Внеурочная деятельность "Я – исследователь". Тема: "Магнит"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель занятия: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе коллективной учебно-исследовательской деятельности.

 Задачи:

Познавательные УУД

  • развивать умения извлекать новые знания в разных источниках, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии
  • познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании
  • развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы, способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать.
  • познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

Регулятивные УУД

  • создать условия для нахождения информации о понятии «магнит».
  • ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно
  • направить детей к выделению главного и второстепенного из данной информации.
  • актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

Коммуникативные УУД

  • создание благоприятной успешной ситуации на занятии;
  • умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать собеседника
  • формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
  • формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе;
  • умение взаимодействовать в процессе работы.

Личностные УУД

  • способность к самооценке на основе критерия успешности исследовательской деятельности.

Оборудование: Материал: рукавица с магнитом внутри, металлическая и пластмассовая ложки, резиновый шарик, бумага, демонстрационный магнит, пластмассовые пуговицы, булавки, крючки, шкатулки.

На каждую группу: наборы для опытов.

Ход занятия 

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.  Беседа.

На столе у учителя волшебная коробка.

– Ребята! В кабинете у учителя физики я увидела коробочку с надписью «Волшебная рукавица», мне стало интересно, что же там такого волшебного? А в помощь хочу пригласить вас. А еще с рукавицей в коробке лежали разные предметы.

– Что это? (ложка деревянная, металлическая, вилка пластмассовая, резиновый ластик, открытка, болтик, бусины )

– А как же нам убедиться в том, что рукавица волшебная? Каковы ваши предложения? (выслушать предположения детей)

– А тут есть инструкция. В инструкции написано: Наденьте рукавичку, возьмите поочерёдно каждый предмет.

– Что происходит с предметами? (металлические предметы не падают при разжимании, остальные предметы падают)

– Почему? (в рукавице есть что-то, что не дает падать металлическим предметам)

Что же это? (магнит)

– Подскажите мне, где в нашем классе мы встречаемся с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства? (Магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магниты-держатели).

– Ребята, а вы хотите узнать немного больше о магните, его свойствах?

– Кто из вас уже догадался, какова будет тема нашего занятия? (Что такое магнит?)

Молодцы! А тема нашего занятия звучит так:

Тема занятия: Что такое магнит?

В какую группу можно условно отнести нашу тему?

  • фантастическую – о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
  • экспериментальную – основанную на опытах и экспериментах, наблюдениях;
  • теоретическую – изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных источниках (книгах, кинофильмах и т.д.).

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Целеполагание. Составление плана. Выведение гипотезы

– Какую цель мы поставим перед собой на занятии?

Цель – выяснить, что такое магнит, какими способностями обладает.

– Какие задачи мы должны решить, чтобы достичь цели?

Задачи:

  1. Выявить способности магнита
  2. Изучить литературу
  3. Наблюдать, провести опыты
  4. Заполнить таблицу «Свойства магнита»

Планирование исследовательских действий.

– Какие действия нам помогут на уроке добиться цели исследования?(на доске карточки, дети выбирают необходимые)

  • Подумать самостоятельно
  • Спросить у учителя или другого человека
  • Понаблюжать
  • Посмотреть в книгах
  • Провести опыты
  • Посмотреть по телевизору
  • Получить информацию в интернете
  • