Цель: познакомить учащихся с евангельским рассказом о Благовещении Пресвятой Богородицы, православным праздником, иконой Благовещения, народными традициями праздника.
Задачи:
- Учебные: дать представление об основных событиях, связанных с жизнью Богородицы, библейским повествованием о Благовещении.
- Воспитательные: способствовать формированию личностного отношения школьников к ценностям православной культуры, уважения к семейным ценностям.
- Развитие универсальных учебных действий: развитие навыка смыслового чтения, поиска и выделения необходимой информации, нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, вывода следствий, установления аналогий, выделения морального содержания действия.
Методы обучения:
- Проблемно-поисковые
- Практические
- Словесные
Формы организации познавательной деятельности:
- Фронтальная
- Индивидуальная
- Групповая
Оборудование:
- Мультимедийная презентация.
- Компьютер.
- Интерактивная доска SMART Board.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний:
У: С какими понятиями мы познакомились на уроках Православия?
(ответы детей)
У: Какое сейчас время года?
Д: Весна.
У: Что значит весна?
Д: Обновление природы. Начало новой жизни.
У: Давайте посмотрим как просыпается природа весной.
Видеоролик “Весна пришла”.
У:
Легко ступая солнца тенью
Волшебница весна идёт...
И снова март перемешал со снегом
Снежинки, лужи, холод и тепло...
Зима тайком готовится к побегу,
Со зла грозит слабеющим крылом,
Встречайте март, чудесный месяц года
С волшебной песней тающих снегов.
Прекрасный праздник обещает нам природа
И как прекрасно ожидание его!
У: Какое у вас настроение ?
Как изменяется природа? (ответы детей).
2. Работа по теме урока:
У: Не случайно на весну приходится праздник, который называется “Благовещение”. Что означает “Благовещение”?
Благая весть? И кто её и кому принёс?
На экране икона “Благовещение”.
У: Кто изображён на иконе праздника? Благовещение- Благо и вещать, вещание, весть. Благая весть, добрая весть. Кто же принёс Марии эту благую весть?
Д: Ангел
У: Слово "Ангел" с греческого переводиться как вестник, и вот Архангел Гавриил- старший ангел- явился с вестью от Бога к Марии. А вы знаете за каким занятием Архангел застал Марию?
Д: Она читала Священное писание.
У: Она читала книгу о рождении Бога. Она с трёх лет жила в храме. Была очень послушна, смиренна, безгрешна. Она мечтала быть хотя бы служанкой у той, которая родит Бога. А именно в этот момент перед ней является Архангел Гавриил. Послушаем сообщение об этом в учебнике.
Ученик – из учебника.
У: Архангел Гавриил явился к Марии и сказал ей “Радуйся, благодатная! Господь с тобою! Благословенна ты в женах”.
Мария смутилась, но Архангел успокоил её и продолжал: “Не бойся, Мария! Ты обрела благодать у Господа! Ты родишь сына и дашь ему имя Иисус! Он будет велик и наречётся сыном Всевышнего”.
У: Как Мария восприняла эту весть?
Д: Смутилась. Приняла со смирением.
У: Обратите внимание, что у него в руках веточка цветущая- как знак новой жизни. Мы с вами проникаем в святая-святых Божественной тайны. Принесена весть о рождении Бога, которого раньше невозможно было видеть. Бог начинает открывать себя людям.
У: Что означает имя Иисус?
Д: Спаситель.
У: Почему его назвали спаситель?
Д: С ним пришла возможность человечеству иметь жизнь вечную.
У: Почему Архангел Гавриил явился с этой вестью именно к Марии?
Д: Потому что она послушна, смиренна, трудолюбива, добра.
У: А это положительные качества или отрицательные?
Д: Положительные.
У: А всегда ли вы проявляете такие качества? Трудолюбивы ли вы всегда? (ответы детей).
У: Мария сначала смутилась, а затем успокоилась и её тревога перешла в радость. И решила поделиться этой радостью с родственницей Елисаветой.
На экране картина В.Д.Поленова “Пошла в нагорную страну”
У: Что можно сказать о полотне художника? Какие чувства вызывает картина?
Д: Света, радости, восторга.
У: И живописца радует эта весть, поэтому он использует яркие краски.
