Цель занятия: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе коллективной учебно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Познавательные УУД
- развивать умения извлекать новые знания в разных источниках, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии
- познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании
- развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы, способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать.
- познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
Регулятивные УУД
- создать условия для нахождения информации о понятии «магнит».
- ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно
- направить детей к выделению главного и второстепенного из данной информации.
- актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
Коммуникативные УУД
- создание благоприятной успешной ситуации на занятии;
- умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать собеседника
- формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
- формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе;
- умение взаимодействовать в процессе работы.
Личностные УУД
- способность к самооценке на основе критерия успешности исследовательской деятельности.
Оборудование: Материал: рукавица с магнитом внутри, металлическая и пластмассовая ложки, резиновый шарик, бумага, демонстрационный магнит, пластмассовые пуговицы, булавки, крючки, шкатулки.
На каждую группу: наборы для опытов.
Ход занятия
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. Беседа.
На столе у учителя волшебная коробка.
– Ребята! В кабинете у учителя физики я увидела коробочку с надписью «Волшебная рукавица», мне стало интересно, что же там такого волшебного? А в помощь хочу пригласить вас. А еще с рукавицей в коробке лежали разные предметы.
– Что это? (ложка деревянная, металлическая, вилка пластмассовая, резиновый ластик, открытка, болтик, бусины )
– А как же нам убедиться в том, что рукавица волшебная? Каковы ваши предложения? (выслушать предположения детей)
– А тут есть инструкция. В инструкции написано: Наденьте рукавичку, возьмите поочерёдно каждый предмет.
– Что происходит с предметами? (металлические предметы не падают при разжимании, остальные предметы падают)
– Почему? (в рукавице есть что-то, что не дает падать металлическим предметам)
Что же это? (магнит)
– Подскажите мне, где в нашем классе мы встречаемся с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства? (Магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магниты-держатели).
– Ребята, а вы хотите узнать немного больше о магните, его свойствах?
– Кто из вас уже догадался, какова будет тема нашего занятия? (Что такое магнит?)
Молодцы! А тема нашего занятия звучит так:
Тема занятия: Что такое магнит?
– В какую группу можно условно отнести нашу тему?
- фантастическую – о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
- экспериментальную – основанную на опытах и экспериментах, наблюдениях;
- теоретическую – изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных источниках (книгах, кинофильмах и т.д.).
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
Целеполагание. Составление плана. Выведение гипотезы
– Какую цель мы поставим перед собой на занятии?
Цель – выяснить, что такое магнит, какими способностями обладает.
– Какие задачи мы должны решить, чтобы достичь цели?
Задачи:
- Выявить способности магнита
- Изучить литературу
- Наблюдать, провести опыты
- Заполнить таблицу «Свойства магнита»
Планирование исследовательских действий.
– Какие действия нам помогут на уроке добиться цели исследования?(на доске карточки, дети выбирают необходимые)
- Подумать самостоятельно
- Спросить у учителя или другого человека
- Понаблюжать
- Посмотреть в книгах
- Провести опыты
- Посмотреть по телевизору
- Получить информацию в интернете
- Связаться со специалистом
– Что мы должны сделать перед началом любого исследования? (выдвинуть гипотезы, предположения).
– Что такое магнит? Предлагают свои гипотезы
– Что нужно сделать, чтобы дать определение: «Что такое магнит»? (собрать информацию)
ΙΙΙ. Применение нового знания.
Работа в группах
– Попробуйте самостоятельно по группам найти сведенияо магните.
Командиры групп подойдите, возьмите свой конверт с заданием.(повторить правила работы в группе)
Выберите нужную для вас литературу.
Работа групп.
1 группа: Найти в толковом словаре значение слова «магнит»
2 группа: найти в энциклопедии ответ на вопрос: «Что такое магнитное поле?», «Обладает ли Земля магнитными свойствами»
3 группа: найти в интернете ответ на вопрос: «История открытия магнита»
Выступление групп.
1 группа. МАГНИТ, -а, м. Кусок железной руды, обладающий свойством притягивать железные или стальные предметы.
Магнит – греч. Magnetis – магнитный железняк, тело обладающее собственным магнитным полем.
2 группа
Магнитное поле – это район вокруг магнита, в котором действует его сила.
Земля тоже имеет магнитное поле. Оно действует как поле гигантского стержневого магнита, проходящего через середину Земли.
3 группа
Легенда о магните. Рассказ Л.Н. Толстого «Магнит»
– В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
Физминутка
Игра «Притягивает – не притягивает»
Я большой магнит. А вы предметы, которые я назову. Если магнит его притягивает, вы подбегаете ко мне, если не притягивает – стоите на месте. Стали в круг. (игла, ластик, стекло, болтик, гвоздь, дерево, бумага, железо)
IV. Проведение опытов.
Проведение опытов и экспериментов.
