сн], откуда берётся буква т? [3, c. 10] Работая по словарю, дети практическим путём знакомятся с правилами написания непроизносимой согласной в корне слова. В 4 классе при изучении глаголов этот словарь тоже играет большую роль. [4, с. 68] Открой Обратный словарь на –Ь, на –АТЬ. Найди глаголы, напечатанные крупным шрифтом. Выпиши те из них, которые НЕ выделены жирным шрифтом. Их должно быть четыре. Проверь, какие личные окончания у этих глаголов: ударные или безударные. К какому же спряжению должны относится эти глаголы согласно правилу? Обратный словарь позволяет быстро подобрать примеры для заданий и упражнений, слова для словарного диктанта по любой орфографической проблеме.

В 3 классе к пяти знакомым словарям добавляется ещё и словарь устойчивых выражений. Впервые с ним дети знакомятся при изучении темы “Что такое устойчивые выражения”. Они с удовольствием выполняют задания, используя словарик. Например, “Найди в словаре смешное выражение “собачий холод”. Что оно означает? Придумай небольшой рассказ, в который вошли бы выражения “кот наплакал” и “собачий холод”. Как ты думаешь, этот рассказ должен быть обязательно о животных? [ 3, c.114] Работая со словарем дети с удовольствием составляют предложения и тексты с устойчивыми выражениями

В 4 классе добавляется ещё один словарь “Словарь образования слов”. Знакомятся с этим словарём на первых уроках, изучая тему “Словообразование”. Покажи письменно, как образовано слово разноцветный. Проверь себя по словарю в разделе “Образование сложных слов”. [4, с. 60 ] Это упражнение учит детей предполагать ответ, находить способ решения поставленной задачи и самопроверке.

Очень интересным представляется следующее упражнение: “Покажи письменно, как образовано слово половик. Подумай, как образовано слово черновик. Исходным словом было прилагательное. Потом от его основы образовалось другое прилагательное (какое же и с помощью какого суффикса?). А затем от основы этого прилагательного образовалось существительное черновик. Так сколько же суффиксов в слове черновик? Проверь себя по словарю.

“Словарь происхождения слов” находится в учебниках 2-4 класса, он позволяет посмотреть на орфограмму с точки зрения исторического состава слова, который отличается от современного, рассматривает слова старославянского и древнерусского происхождения с целью предложить школьникам еще один способ проверки правильного написания слов. Границы состава слова со временем изменились, но правописание корней исторически родственных слов осталось неизменным.

Например [3 , с. 12]открой словарь на –Е. Прочитай список слов с начала до конца до слова одеяльце, включительно. Ты знаешь, как образовано слово одеяльце? А другие слова? Найди первое слово из этого списка в Словаре происхождения слов. От какого древнего слова оно произошло? Покажи. Как при помощи суффикса –Ц- оно было образовано. Точно также было образовано и слово солнце – от древнего слова солн. Ты догадаешься, от какого слова образовано слово полотенце? Попробуй показать, как образовано слово болотце. Все остальные слова образованы точно также при помощи суффикса -Ц-.

Работая с разными словарями, ребёнок приучается работать самостоятельно, планируя свою работу. У него развивается мыслительная деятельность, он выдвигает гипотезы, предположения, правильность которых поможет проверить работа по словарю. Также формируется определенный опыт анализа языковых явлений, развивается способность преобразовывать полученную информацию, использовать ее и применять в новых условиях, выполнить процедуру контроля и самоконтроля, т.е. можно с уверенностью говорить о формировании личностных универсальных действий.

Так как материал усложняется, добавляется новая терминология, то уже в 4 классе словари имеют точное название:

  • словарь “Пиши правильно”- Орфографический словарь;
  • словарь происхождения слов – этимологический словарь;
  • обратный словарь – Грамматический словарь;
  • словарь “Произноси правильно” - орфоэпический;
  • словарь образования слов – словообразовательный словарь;
  • словарь устойчивых выражений –“Фразеологический словарь”;

В старших классах, легко владея этой терминологией ребёнок с лёгкостью будет ориентироваться в словарях с разной тематикой отыскивая нужную информацию, не испытывая затруднений.

Литература.

  1. Программы четырёхлетней начальной школы: Проект “Перспективная начальная школа” / Р.Г.Чуракова, М.Л.Каленчук и др. М.: Академкнига/учебник, 2013.
  2. Учебник по русскому языку для 2 класса / под редакцией М.Л. Каленчук. М.; Академкнига/учебник, 2013.
  3. Учебник по русскому языку для 3 класса / под редакцией М.Л. Каленчук. М.; Академкнига/учебник, 2013.
  4. Учебник по русскому языку для 4 класса / под редакцией М.Л. Каленчук. М.; Академкнига/учебник, 2014.