Цель: Организация внеклассного мероприятия по математике, посвященного проведению года экологии в России.
Место проведения: актовый зал.
Задачи:
- расширение знаний учащихся о природе страны;
- развитие познавательных интересов в разных областях знаний (математика, география, экономика, ЖКХ);
- воспитание любви к Родине, бережного отношения к природным ресурсам.
- отработка вычислительных навыков, умения выполнять вычисления по формуле, решения текстовых задач.
- создание мини — проекта (проведение эксперимента, анализ полученных результатов, плакат)
- знакомство с бытовыми приборами и получение навыков по обработке их данных.
Техническое оснащение: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, программа PowerPoint, презентация.
Дополнительно: Счетчики холодной и горячей воды, зубная щетка, зубная паста, посуда, карандаши, фломастеры, ватман. Обеспечить доступ к воде для проведения эксперимента.
Ход мероприятия
Учащиеся работают в группах.
Содержание | Презентация |
Теоретическая часть |
|
Учитель рассказывает: Добрый день, ребята! У нас в школе проходит неделя математики и информатики «Экология в цифрах и математических исследованиях», посвященная году экологии. Запуск презентации. Смена слайдов по щелчку. Человек может прожить несколько месяцев без еды, но не больше 2 недель без воды. Вода является важнейшим ресурсом для поддержания жизни и источником всего живого на Земле, но её неравномерное распределение на континентах не раз становилось причиной кризисов и социальных катастроф. Дефицит пресной питьевой воды в мире знаком человечеству с древнейших времён, и с последнего десятилетия двадцатого века он постоянно рассматривается как одна из глобальных проблем современности. При этом, по мере роста населения нашей планеты, значительно увеличивались масштабы водопотребления, и, соответственно, вододефицита, что впоследствии стало приводить к ухудшающимся условиям жизни и замедлило экономическое развитие стран, испытывающих дефицит. |
Слайды 1-3 |
Задача №1 Россия по ресурсам поверхностных вод занимает ведущее место в мире. Только в уникальном озере Байкал сосредоточено 20 % мировых запасов пресной воды и 80% запасов пресной воды России. На сегодняшний день байкальская вода считается самой чистой в мире. Объем озера Байкал — 24 тыс. км³. |
Слайды 5-8 |
Интересные сведения: Воды озера Байкал хватит для утоления жажды единоразово примерно сорок шесть квадриллионов пятьсот триллионов человек (46 500 000 000 000 000 000), при условии, что для утоления жажды человеку достаточно 0,5 л. воды. |
|
Учитель рассказывает: На основании всего вышесказанного мы понимаем, что необходимо прилагать как можно больше усилий для сохранения источников пресной воды, а также для поисков возможных экономически менее затратных путей для решения проблемы нехватки пресной воды во многих странах мира как в настоящем, так и в будущем. Экономное использование водопроводной воды — это наш посильный вклад в решение общемировой проблемы преодоления недостатка питьевой воды. |
Слайд 9 |
Водосчетчик — один из самых простых инструментов, препятствующих чрезмерному потреблению воды. Счётчик воды (водосчётчик) — прибор, предназначенный для измерения и учёта объёма воды, поступающего по водопроводу. |
Слайд 10 |
Вспомни!!! |
Слайд 11 |
Учитель рассказывает: Механический счетчик воды состоит из крыльчатки, непосредственно на которую воздействует поток воды и зубчатой передачи, передающей вращательное движение к счетному механизму. Ежемесячно каждая семья оплачивает коммунальные услуги, в числе которых оплата за потреблённую воду. Счётчики горячей и холодной воды позволяют контролировать потребление горячей и холодной воды, самостоятельно рассчитать плату за воду, экономить семейный бюджет. В квартирах всегда устанавливается сразу два счётчика: отдельно для холодной и горячей воды. Понять, какой из них для чего предназначен, очень просто: счетчик с синей окраской измеряет объёмы холодной воды, с красной – горячей. Циферблат любого счётчика состоит из восьми цифр. Первые из них окрашены черным цветом, а три последних красным. Цифры черного цвета показывают количество потребленных кубометров, цифры красного цвета показывают количество литров. |
Слайд 12-14 |
Задача № 2. Количество оборотов крыльчатки. |
Слайд 15 |
Учитель рассказывает: Передавать нужно показания, отмеченные пятью первыми черными цифрами, отсчитывающими потребление воды, выраженное в кубометрах. Если был установлен новый счетчик с нулями на циферблате, а к концу месяца на нем появилось значение 00023842, это значит, что израсходовали 23 м³ и 842 литра воды. Для контролирующей организации данные показания следует округлить, т.е. передать значение, равное 24 м³. Если по истечении месяца на счетчике будет значиться цифра 00039194, то от этого значения (предварительно округлив) нужно отнять показания предыдущего месяца (39-24=15). Таким образом, фактическое потребление за месяц составило 15 м³, и это количество воды нужно оплатить. Итак, для расчёта расхода воды по счетчику необходимо:
Пример: 15× 138,44 = 2076,6 (руб.) |
Слайд 16-18 |
Задача № 3. Рассчитать суммы оплаты за воду. При расчете учитываем только куб.м., литры отбрасываем. Предыдущее показание счетчика холодной воды — 398 м³. Текущее показание: 00409397. Предыдущее показание счетчика горячей воды — 270 м³. Текущее показание: 00276544. Тариф холодной воды — 33,03 рубля за 1 м³, тариф горячей воды — 138,44 рубля за 1 м³. |
Слайд 19 |
Помимо того, что счетчики способствуют экономному расходованию воды, их установка поможет может быть выгодна для потребителей. |
|
Задача № 4 Установка двух счётчиков воды (холодной и горячей) стоит 2400 рублей. До установки счётчиков за воду платили 1800 рублей ежемесячно. После установки счётчиков ежемесячная оплата воды стала составлять 1400 рублей. Через сколько месяцев окупится установка водосчетчиков, если тарифы на воду не изменятся? |
Слайд 20 |
Практическая часть. Эксперимент. Задание № 5 |
|
Команды получают практическое задание — провести эксперимент «Экономное расходование воды при чистке зубов, чистке картофеля или расчет расхода воды при неисправности крана. Задание командам в приложении 1. Примеры выполнения заданий в приложении 2, приложении 3, приложении 4. |
|
Информационные источники.
Измерительный прибор.
Иллюстрации:
|