Индивидуальное занятие "Автоматизация изолированного звука [р]"

Разделы: Логопедия


Цели:

Коррекционно-развивающие:

  • закрепление правильного изолированного произношения звука [Р];
  • развитие фонематического слуха; зрительной, слуховой памяти и внимания;
  • уточнение и расширение словаря;
  • развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
  • развитие тактильного восприятия (учить детей различать крупу на ощупь).

Коррекционно-воспитательные:

  • формирование положительной установки на участие в занятии;
  • воспитание внимательного, бережного отношения к заданию.

Оборудование: зеркало, картинки обозначающие определенный артикуляционный уклад, тематические картинки (тигр, звук. дорожки), баночки с различной крупой; небольшие мешочки с завязками, наполненные крупой, аналогичной крупе в баночках.

Ход занятия

1. Организационный этап

(Проверка посадки. Формирование положительной установки ребенка на участие в занятии.)

Приветствие.

Пальчиковая гимнастика «Замок».

«На двери висит замок.
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли».

2. Артикуляционная гимнастика

– Давай с тобой поиграем, повторяй за мной! (упр. «Заборчик», упр. «Качели», «Маляр», «Чистим зубки», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Барабан»).

Выполнение артикуляционной гимнастики у зеркала.

3. Игра «подражание»

Показываем картинку тигра, трактора, мотора, собаки и просим озвучить. Можно показывать картинки с другим звуком для дифференциации.

Следим за правильностью произнесения звука.

4. ИгрыПроведи звук по звуковой дорожке

Одна дорожка ровная и, идя по ней, звук нужно произносить спокойным, негромким голосом.

Другая дорожка ведёт по кочкам и звук произносится то громко, то тихо.

А вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути звук произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.

5. Игра на распознавание звука

Ребенку говорим слова и просим, если услышит звук [Р], то он хлопнет в ладоши.

Слова: дом, нора, мишка, ворона, машинка, воробей, птица, рот, нос, карандаш, окно, доска, ручка, капуста.

6. «Маленькая хозяйка»

Ход игры:

Вариант 1. Педагог рассматривает с детьми крупу в баночке, предлагает ее потрогать, выделяет отличительные особенности. Предлагает найти мешочек с такой же крупой (ткань у мешочка должна быть достаточно тонкой, чтобы крупа легко прощупывалась).

«Давай откроем мешочек! Правильно ли ты угадал?»

Вариант 2. Педагог раздает каждому ребенку по мешочку с крупой и предлагает найти пару, т.е. мешочек с такой же крупой. После сделанного выбора, ребенок развязывает мешочек и зрительным способом убеждается в правильности выбора.

7. Игра «Паровозик»

«Два паровозика стоят на вокзале и не могут поехать, т.к. у них нет вагончиков.

Надо помочь паровозикам!»

На вагончиках картинки с звуком [Р] и без него. К одному паровозику прицепляют со звуком, а к другому остальные.

8. Итог занятия

Ппедагог оценивает работу детей, хвалит их за старание. И акцентирует внимание на том, что они научились и узнали много нового на занятии.