Сотрудничество учителя-логопеда с воспитателем

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Работа воспитателя направлена на позитивную социализацию и всестороннее развитие общих качеств и свойств личности ребенка. В настоящее время воспитателям общеобразовательных групп всё чаще приходится работать с дошкольниками, имеющими речевые нарушения. Сокращение групп компенсирующей направленности привело к тому, что в общеобразовательных группах детского сада до 50% детей 4-5 лет имеют тяжелые нарушения речи. В таких условиях только сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя позволит реализовать коррекционно-развивающие индивидуальные образовательные программы и маршруты для детей с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываемые специалистами дошкольного образовательной организации в соответствии с рекомендациями ЦПМПК. Педагогическое взаимодействие направлено на решение нескольких задач:

  • диагностическое взаимодействие, выявление детей, имеющих речевые нарушения;
  • коррекция речевых нарушений;
  • профилактика возникновения речевых нарушений;
  • взаимодействие с законными представителями.

Диагностическое взаимодействие

Учитель-логопед проводит комплексное логопедическое обследование детей. Обследование звуковой культуры речи проводится воспитателем общеобразовательной группы при консультативной помощи учителя-логопеда. Воспитатель информирует логопеда о результатах своих наблюдений за детьми в различных видах деятельности; условия семейного воспитания; проводит диагностику общего развития. Безусловно, именно грамотный воспитатель способен заметить отклонения или нарушения в развитии ребенка и обратить на это внимание родителей, посоветовав им обратиться к специалистам.

Коррекционная работа

Учитель-логопед оказывает помощь воспитателю в организации работы по развитию речи. В системе планирования лучше придерживаться календарно-тематического принципа. На занятиях по развитию речи в течение одной недели проводятся все виды работ в рамках одной лексической темы.

Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков. Воспитатель проводит образовательную или совместную деятельность, предлагает разные виды игр, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной теме, проводит занятия художественно-эстетической направленности.

Если ребенок посещает занятия с логопедом, перед воспитателем стоит задача по закреплению результатов, достигнутых на логопедических занятиях. Воспитатель руководствуется методическими указаниями логопеда, которые фиксируются в тетради взаимосвязи и отмечает продуктивность выполненных заданий. Он также осуществляет повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей: контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных звуков, отработанных грамматических форм. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Воспитатель следит за правильным употреблением поставленных звуков в спонтанной речи, используя коррекционные возможности режимных моментов.

Профилактическая работа

Главная роль в работе с детьми принадлежит воспитателю. Он ежедневно и продолжительно общается с детьми, знает их интересы, следовательно, может определить и включение необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности в совместную деятельность с детьми. Максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии способствует создание предметно – развивающей и речевой среды в группе.

Речь педагогов должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями. Должна быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной и грамматически правильной.

Основа взаимодействия – согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе.

Воспитатель должен знать основные отличия работы по формированию звукопроизношения от работы по исправлению звукопроизношения. Работа воспитателя по формированию звукопроизношения и работа логопеда по исправлению произношения звуков различны по организации, приемам, по продолжительности.

Формирование звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, которая проводится, начиная с раннего дошкольного возраста, в виде речевых игр-минуток, и способствует своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.

Исправление звукопроизношения – это работа учителя-логопеда с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением.

Как при формировании, так и при исправлении звукопроизношения работа над звуками состоит из трех этапов:

  1. подготовительного;
  2. этапа появления или постановки звука;
  3. этапа автоматизации и введения звука в речь.

На подготовительном этапе проводится артикуляционная гимнастика или «Зарядка для язычка», которая представляет собой уточнение движений органов артикуляционного аппарата в игровой форме, формирование определенных артикуляционных укладов (положения языка, зубов, губ) и тренировка движений органов артикуляционного аппарата. На этапе появления\постановки звука воспитатель уточняет звук или вызывает по его подражанию, подбирая звуковые образы (звукоподражания). Учитель-логопед путем применения специальных приемов осуществляет постановку звука, когда отработанные отдельные движения органов артикуляционного аппарата вводятся в комплекс движений, вырабатывается артикуляция нужного звука со зрительной опорой (перед зеркалом). На третьем этапе работы последовательное введение звука в речь осуществляется при тесном взаимодействии учителя-логопеда, воспитателя и семьи.

Взаимодействие педагогов с законными представителями ребенка

Воспитатель и учитель-логопед должны стремиться формировать активного и компетентного родителя, что позволяет избегать непонимания и конфликтов. При этом воспитатель нацелен в большей степени на формирование активной родительской позиции через совместные виды деятельности дети+родители+педагог, а учитель-логопед способствуют повышению педагогической компетенции родителей, путем проведения консультаций, открытых занятий. Формы сотрудничества с родителями также включают в себя: мастер-классы, круглые столы, лектории, вэбинары, родительские клубы и традиционные родительские собрания.

Таким образом, и учитель-логопед, и воспитатель, работая с детьми, имеющими речевые нарушения или недоразвитие речи различного генеза, должны ясно представлять характер и особенности своей работы. Только помогая, сотрудничая друг с другом, педагоги смогут достичь единой цели – воспитать у ребенка правильную речь и подготовить его к успешному обучению в школе, не забывая при этом о ведущей роли родителей в развитии и воспитании.