На экране икона “Встреча Праведной Елисаветы Девы Марии”.
У: Обратите внимание как выглядит радость их встречи. Как можно её назвать? Тихой, смиренной и в то же время великой ибо получена весть о рождении Спасителя.
У: Святая Церковь, вспоминая Благовещение Пресвятой Богородицы и радостно празднуя это событие, воспевает: “Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий сын девы бывает, и Гавриил Благодать благовествует. Тем же и мы Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобой”.
По-русски: “Нынешний день начало нашего спасения, и явление тайны, от века хранимой. Сын Божий делается Сыном Девы, и Гавриил благовествует Благодать. Посему и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, Благодатная, Господь с тобою”.Эти последние слова напомнили нам молитву. Она относится к событию, рассказанному нами.
У: Песнь Пресвятой Богородице: “Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с тобою; благословенна ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших”.
По-русски: “Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с тобою; благословенна ты между женами, и благословен плод, Тобою рождённый, потому что ты родила Спасителя душ наших”.
У: С днём Благовещения Пресвятой Богородицы, празднуемым 7 апреля, связано у русского народа немало любопытных поверий и обычаев, уходящих корнями в седую глубь былых веков.
В канун Благовещеньева дня суеверная деревня приготовляется ко встрече великого праздника тем, что сжигает старые, слежавшиеся за зиму соломенные постели, окуривает дымом зимнюю одежину. В это время суеверный народный опыт советует сжигать бельё больных людей - для защиты от “лихого сглаза” и от “всяческого чарования”.
В малорусских губерниях можно еще и теперь услышать в народе сказание о том, как Богоматерь засевает все нивы земные с Небесной высоты. Гавриил Архангел водит, по словам этого сказания, соху с запряжённым в неё белым конем, а Мать Пресвятая Богородица разбрасывает из золотой кошницы всякое жито пригоршнями, а в то же самое время “устами безмолвными, сердцем глаголющим” молит Господа Сил о ниспослании благословения на будущий урожай.
На экране пословицы и поговорки.
У: Народные поговорки- присловья утверждают, дополняя одна другую, что: “До Благовещения зимним путем либо неделю не доедешь, либо неделю переедешь”, “Какого Благовещение – такого и Светлое Христово Воскресение!”, “На Благовещение дождь- уродится рожь: густа да колосиста, да умолотиста!”, “На Благовещение солнышко с утра до вечера- об яровых тужить нечего; благая весть- будет чего поесть! ”.
Дети встали со своих мест и провели физкультминутку.
У: С незапамятных пор ведется на Руси добрый обычай выпускать на Благовещение птиц из клеток на волю. Он соблюдается повсеместно: и по селам, и в городах. Этим празднуется приход весеннего тепла, победившего зимнюю стужу и одновременно как бы приносится бескровная жертва матери-природе. В городах к этому дню бедные люди нарочно ловят птичек и приносят на рынок целыми сотнями, выпуская их за деньги, которые охотно дают купцы и всякий прохожий люд , вспоминающий при виде чирикающих пернатых пленниц о завещанном стариною обычае. Впрочем птицеловы и сами напоминают всем об этом своими возгласами, вроде: “Дайте выкуп за птичек – пташки Богу помолятся!” У деревенской детворы есть целый ряд особых песенок-веснянок, приуроченных к благовещенскому выпусканию птичек на волю. Вот одна из них, записанная в Симбирском Поволжье.
На экране песенка-веснянка. (дети читают вслух, хором, можно стоя)
Синички-сестрички,
Тётки-чечётки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры-воробьи!Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
За нас Божию Мать молите!
Синички-сестрички...
У: Послушаем как И. Шмелев описывает этот обычай в своей книге “Лето Господне”.(Текст лежит на столах у ребят).
“Солодовкин запускает руку под коленкор, там начинается трепыхня, и в руке Солодовкина я вижу птичку.
- Бери в руку. Держи - не мни...- говорит он строго. В небо гляди, как она запоет, улетая. Пускай...
