Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Цель урока: совершенствование умения употреблять имена числительные в устной и письменной речи в соответствии с морфологическими нормами.
Задачи урока:
- образовательные: развивать навыки нормированного употребления числительных в косвенных падежах; формировать умение выбирать нужное написание в зависимости от предложенных условий; совершенствовать орфографические умения;
- развивающие: развивать навыки самостоятельной деятельности по обобщению сведений о нормах употребления числительных в речи; формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни; развивать речевые способности учащихся;
- воспитательные: воспитывать интерес и уважение к русскому языку, к истории родной страны и ее Вооруженным Силам; воспитывать потребность в формировании речевой культуры, взаимоуважении.
Оборудование: презентация в системе Smart Notebook для интерактивной доски Smartboard (Приложение 1), раздаточный материал (текст «Парад Победы», текст для работы в парах, тест «Употребление числительных» (Приложение 2)).
Ход урока
I. Организационный этап.
Приветствие. Вступительное слово:
– Сегодня десятое марта две тысячи семнадцатого года. Через шестьдесят суток наступит третий месяц весны – май. А через два месяца – великий праздник – День Победы. Впервые одна треть воспитанников нашего училища будет принимать участие в параде. Красивые, стройные, подросшие за этот год сантиметров на десять и набравшие от полутора до двух килограммов, четким строевым шагом они пройдут по площади.
Но это произойдет не раньше шестидесяти трех дней.
– Слова какой части речи я чаще всего употребляла в своем вступительном слове? (Имена числительные).
– Кто может назвать числительные, какие я употребила? Кто запомнил?(на слайде (<Рисунок 1>, <Рисунок 2>)).
Рисунок 1
Рисунок 2
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Блиц-опрос:
– Что обозначает имя числительное? (Число, количество, порядок при счете).
– Назовите разряды числительных. (Количественные и порядковые).
– Какими бывают числительные по составу? (Простыми, составными, сложными).
– Назовите разряды количественных числительных. (Целые, дробные и собирательные).
– Как изменяются все числительные? (По падежам).
– Возникают ли трудности при произнесении числительных? (Можем употребить не в той форме, не в том падеже).
– Посмотрите на слайд (<Рисунок 3>). Верно ли употреблены числительные? Исправьте ошибки (<Рисунок 4>).
Рисунок 3
Рисунок 4
– Какова же цель сегодняшнего урока? (Научиться правильно употреблять формы числительных в речи). В соответствии с нормами (особенно в устной речи).
– Зачем это нужно? Зачем это нужно будущему офицеру? (Чтобы быть грамотным, чтобы, ставя боевые задачи, отдавая команды, составляя рапорты и отчеты, употреблять числительные правильно).
– Сформулируем тему урока. (Употребление числительных в речи). Запишем число, вид работы и тему в тетрадь и на доске.
III. Актуализация знаний по теме.
Работа с текстом.
– Продолжим нашу работу. Перед вами текст. Задание: прочитайте текст, правильно произнося числительные. (Текст выведен на слайд на доске (<Рисунок 5>). В качестве раздаточного материала у каждого ученика на парте).
Парад Победы
Решение о проведении парада победителей И. В. Сталин принял вскоре после дня Победы – 15 мая 1945 года ... Последовал приказ сформировать сводный полк. В нем должно быть не менее 6 рот ... пехоты и по 1 роте артиллеристов, танкистов, летчиков, саперов, связистов. Приказано выдать 1465 солдатам ... обмундирование нового образца. 4 офицера-ассистента должны были позаботиться о 36 знамёнщиках .... По приказу полк возглавляется 19 командирами ... разного уровня. Военный парад состоялся 24 июня 1945 года. В нем приняли участие 24 маршала, 249 генералов, 2536 других офицеров, 31 116 сержантов и солдат .... Это был триумф народа-победителя, военного искусства полководцев и всех Вооруженных Сил, их боевого духа.
Вопросы к классу (после чтения текста):
– На месте пропусков впишите числительные, выделите окончания. Вписывая, комментируйте свои действия.
– Что нужно делать, чтобы не ошибиться в написании окончания числительного? (Ставить вопрос (<Рисунок 6>)).
Рисунок 5
Рисунок 6
После выполнения работы:
– Итак, не ошибиться в записи этих числительных нам помогла постановка вопроса. Мы показали свое умение правильно склонять целые количественные числительные.
IV. Работа по теме урока.
– Вы - будущие десантники. Тот, кто служит в ВДВ, должен обладать особыми качествами и уметь все: и прыгать с парашютом, и наладить связь, и заминировать объект. Быстрота, натиск, но и умение оценить ситуацию, выбрать правильное решение – эти качества незаменимы в любой экстремальной ситуации. Сейчас мы проверим, есть ли у наших будущих десантников такие качества.
Часто мы допускаем ошибки в сочетаниях числительных и существительных, не умеем выбрать правильную форму или числительного, или существительного. Не ошибиться в выборе нам помогают морфологические нормы. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете их.
1.Конструирование словосочетаний (на слайде (<Рисунок 7> )).
Задание: из предложенных числительных и существительных составьте словосочетания, учитывая морфологические нормы.
Рисунок 7
Рисунок 8
– Что нужно знать, чтобы верно составить эти словосочетания? (нормы употребления числительных) (<Рисунок 8>).
2. «Корректор».
– Как называются числительные двое, трое? (Собирательные).
– С какими существительными они могут сочетаться? Перечислите.
Задание (на слайде (<Рисунок 9>)): исправьте ошибки, запишите верный вариант на доске и в тетрадях.
Рисунок 9
Рисунок 10
– Итак, с нормами употребления числительных вы знакомы, умеете выбрать правильный вариант (<Рисунок 10>).
– Главное качество настоящего воина – уметь оказать поддержку товарищу. Заповедь Суворова «Сам погибай, а товарища выручай» неукоснительно соблюдалась и в годы войны, и сейчас главная в кодексе десантника. Поддержать товарища, помочь ему, объяснить непонятное, подтвердить правильность выполнения задания – норма жизни в четвертом взводе. Посмотрим, как она исполняется.
3. Работа в парах (на партах раздаточный материал).
Задание: подберите к данным словосочетаниям подходящие фразеологизмы с числительными. Работайте в паре.
Словосочетания: Чувствовать себя очень счастливым (7); часто менять свои решения (7); изнурять себя тяжелой работой (7); знать что-нибудь очень хорошо (5); быть очень умным (7); запутаться в простом деле (3).
Фразеологизмы: Быть на седьмом небе; семь пятниц на неделе; семь потов сошло; знать как свои пять пальцев; семи пядей во лбу; заблудиться в трех соснах.
– Итак, мы убедились, что числительные не только способствуют точной передаче фактов, но и могут украсить нашу речь, способствуют образности.
V. Контроль усвоения. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Тест «Употребление числительных в речи» (раздаточный материал на партах). Приложение 2
Ответы на слайде (<Рисунок 11>) .
Рисунок 11
Рисунок 12
VI. Рефлексия деятельности. Подведение итогов. Выставление оценок.
– Над какой темой мы сегодня работали?
– Итак, что нужно знать, чтобы употреблять числительные в речи правильно? (Нормы употребления).
– С какими трудностями вы столкнулись при изучении этой темы?
– Где вы сможете применить полученные знания?
– Достигли ли мы поставленной цели?
VII. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
Упр.525 (учебник «Русский язык. Практика. 6 класс / Г. К. Лидман-Орлова и др. – М: Дрофа, 2015) (<Рисунок 12>).
Используемые ресурсы:
- mil.ru/winner_may/parad/parad1945.htm