Классный час на тему "Птицы зимой"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели: познакомить детей с зимующими птицами, их условиями жизни зимой, различать зимующих птиц по рисункам; создать условия для формирования заботливого отношения к птицам; способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, устной речи, кругозора учащихся;

Планируемые результаты:

  • Предметные: учащиеся научатся распознавать зимующих птиц на картинках и в природе; изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц.
  • Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о птицах, зимующих в наших краях.
  • Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
  • Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество.
  • Личностные: понимают значение знаний для человека.

Оборудование: презентация

Ход занятия

I. Организационный момент.

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

II. Объявление темы классного часа

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
(С.Есенин.)

Учитель: О каком времени года говорится в четверостишии?

(инсценировка на фоне щебетания птиц) Слайд 2

Иволга. Здравствуй, Кукушечка!

Кукушка. Здравствуй, Иволга золотая!

Иволга. Ах, голубушка, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик чирикал, что после теплого лета приходит дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает и зима, и трескучий мороз. Может быть, это правда?

Кукушка. Пустая болтовня! Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему кукушка и иволга утверждают, что нет на земле ни холодной зимы, ни дождливой осени?

Дети: Это перелетные птицы. На зиму они улетают в теплые края.

III. Знакомство с зимующими птицами

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие по зимнему лесу. Сказочно   прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда блеснет солнечный луч и осветит   запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот   среди этого белоснежного великолепия на ветках мы видим   необыкновенные “цветы”. Это... птицы зимнего леса. Вы наверняка многих из них знаете.

Слайд 3

Учитель: Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, сверкает белизной. В переменах, которые несет с собой зима, есть свои прелести: чистейший пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей, какая-то особая легкость бодрящего воздуха и ко всему этому- великий покой, разлившийся в природе. Однако для птиц наступила суровая пора. О том, как зимуют птицы, мы сегодня и поговорим.

Знакомство с зимующими птицами нашего края

Учитель:

Вот пернатый городской,
Всюду жмется к людям.
Мы голодною зимой
С ним делиться будем,
Просит серый озорник:
"Дайте хлеба крошку!
Я устал, чирик-чирик,
И замерз немножко!"
(Воробей) Слайд 4

Ученик: Воробей – дерзкая, славная и умная птица, которая живет даже в шумных городах. Этих шустрых птичек знают в любой стране света. Стоит людям построить новый город, воробей тут как тут. Потому что, привыкли жить рядом с людьми. Поселяются они в укромном местечке, где-нибудь под крышами домов. Сельскому хозяйству они приносят большую пользу. Спросите почему? Они питаются вредными насекомыми.

Учитель:

Ты с модницей этой, конечно, знаком:
Вертушке на месте никак ни сидится -
Все хвастает синим своим сюртуком
И шапочкой синей гордится...
(Синица) Слайд 5

Ученик: Синицы очень прожорливые птицы. За день она может съесть столько, сколько она весит сама, при этом она приносит большую пользу природе, поедая вредных насекомых.

Учитель:

Вот пернатый сел на сук
И колотит: тук-тук-тук!
Ищет пищу под корой
Он голодною порой.
(Дятел) Слайд 6

Ученик: Дятел – главный доктор наших лесов. Сидит на ветке эта птица не как все – солдатиком. Зацепится острыми коготками, подопрется твердым и упругим хвостом и лущит деревья клювом, извлекает вредителей. Но клюв у дятла еще и музыкальный инструмент, стоит ему постучать по сухому суку – так и слышится барабанная дробь: тра-та-та. Летают дятлы хорошо и быстро, но больше предпочитает лазать по дереву, используя крылья, лишь для перелета на соседнее дерево.

Учитель:

Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик?
(Снегирь) Слайд 7

Ученик: Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые ,а у самочек   наряд более скромный. Снегири держатся обычно стайками по 7-10 птиц. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты и ночует там.

Учитель:

Кто зимой средь хвойных веток
В феврале выводит деток?
Необычный клюв - крестом,
Птичку ту зовут...
(Клестом) Слайд 8

Ученик: С холодного севера прилетают к нам на зиму клесты. Клестов называют “северными попугайчиками”.Такое прозвище они получили за то , что подобно настоящим попугаям искусно лазают по деревьям. В феврале-марте-самые вьюжные месяцы самочка клеста выводит птенцов. В этом нет ничего удивительного, т.к. питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек, которые при морозах открываются и клесты достают из них семена приспособленным для этого клювом. Клюв у клеста особенный: кончик верхней половинки клюва загнут вниз и влево, а кончик нижней половинки клюва загнут вверх и вправо. Гнездо клест строит теплым и глубоким, в затишье. Самочка с гнезда не слетает, семью кормит самец.

Учитель: - А про каких птиц говорится в этих загадках?

Во дворе я - королева.
Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серо-черных,
Я умна, хитра, проворна. (Ворона) Слайд 9

В небе, синем и высоком,
Вьется птица, но не сокол.
Разбежались мышки: "Ах!
Что за крылья, вот размах!
Взгляд у птицы очень зоркий,
Лучше спрячемся мы в норки!" (Орел)

Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут (Голубь)

Болтлива птичка - спору нет,
Расскажет новость и секрет!
Красива с виду, белобока
Кто? - Длиннохвостая... (Сорока)

Птица хищная с ушами
Громко ухает ночами. (Сова)

Учитель: Всех этих птиц вы, наверное, встречали. Они тоже зимуют в нашей местности.

IV. Подготовка к практической работе

Учитель: Действительно, в морозные дни птицы сидят, распушив перья, нахохлившись. Они как бы одевают себя воздушной одеждой. Вы, наверное, наблюдали, как птицы клювом ерошат перья? Так они утолщают воздушную одежду. А в полете воздух под перьями все время меняется, отнимая при этом у птицы тепло.

Зимой многие птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время снегопада, сильного мороза и ночью, когда нельзя покормиться. Из десяти синиц выживают две.

Чем мы можем птицам помочь? (Покормить их) Слайд 10

V. Практическая работа

Учитель: Кормушки, ребята, бывают разные. Их можно сделать своими руками, а можно купить готовую. Сегодня мы с вами будем делать кормушки для птиц. (Изготовление кормушек из пластиковых бутылок и пакетов от молока) Слайд 11

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.

Учитель: Кормушки мы сделали? А какой корм нужен птицам?

Ученики: Просо и пшено, арбузные и дынные семечки, лебеда, крапива, репейник. Ягоды рябины, бузины, черемухи, хлебные крошки, несоленое сало.

VI. Подведение итогов классного часа

- Какие птицы зимуют в наших краях?

- Как мы можем помочь птицам зимой?

- Какой корм подходит для подкормки?

- Вы научились различать птиц, изготавливать кормушки и правильно подбирать для них корм. Ведь они наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов. Берегите их!

VII. Развешивание кормушек на территории школы.

Источники информации.

  1. Журналы “Начальная школа” №1.2001г, №12.2006г
  2. http://yandex.ru/clck/
  3. https://yandex.ru/images/search?source
  4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
  5. urok.1sept.ru