УМК «Перспективная начальная школа»
Раздел: развитие речи
Цель урока: Обобщить знания о тексте.
Цель урока будет достигаться путем решения ряда задач.
Задачи урока:
Предметные:
- развивать и совершенствовать умения определять тему текста, его основную мысль и главное переживание автора;
- обобщить все сведения о законченном тексте;
- систематизировать знания о тексте, его признаках.
Метапредметные:
- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
- планировать действия для решения учебной задачи;
- развивать умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;
- оценивать результаты деятельности, вносить изменения
Личностные:
- Создать условия для доброжелательного отношения детей друг к другу, самостоятельности;
- умение объективно контролировать и оценивать как свои действия, так и действия своих одноклассников.
Вид урока: обобщение и систематизация знаний
Оборудование:
- Система голосования mimio vote24.
- Пакет для самостоятельной работы в группах по теме урока.
- Презентация по теме урока.
- Словари: толковый, словарь пословиц и поговорок.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
План урока:
- Организационный момент
- Определение темы урока
- Проверка и контроль знаний
- Групповая работа
- Игра «Суд жизни»
- Рефлексия
Ход урока
1. Орг. момент.
Стихотворение Г. Ладонщикова
Села пчёлка на цветок,
Опустила хоботок,
Подлетает к ней комар:
– Что ты ищешь там?
– Нектар.
А тебе не надоело?
Не наскучило искать?
– Нет!
Тому, кто занят делом,
Просто некогда скучать!
– Нам сегодня тоже не будет скучно. Нам предстоит очень интересная работа.
2. Определение темы урока.
– Прочитайте про себя и скажите, что это?
– Да. Это тексты. Какие это тексты? (поэтич. и прозаич.)
– О чем наш урок?
3. Проверка знаний.
– А что вы знаете о тексте, я проверю с помощью теста. Приготовьтесь к голосованию. Регистрируемся. Отвечаем на вопросы.
Тест: 1.
-
Текст – это…
а) несколько предложений, связанных по смыслу;
б) несколько слов, связанных по смыслу;
в) несколько предложений. -
Тема текста– это…
а) то, о чем автор хочет сказать;
б) то, о чем автор пишет;
в) это выраженное в тексте отношение автора к тому, о чем он пишет. -
Основная мысль текста – это:
а) то, что смог пересказать ученик;
б) то, что хотел сказать автор;
в)то, что говорит главный герой в тексте. -
Главное переживание автора – это…
а) то, о чем автор хочет сказать;
б) то, о чем автор пишет;
в) это выраженное в тексте отношение автора к тому, о чем он пишет. -
Структура текста –
а) начало, развитие действия, концовка;
б) начало, концовка;
в) заголовок, концовка.
Подведем итог. % выполнения теста по классу. Индивидуальный результат. Посмотрите на количество правильных ответов и оцените свою работу. Отметку поставьте в свой листок достижений.
4. Практикум.
А теперь вам предстоит применить свои знания на практике и самостоятельно проанализировать тексты. Работать вы будете в группах. У вас на столах лежат конверты с текстом и заданиями. Повторите правила работы в группе, выберите главного.
1гр. – Л. Толстой «Два товарища» Приложение 1
2 гр. – В. Осеева «Синие листья» Приложение 2
3 гр. – В. Драгунский «Друзья познаются в беде» Приложение 3
4 гр. – А. Митта «Шар в окошке» Приложение 4
5 гр. – С. Маршак «Друзья– товарищи» Приложение 5
5. Отчет групп по плану:
- Автор произведения
- Название произведения
- Определи тему текста
- Кратко расскажи о чём он.
- Определи основную мысль текста
- Определи главное переживание текста
Вывод:
– О чем эти рассказы?
– Можем мы их объединить? (они о дружбе)
6. Работа с понятием «дружба».
– Что такое дружба? Как вы поняли?
– Где узнать точное определение слова «Дружба»?
– Кто готов зачитать значение этого слова в толковом словаре?
6. Игра «Суд жизни»
– Мы сегодня познакомились с разными произведениями. И узнали, что одним дружба приносит положительные эмоции, а другим отрицательные.
-Дружба– это хорошо или плохо?
– Предлагаю разобраться. А поможет нам в этом игра «Суд жизни».
– На суд вызывается ДРУЖБА. Я предлагаю сыграть эту роль ….
– 1 и 2 группе я предлагаю стать обвинителями дружбы.
– 3, 4 и 5 группе – стать её адвокатами, защитниками.
– Старосты групп ненадолго становятся магистрами права и надевают соответствующий головной убор.
– Нашим гостям я предлагаю стать присяжными – заседателями.
– Обе стороны прошу приводить доказательства, основываясь на прочитанных произведениях.
