Психологическое занятие "Чувства и мимика"

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


В настоящее время изменилась ситуация, окружающая ребенка с самого раннего детства. Ушли в прошлое игры и компании во дворах, родители большую часть дня заняты на работе, семейное общение стало более обособленным. Современные дети имеют гораздо меньше возможностей для общения с друзьями, часто оно ограничивается лишь тем временем, которое они проводят в школе. Такие ограничения в общении у детей, особенно жителей больших городов, не могли не сказаться на уровне их коммуникативной культуры, на умении общаться, договариваться, дружить…

Данная проблема нашла отражение в нормативных документах образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нацеливает школу на формирование коммуникативных компетенций, развитие эмоционального интеллекта. Среди необходимых современному школьнику умений названы готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Однако в школу сейчас приходят дети с недостаточным опытом общения со сверстниками, что значительно осложняет любое коллективное взаимодействие в классе (работа в парах, группах, распределение и удержание ролей в игре). Коммуникативные трудности приводят к частым конфликтам, которые связаны с тем, что дети не осознают собственные чувства, как позитивные, так и негативные, не имеют представления о чувствах других людей.

Последние годы учителя, воспитатели, психологи отмечают, что конфликтные ситуации в начальной школе между детьми возникают гораздо чаще. И одна из причин связана с тем, что дети не способны осознавать свои собственные чувства, особенно в эмоционально напряжённых ситуациях, коммуникативный словарь детей крайне беден.

Отсутствие представлений об эмоциональной сфере человека, необходимых для конструктивного взаимодействия со сверстниками – вот основная проблема, из-за которой детям трудно чувствовать себя комфортно в коллективе.

Для того, чтобы младший школьник мог построить эффективные отношения со сверстниками, ему необходимо иметь опыт ролевой игры, обсуждать свои интересы, пробовать различные модели поведения. Особенно важной для эмоционального развития ребёнка является возможность говорить о своих чувствах, уметь обозначать их.

Популярная у дошкольников видеопродукция (мультфильмы, комиксы, компьютерные игры, многие книжные иллюстрации) также вносит свою лепту в формирование культуры выражения чувств у детей – чувства либо гипертрофированы, либо минимизированы, полутона отсутствуют. Не встречая такого же сильного проявления эмоций на лице одноклассника, как в любимом мультфильме, иной ребенок не сможет понять, что же чувствует его одноклассник. Непросто детям интерпретировать мимику героев фильмов, литературных произведений без пояснений взрослых.

Поэтому важно формировать представления детей о разнообразии человеческих чувств и их выражении, об уникальности каждого человека, используя не только коммуникативные приемы, но и культурные образцы: картины, видеоматериалы (отрывки из балетных постановок, мультфильмы), отрывки из музыкальных произведений, стихи, сказки, рассказы.

На это и направлены психологические занятия, разработанные педагогами-психологами Казаковой Е.О., Куприковой А.В., Лохматовой Т.В.

Занятия создают условия для развития рефлексии через освоение культурных образцов через их анализ и соотнесение с собственным опытом.

Содержанием занятий является психологические знания о различных чувствах, социально-приемлемых способах их выражения. Дидактическим материалом являются образцы мировой культуры, личный опыт, факты биографии, жизненные истории, народные сказки. Возможно использование арт-терапевтических методов, психогимнастических упражнений и игр.

Занятия можно проводить в классной комнате с игровой зоной, как с классом (1-2 классы), так и с группой младших школьников (6-8 лет).

Помещение должно быть оснащено проектором для демонстрации слайдов.

Ниже приводится текст одного из занятий цикла.

Психологическое занятие “Чувства и мимика”

Цель занятия: Дать детям младшего школьного возраста первоначальное представление о выражении чувств при помощью мимики. Слайд 1.

Презентация.

Оргмомент: Педагог (далее – П.) произносит приветствие и раздает детям небольшие блокнотики для записей, в которых они будут отмечать свои чувства в течение урока.

I. Вступление

П.: Ребята, откройте свои блокнотики и нарисуйте то чувство, которое лучше всего соотносится с одним из этих рисунков. Слайд 2. Если хотите, можете использовать и другой рисунок, какой-то другой образ.

Дети рисуют, Если группа небольшая, они рассказывают о своём чувстве и рисунке. В большой группе могут просто показать ведущему и ребятам, подняв блокнот над головой.

