Цели урока:
- Учебные: расширить представление о гидролизе; формирование основных понятий гидролиза; научить составлять уравнения гидролиз в молекулярном, полном и сокращенном виде, предсказывать и объяснять изменение среды раствора, образование кислых и основных солей; использовать полученные знания на уроке и при подготовке к ЕГЭ.
- Развивающие: способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету; способствовать развитию речи учащихся; формирование умений анализировать, сопоставлять и обобщать знания по теме;
- Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях; воспитание активности и самостоятельности при изучении данной темы, умения работать в группе, умения слушать своих одноклассников, формирование умений применять изученный материал в практических ситуациях.
Тип урока – комбинированный.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая.
Ход урока
Здравствуйте.
Проблема: Хотелось бы Вас спросить, что вы видите на слайде? (слайд 1)
Учащиеся: Таблица изменение окраски индикаторов и электрохимический ряд активности металлов. Как вы думаете, что у кадров общее? Предлагаются разные варианты. В результаты формулируется тема занятия. (слайд 2)
Тема занятия: "Гидролиз".
Наше занятие поможет Вам ещё углубить ваши знания по данной теме, восполнить пробелы по данной теме и подготовиться к экзамену по химии.
(слайд 3) Давайте вспомним, что такое гидролиз. Это процесс взаимодействия веществ с водой. С водой могут реагировать: бинарные соединения (гидриды, фосфиды, нитриды), соли (неорганических и органических кислот). Умение записывать эти реакции пригодится при выполнении заданий экзамена. Примеры гидролиза бинарных соединений вы видите на слайде. (слайд 4)
Интерес представляет из себя гидролиз солей. (слайд5)
Условия, от которых зависит процесс: это сила кислоты и основания, которыми образована данная соль.
Если рассматривать соли, как продукты взаимодействия кислот и оснований, можно выделить четыре типа солей и три случая гидролиза. (слайд 6)
Тип соли | Характеристика вероятности гидролиза | Пример | Среда |
Сильное основание +сильная кислота | Гидролизу не подвергается | K2SO4 | нейтральная |
Сильное основание +слабая кислота | Гидролиз по аниону | K2CO3 | щелочная |
Слабое основание +сильная кислота | Гидролиз по катиону | CuCl2 | кислая |
Слабое основание +слабая кислота | Гидролиз по катиону и аниону | Al2S3 | нейтральная |
Движущей силой процесса является взаимодействие ионов с водой, приводящее к образованию слабого электролита в ионном или молекулярном виде (“связывание ионов”).
Рассмотрим уравнения гидролиза разных типов солей.
Гидролиз по аниону (слайд 7-8 )
СХЕМА ГИДРОЛИЗА КАРБОНАТА НАТРИЯ K?CO? (KOH - сильной, H2CO3 - слабая)
Гидролиз соли слабой кислоты и сильного основания (гидролиз по аниону):
K2CO3 + H2O —> KHCO3 +KOH - 1 ступень
2K+ + CO3-2 + H2O <—> K+ + OH- + K+ + HCO3-
CO32- + H2O <—> OH- + HCO3-
Вторая ступень гидролиза (протекает в малой степени)
Вывод: Процесс гидролиза данного типа соли обратим. Реакция среды щелочная. При гидролизе солей, образованных слабыми многоосновными кислотами, получаются кислые соли.
Гидролиз по катиону (слайд 9 -10 )
СХЕМА ГИДРОЛИЗА ХЛОРИДА МЕДИ (II) CuCl2 (Cu(OH)2 – слабое, HСL - сильная)
Гидролиз соли сильной кислоты и слабого основания (гидролиз по катиону):
CuCl2 + NaOH —> CuOHCl +HCl - 1 ступень
Cu+2 + 2 Cl– + H2O - (CuOH)+ + Cl– + H+ + Cl–
Cu+2 + H2O - (CuOH)+ + H+
Вторая ступень гидролиза (протекает в малой степени)
(СuOH)Cl + H2O - Cu(OH) + HCl
(Cu OH)+ + Cl– + H2O - Cu(OH)2 + H+ + Cl–
(CuOH)+ + H2O - Cu(OH)2 + H+
Вывод: Процесс гидролиза данного типа соли обратим. Реакция среды кислая.