– Ребята, а хотите узнать, какими свойствами обладает магнит?
– Что для этого надо сделать? (провести опыты)
– А теперь положите перед собой таблицу «Свойства магнита» – Приложение. Вы будете записывать в неё свои заключения.
– Вспомните правила поведения во время опытов:
Правила поведения
- Нельзя ничего пробовать на вкус.
- Нюхать осторожно, направляя воздух ладошкой.
- Не все опыты можно проделывать самому. Обратись к взрослым.
- Будь осторожен с колючими предметами. Не играй с ними.
1 Опыт: Обследование предмета тактильным способом
– Возьмите магнит в руки и определите : какой он на ощупь.
Вывод: на ощупь магнит твёрдый, холодный, тяжёлый.
Отметьте в таблице.
2 Опыт: «Воздействие магнита на разные предметы»
Разложите на столе предметы из различных материалов..
Поднесите к каждому предмету магнит. Что произошло?
Вывод: магнит притягивает только металлические предметы.
Поиск проблемы.
Послушайте сказку.
«Жила-была злая и сердитая мачеха. Была у нее падчерица Алёнушка. Мачеха Алёнушку не любила, ругала-бранила, тяжело работать заставляла. Однажды во дворце был бал. Очень хотелось Алёнушке на бал.
Мачеха обрадовалась, стала вертеться перед зеркалом: «Ах, я пойду на бал, я пойду на бал!» Алёнушка тихонечко говорит: «Я тоже хочу на бал».
— Куда? — закричала злая мачеха. — Ты еще все дела не переделала! Печку истопи, дров наруби, воды наноси, каши навари, пол подмети, тогда и пойдешь.
— Да я уже все сделала.
— Ах так! Так вот тебе еще дело.
Схватила мачеха чашку с горохом и банку с железными гаечками и смешала все вместе.
— Вот разберешь все по отдельности, тогда и пойдешь.
Сказала, села в карету и укатила на бал.
Заплакала Алёнушка: да тут целую неделю работать придется, чтобы все гаечки из гороха выбрать!»
Как же Алёнушке помочь можно? Как выбрать железные гаечки из чашки с горохом? (поднести магнит и гаечки сами притянутся к нему)
Опыт с металлическими стружками и горохом.
Проведение опытов и экспериментов.
– Продолжим наши эксперименты.
3 Опыт «Способность намагничивать металлические предметы»
– Хотите увидеть фокус? Тогда смотрите. Я беру ножницы, подношу к ним скрепку, отпускаю. Что произошло? (скрепка упала). А теперь я приложу магнит к ножницам и немного подержу. Теперь, убираю магнит и подношу скрепку. Что вы видите? (скрепка не падает). Почему? (ножницы намагнитились и стали магнитом). Проделайте сами похожий эксперимент.
– Возьмите магнит и подносите к нему скрепку, к ней вторую, третью. Образовалась цепочка из скрепок. Аккуратно отсоедините первую скрепку от магнита. Что увидели? (первая скрепка намагнитилась и стала магнитом)
– Какой мы сделаем вывод: магнит может намагничивать металлические предметы.
4 Опыт «Наличие у магнита двух полюсов: северного и южного» (в парах или группах)
– Возьмите магнит с красным и синим концами. Красный цвет – это южный полюс, синий цвет – это северный полюс. Приложите магниты друг к другу красными концами. Что произошло? (они отталкиваются). Теперь синими концами. (притягиваются). А теперь разноокрашенными разноокрашенными. (отталкиваются).
Вывод: У магнита есть 2 полюса: южный и северный. Одинаковые полюса отталкиваются, разные полюса притягиваются. Запишите результат в таблицу.
– У вас на столе есть магнит одного цвета. Попробуйте определить, какая сторона будет южной, а какая – северной. Приклейте полоски.
– Молодцы!
– У Земли, как и у магнита, тоже есть южный и северный полюс. Как мы можем назвать нашу большую Землю? (Большой магнит)
V. Итог урока.
Подведём итог нашим исследованиям– У вас на столе в конверте лежат карточки с надписями, вы должны выбрать нужные, то есть те, которые отвечают на вопрос: Что такое магнит? (дети работают в группах)
- кусок железной руды
- есть магнитное поле
- притягивает к себе металлические предметы
- имеет 2 полюса: северный и южный
- Земля – большой магнит
– Если всю нашу работу на занятии записать на бумаге, как мы её назовём («Исследовательская работа»)
VI. Рефлексия.
– Оцените свою работу на занятии. Продолжите предложение.
- В результате исследования:
- Вспомнил…….
- Подтвердил своё предположение…..
- Узнал…..
- Научился……
– А как вы считаете, всё ли вы узнали о магните и его свойствах? (нет)
– Какие исследования на эту тему можно ещё провести? (где используют магнит, игры с магнитом, чем он полезен, чем вреден, сила магнита, как можно рисовать с помощью магнита)