II. Основная часть

П.: Ребята, вы знаете: чтобы поговорить друг с другом, передать информацию, люди используют слова. А можем ли мы с вами говорить без слов? (дети высказывают предположения).

П.: Правильно, для выражения мыслей и чувств люди используют жесты, знаки. А как еще мы можем передать мысли, настроения, чувства? Давайте посмотрим на экран.

Слайд 3. Представьте, дети много и шумно играли, разбросали игрушки. И вдруг в комнату заходит мама, видит беспорядок….

- Что чувствует мама? А как об этом могут догадаться дети, если она ничего ещё не сказала? А бывало ли у вас так, что вы без слов понимали, что может вам сейчас сказать мама, учитель, ваш друг?

Дети отвечают.

П.: Правильно, по выражению лица мы можем догадаться, что человек чувствует и думает. То есть лицо тоже “умеет говорить”.

Мимика - это выразительные движения лица, с помощью которых человек проявляет свои внутренние ощущения, настроения, эмоции. Слайд 4.

П.: Слайды 5-10. Сейчас я покажу вам фотографии детей, а вы попробуйте угадать, что они сейчас испытывают? Какие события могли привести к возникновению таких чувств? Что может произойти потом?

Обсуждение.

П.: На экране снова дети, но это не наши современники. И перед нами не фотографии а это художественные произведения - картины. Слайды 11-12. Перечисляются авторы и названия картин. Какие чувства испытывают дети, изображённые художником? По каким признакам вы поняли, что именно такие чувства хотел показать художник у своих персонажей? Прошло очень много времени с тех пор, как написаны эти картины, но мы все равно можем понять, какие чувства испытывают люди, изображённые на них.

П.: Итак, любое выражение лица - доброе, злое, удивлённое, грустное, радостное и так далее - называется мимикой.

Сейчас мы поиграем с вами в игру. Вам предстоит показывать разные чувства, используя только мимику, то есть движения мышц своего лица. Говорить, двигаться телом и издавать звуки нельзя.

Упражнение: Мимические загадки. Слайд 13.

Принимает участие весь класс, дети работают в парах.

П.: Итак, изобразите при помощи мимики чувства, которые испытывают люди в данных ситуациях.

- София получила пятёрку.

- У Миши заболел лучший друг.

- Стёпа увидел новую книгу.

Дети получают карточки с описанием ситуаций, договариваются о том, как можно показать описанную на карточке ситуацию, чтобы ярче выразить чувство. Далее парами у доски загадывают загадки классу. Дружная работа в паре и отгаданная загадка отмечаются наклейками в личном блокноте.

П.: Спасибо, вы хорошо поработали. Насколько трудно вам было отгадывать мимические загадки? Что помогало быстро и точно определить загаданные чувства?

III. Заключительная часть. Рефлексия.

П. Итак, сегодня вы узнали, что сообщать друг другу о своих чувствах люди могут не только словами. Как можно понять, какое чувство испытывает наш друг, собеседник? Наше лицо тоже “умеет говорить”. Выражение нашего лица, изменения этого выражения называются мимикой. Слайд 14.

Педагог демонстрирует слайд и, последовательно открывая, показывает пиктограммы чувств. Последовательность пиктограмм - радость, гнев, удивление, грусть, страх, спокойствие.

Откройте новую страничку вашего блокнота и снова сравните свои чувства, своё настроение с погодой. Слайд 15. Нарисуйте рисунок. Сравните ваш рисунок с тем, что вы рисовали в начале урока. Поднимите руку, у кого рисунок изменился? Как вы думаете, почему это произошло?

Наши чувства могут меняться во время общения друг с другом так же, как и изменились чувства некоторых ребят в начале и в конце занятия. Наши чувства и их изменения можно выражать при помощи мимики. Благодарю вас за активную и творческую работу на занятии. Слайд 16.

Список использованной литературы.

  1. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. Т. 2. М., 1982. С. 5-361.
  3. Выготский Л. С. История развития высших психических функции // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983. С. 5-328.
  4. Гордеева О.В. Развитие у детей представлений об амбивалентности эмоций // Вопр. психол. 1994. № 6. С. 2636.
  5. МакВильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М., 1998.
  6. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991.
  7. Фресс П. Эмоции // Экспериментальная психология. Вып. 5. М., 1975.
  8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?
  9. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах, 1999.