Гидролиз по катиону и аниону (слайд11)
СХЕМА ГИДРОЛИЗА СУЛЬФИДА АЛЮМИНИЯ
Al2S3 (Al(OH)3 - слабое, H2S - слабая)
гидролиз необратимый
Гидролиз соли слабой кислоты и слабого основания:
Al2S3 + 6H2O —> 2 Al(OH)3 + 3H2S
(равновесие смещено в сторону продуктов, гидролиз протекает практически полностью, так как оба продукта реакции уходят из зоны реакции в виде осадка или газа).
Вывод: Процесс гидролиза данного типа соли необратим. Реакция среды нейтральная.
(слайд 12) СХЕМА ГИДРОЛИЗА ХЛОРИДА НАТРИЯ NaCl (NaOH - сильное, HCl - сильное)
Соль сильной кислоты и сильного основания не подвергается гидролизу, и раствор нейтрален.
(слайд 13) Процесс гидролиза обратим, значит можно влиять на процесс направления гидролиза.
(слайд 14)
Для усиления гидролиза, можно: добавить воды, нагреть раствор, связать один из продуктов гидролиза в труднорастворимое соединение или газовую фазу.
(слайд 15)
Для подавления гидролиза, можно: Увеличить концентрацию растворённого вещества, охладить раствор, ввести в раствор один из продуктов гидролиза (подкислять раствор, если седа кислая, или подщелачивать раствор, если среда щелочная)
(слайд 16)
Проблема. Попробуем решить проблему, как подавить гидролиз хлорида алюминия?
AlCl3 – соль образована слабым основанием и сильной кислотой. Значит среда при гидролизе... кислая, гидролиз идёт по катиону. Для подавления гидролиза, можно: добавить хлорида алюминия, соляной кислоты.
Al3+ + H2O —>AlOH2+ + H+
(слайд 17)
Проблема. Почему при сливании растворов FeCl3 и Na2CO3 - мы наблюдаем выпадение осадка и выделение газа?
Учащимся предлагается самостоятельно решить проблему. Доказать свою точку зрения с помощь реакций.
(слайд 18)
В результате реакции обмена, протекающей в растворе образуется соль
(Fe2(CO3)3) – которая подвергается необратимому гидролизу, т.к. образована слабым основание и слабой кислотой.
2FeCl3 + 3Na2CO3 + 3H2O = 2Fe(OH)3 + 6NaCl + 3CO2
(слайд 19)
Закрепление навыков составление уравнений гидролиза.
Напишите уравнения гидролиза:
А) К2S
Б) FeCl2
В) (NH4)2S
Г) BaI2
K2S: KOH - сильное основание H2S – слабая кислота
ГИДРОЛИЗ ПО АНИОНУ СОЛЬ КИСЛАЯ СРЕДА ЩЕЛОЧНАЯ
K2S + H2O <—> KHS + KOH
2K+ + S–2 + H2O <–> K+ + HS– + K+ + OH–
S–2 + H2O <—> HS– + OH–2
FeCl2: Fe(OH)? - слабое основание HCL - сильная кислота
ГИДРОЛИЗ ПО КАТИОНУ СОЛЬ ОСНОВНАЯ СРЕДА КИСЛАЯ
FeCl2 + H2O <—> (FeOH)Cl + HCl
Fe+2 + 2Cl– + H2O <—> (FeOH)+ + Cl– + H+ + Cl–
Fe+2 + H2O <—> (FeOH)+ + H+
(слайд 20)
(NH4)2S: NH4OH - слабое основание; H4S - слабая кислота
BaI2: Ba(OH)2 - сильное основание; HI - сильная кислота
ГИДРОЛИЗА НЕТ
(слайд 21)
Наше занятие подошло к концу. Вы молодцы и справитесь с экзаменом.