Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий, обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.
Суть метода проектов – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.
Основной целью метода проектов в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Метод проектов – один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических знаний. Это обучение через деятельность.
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Это совокупность приемов, действий детей в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для детей и оформленной в виде некоего конечного продукта.
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также родители и другие члены семьи.
Проекты реализуются в игровой форме, дети включаются в различные виды творческой и практически значимой деятельности.
Проект – это «5 П»
- ПРОБЛЕМА (значимая задача),
- ПРОЕКТИРОВАНИЕ (план действий, выбор продукта, форма презентаций),
- ПОИСК информации (поиск и сбор материала),
- ПРОДУКТ (результат работы, изделие),
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ (представление продукта, результата).
Алгоритм разработки проекта
Задачи | Этапы | |
Начальный (целеполагание) | Определение проблемы (темы) | Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания |
Планирование | Анализ проблемы. Определение источников информации. Распределение ролей в команде. | Формирование задач, накопление информации. |
Выполнение проекта | Выполнение проекта. | Работа над проектом, его оформление. |
Защита проекта | Подготовка к защите. Объяснение полученных результатов, их оценка. | Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. |
Оценка результатов | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач). | Подведение итогов. Определение задач для новых проектов. |
Классификация проектов
- по целевой установке,
- по составу участников,
- по тематике,
- по срокам реализации,
- по содержанию.
Виды проектов
- Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна. Например, «Природа – наш дом», «Как люди делают запасы», «Транспорт в нашей жизни», «Животные и человек», «Давайте познакомимся», «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
- Ролево-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Например, «Любимые игрушки», «У нас в нескучном саду», «Сказочная птица», «Секреты бабушкиного сундука», «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца», «Богатыри земли русской», «В гостях у сказки».
- Информационно-практико-ориентированные (дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и т.д.).
- Нормативные (проекты по созданию норм поведения):
- запрещающие,
- позитивно нормирующие,
- нормотворческие – приводящие к созданию новой нормы и поддерживающие инициативу дошкольника
По количеству участников:
- Межгрупповые («Времена года», «Мир животных и птиц»).
- Групповые («Веселая астрономия», «Подводный мир», «Познай себя»).
- Индивидуальные («Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»).
По продолжительности:
- краткосрочные (одно или несколько занятий),
- средней продолжительности (до 1 мес.)
- долгосрочные (до полугода-года).
Проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удержать проблемную ситуацию.
Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация снимается максимально быстро.
Последовательность работы педагога над проектом:
- педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
- вовлекает дошкольников в решение проблемы;
- намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
- обсуждает план с семьями на родительском собрании;
- обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
- вместе с детьми и родителями составляет план? схему проведения проекта;
- собирает информацию, материал;
- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
- даёт домашние задания родителям и детям;
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
- организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
- подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Желаю творческих успехов!!!