Слово – ступенька к творчеству

Разделы: Начальная школа


Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова,
темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения
и не получило навыка распоряжаться им свободно
в устной и письменной речи,
всегда будет страдать от этого недостатка
при изучении всякого другого предмета.
К.Д.Ушинский

О необходимости воспитания любви ребенка к родному слову, о влиянии развития речи на формирование мыслительной деятельности говорили многие педагоги. Развивать речь детей, значит систематически работать над ее содержанием, учить построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова, его формы. Особое значение имеет обогащение словарного запаса учащихся, его активизация – овладение сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный запас. Перед современным учителем стоит очень важная и сложная задача – пробудить в ребенке внимание к слову, научить его остановиться, задуматься над словом, над значением слова, почувствовать его значимость. Но не только уроки литературного чтения могут служить общей цели – возвращения слова, как главного инструмента развития и воспитания личности.

Слово, по мнению ученых, не только знак культуры, имеющий свое лексическое значение и передающее информацию, но и инструмент мысли, способный аккумулировать в себе культуру. Культурная информация в слове имеет свойство накапливаться: в слове находят отражение особенности национальной культуры, мировоззрения народа. Слово не только абстрактный носитель частицы знания о мире – оно выражает отношение человека к миру.

Добромыслов В.А. отмечал, что школьников необходимо учить умению раскрывать “смысл слова”, правильно понимать его значение. Понимание слова зависит от многих причин, и прежде всего от степени “нужности” этого слова ребенку. Должен быть мотив, по которому ребенок стремиться познать смысл данного слова: чтобы понять прочитанное, узнать, как называется заинтересовавший его предмет или явление.

Но объяснение слова – это лишь первый этап. Следует уделять внимание внутренним ресурсам слова, знакомить учащихся с его динамикой, цветовой гаммой – это формирует у ребенка позитивное личное отношение к слову. “Мысль никогда не равна прямому значению слова” - говорил Л.С.Выготский. Одно и тоже понятие, обозначенное словом, может выступать и как обыденное, житейское и как научное, может украшать художественный текст и находиться на картине великого художника, вдохновлять композитора и встречаться на вывеске магазина по дороге в школу.

Особая комплексная работа над словом, включающая все возможные стороны его проявления в текстах различной природы (визуальных, музыкальных, художественных и т.п.), позволит ребенку увидеть и почувствовать внутренний резерв слова и его многоплановость.

Одним из способов комплексной работы над словом может стать межпредметный мини-проект “Слово дня”. Работа над проектом проводится в один учебный день на всех уроках. Первый этап – выбор слова. Важно, чтобы выбранное слово, по какой-либо причине, было значимо для ребят.

Примером такого проекта может служить проект “Радуга”. Яркий рассказ одного из учеников об увиденном природном явлении послужил началом работы над словом.

На каждом уроке “радуга” была ключевым понятием. На уроке окружающего мира ученики познакомились с радугой, как природным явлением, с законами ее появления, провели простые опыты. На уроке литературы встретились с “радугой” и ее художественным описанием в поэтических и прозаических произведениях, в устном народном творчестве: загадки, поговорки, приметы. На уроке русского языка – слово “радуга” было рассмотрено как часть речи - имя существительное с его признаками. На уроке искусства ребята увидели радугу на полотнах великих художников, услышали шум дождя и появление радуги в музыкальном произведении С.Прокофьева “Дождь и радуга”, из сборника “Детская музыка”.

На завершающем этапе проекта, ребятам было предложено создать свой текст различной природы (литературный, художественный, музыкальный), по теме “Радуга”. Обрадовало, что большая часть учащихся выбрали именно слово, как средство выразительности своей мысли.

Применение подобного проекта в обучении поможет учителю не только заинтересовать ребят необычностью подхода к слову и возможностью творческого включения в работу, но и будет формировать целостную гармоничную картину мира.

Презентация.

Приложение

Как Бутявка увидела радугу

Жила-была Бутявка. Она была маленькой и поэтому не выходила из дома. Когда она подросла и вышла на улицу, то спросила у мамы:

- Что это?

- Это солнце. – ответила мама.

- А это что?

- Это небо.

Вдруг пошел дождь и воздух наполнился частичками влаги. Когда дождь закончился, Бутявка увидела радугу!

- Ой, что это – такое разноцветное?!

- Это радуга. Не забывай ее!

- Это самое прекрасное, что я видела. – сказала Бутявка.

Самуйлов Павел (3 класс)

Источники

  1. Леонтьев А.А. Мир человека и мир языка, М., “ДЛ”, 1984
  2. Пешкова Г.Н. Текст и изображение // В поисках смыслов и ценностей: сб. науч. ст. и мет. Материалов V международной научно-практической конференции “Открытое образование. Педагогика текста”, СПб, 2013
  3. Галактионова Т.Г. Семиотическая дидактика: попытка определения // сб. мат. научно-практической конференции “Открытое образование. Педагогика текста”, СПб, 2010
  4. Кузьмина Е. Из опыта работы со словом на уроках русского языка в начальной школе [Электронный ресурс] / Е.Кузьмина.- Режим доступа: http://elena-kuzmina.ru/iz-opyita-rabotyi-so-slovom-na-urokax-russkogo-yazyika-v-nachalnoj-shkole.html
  5. Коханова Т.С. Средства повышения эффективности обучения в начальной школе. Активизация словаря младшего школьника [Электронный ресурс] / Коханова Т.С..- Режим доступа: eois.mskobr.ru/workgroups/index.php?page.../