– Итак, слово предоставляется стороне обвинения. (Дети: – Я считаю, что дружба не нужна, потому что в нашем произведении…)
– Есть ли у стороны обвинения доказательства того, что дружба не нужна? Есть ли свидетели? (дети могут приводить примеры из личного опыта, пословицы)
– Слово предоставляется стороне защиты. . (Дети: – Я считаю, что дружба нужна, потому что в нашем произведении…)
– Есть ли у стороны защиты доказательства того, что дружба нужна? – Есть ли свидетели? (дети могут приводить примеры из личного опыта, пословицы)
Итак, обе стороны привели свои доказательства.
Последнее слово предоставляется ДРУЖБЕ.
– Как ты считаешь, ты нужна?
– Все доводы выслушаны.
– А теперь я предлагаю присяжным принять решение и проголосовать. Регистрация присяжных. Голосование.
– Как проголосовали присяжные?
– Как быть с отрицательными моментами дружбы?
– Дружба может быть хорошей или плохой?
– Дружба сама по себе не может быть хорошей или плохой, все зависит от человека, умеет он дружить или нет.
– Итак, решение – ДРУЖБА нужна!
7. Ниточка дружбы. Рефлексия.
– А насколько мы дружны, сейчас проверим с помощью клубка Дружбы.
– Держи ниточку, а клубок передай тому, с кем у тебя завязалась дружба со словами: «Спасибо, что ты мой друг».
– А у …… не завязалась дружба, кто готов протянуть ему ниточку дружбы?
– Посмотрите, какая дружба нас всех связала.
Поднимите руки вверх те, кому понравился урок, и кому было интересно.
– Посмотрите на своего друга и дома напишите рассказ о том, как у вас завязалась дружба или нарисуйте его портрет.
– Скажите, а дружить умеют только люди?
– А пока переменка я предлагаю посмотреть клип о дружбе животных и спеть песню.
Текст 1 группы
Лев Толстой «Два товарища» Басня
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.
Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:
– Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?
– А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
Текст 2 группы
Валентина Осеева «Синие листья»
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
– Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
– Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
– Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
– Мама-то позволила, а брата я не спросила.
– Ну что ж, спроси ещё у брата, – говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
– Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.
– Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
– Я осторожненько, – говорит Лена. – Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
– Мне, – говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
– Это много, – говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
– Ну, что ж ты? Бери!
– Не надо, – отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
– Карандаша зелёного нет.
– А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
– Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:
– Надо так давать, чтобы можно было взять.
Текст 3 группы
Виктор Драгунский «Друзья познаются в беде»
Это было в моем детстве. Мне было тогда 13 лет. Было жаркое лето. И вот однажды мы пошли с друзьями на озеро, нам захотелось искупаться. Мы все уже умели хорошо плавать. Мы прыгнули в воду все вместе. Мы плыли не оборачиваясь, доплыв до лодки одной, на ней сидел рыбак, мы увидели, что Васи нет. Мы очень испугались. И услышали, что кто-то кричит, пытается кричать. Мы огляделись по сторонам, и увидели, что он тонет. Я поплыл к нему, что есть мочи. Я спас его. Когда мы вышли на берег, он был очень испуган. Чуть позже я спросил у него: "как ты мог утонуть? Ты же лучше всех нас плаваешь". Он ответил: "я зацепился за палку". Друзья познаются в беде.
Текст 4 группы
Александр Митта «Шар в окошке»
Коля заболел. Лежит в постели, на шее компресс, в ушах вата, нос от капель щиплет. И никто к нему в гости не придёт. Нельзя, заразиться могут.
Лежит Коля, глядит в окно. А что с третьего этажа увидишь лёжа! Только небо. Редко когда самолёт пролетит, да и то только слышно бывает, а не видно.
И вдруг видит Коля: красный шарик поднялся! К самому окну. Поднялся и встал у стекла. Постоял, стал дёргаться. Вверх – вниз, вверх – вниз. Что такое? Не поймёт Коля.
Пригляделся: на шарике рожица нарисована. Тогда Коля догадался: «Это, наверное, Миша придумал». Стало Коле хорошо. Кажется, пустяк – шарик в окошке, а Коля лежит и представляет себе, как Миша за верёвочку дёргает.
А рядом, наверное, Катя стоит и смеётся. И все ребята, наверное, стоят, советы дают.
Хорошо, когда о тебе друзья помнят!
Текст 5 группы
Самуил Маршак «Друзья-товарищи».
День стоял весёлый
Раннею весной.
Шли мы после школы —
Я да ты со мной.
Куртки нараспашку,
Шапки набекрень, —
Шли куда попало
В первый тёплый день.
Шли куда попало —
Просто наугад,
Прямо и направо,
А потом назад.
А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.
Весело бродили
Я да ты со мной,
Весело вернулись
К вечеру домой.
Весело расстались —
Что нам унывать?
Весело друг с другом
Встретимся опять!