Я до того рад, что даже не вижу птичку, - серенькое и тепленькое у меня в руке. Я разжимаю пальцы и слышу- пырхх... но ничего не вижу. Вторую я уже вижу, на воробья похожа. Я даже её целую и слышу, как пахнет курочкой. И вот она упорхнула вкось, вымахнула к сараю, села...- и нет её. Мне дают еще и еще. Это такая радость! Пускают и отец, и Горкин. А Солодовкин все еще достает из-под коленкора. Старый кучер Антип подходит, и ему дают впустить. В сторонке Денис. Отец зовет: “Иди, садовая голова!” Денис подскакивает, берет птичку, как камушек, и запускает в небо, совсем необыкновенно. Въезжает наша новая пролётка, вылезают наши и тоже выпускают! Проходит Василь Васильевич, очень парадный, в сияющих сапогах- в калошах, грызёт подсолнушки. Достаёт серебряный гривенник и даёт Солодовкину: “Ну-ка, продай для воли!” Солодовкин швыряет гривенник, говорит: “Для общего удовольствия пускай!” Василь Васильевич по-своему пускает- из пригоршни”.
У: А вот на фото мы видим как Митрополит Московский выпускает голубей в день Благовещения.
На экране Митрополит Московский и всея Руси Кирилл выпускает голубей.
Чтение по ролям стихотворения “Птичка”.
Ах, попалась, птичка - стой!
Не уйдёшь из сети, не расстанемся с тобой
Ни за что на свете.
- Ах, зачем, зачем я вам,
Миленькие дети отпустите полетать,
Развяжите сети.- Нет, не пустим птичка, нет, оставайся с нами.
Мы дадим тебе конфет, чаю с сухарями.
- Ах, конфет я не клюю,
Не люблю я чаю.В поле мошек я ловлю, зёрнышки сбираю.
- Там замёрзнешь ты зимой
Где-нибудь на ветке;
А у нас ты в золотой удержись ты в клетке.- О, не бойтесь: в тёплый край
Улечу зимою, а в неволе - светлый рай
Будет мне тюрьмою!
- Птичка, птичка!Как любить мы тебя бы стали,
Не позволили грустить, все б тебя ласкали.
- Верю, дети!
Но для нас вредны ваши ласки:
С них закрыла бы как раз я навеки глазки.
- Правда, правда! Птичка, ты не снесёшь неволи.
Ну так Бог с тобой, лети и живи на воле!
На экране картинки птиц.
У: Почему птичка не хочет жить в золотой клетке?
Д: Хочет свободы.
У: А вы хотите свободы? Кто же ограничивает вашу свободу?
Д: Родители, учителя.
У: Всегда ли мы правильно понимаем свободу? (хочу-курю, хочу-дерусь)
Как мы все это называем на наших уроках?
Д: Грех.
У: Трудно ли избавиться от греха?
Д: Нет.
У: Птичка хочет на свободу. А для нас главная свобода- свобода от греха. Это требует постоянной работы над собой. Этим и занимаются православные люди во время Великого поста.
У: А сейчас откройте свои тетради и нарисуйте красивую птичку, которая весной распевает замечательные песенки и люди, слушая их, радуются.
3. Рефлексия:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему учит нас этот урок?
- Какие черты характера вы хотели бы видеть у себя?
- Хочется ли вам подражать Марии? В чем?
Чтение стихотворения “Птичка”.
Ах, попалась, птичка - стой!
Не уйдёшь из сети, не расстанемся с тобой
Ни за что на свете.
- Ах, зачем, зачем я вам,
Миленькие дети отпустите полетать,
Развяжите сети.- Нет, не пустим птичка, нет, оставайся с нами.
Мы дадим тебе конфет, чаю с сухарями.
- Ах, конфет я не клюю,
Не люблю я чаю.В поле мошек я ловлю, зёрнышки сбираю.
- Там замёрзнешь ты зимой
Где-нибудь на ветке;
А у нас ты в золотой удержись ты в клетке.- О, не бойтесь: в тёплый край
Улечу зимою, а в неволе - светлый рай
Будет мне тюрьмою!
- Птичка, птичка!Как любить мы тебя бы стали,
Не позволили грустить, все б тебя ласкали.
- Верю, дети!
Но для нас вредны ваши ласки:С них закрыла бы как раз я навеки глазки.
- Правда, правда! Птичка, ты не снесёшь неволи.
Ну так Бог с тобой, лети и живи на воле!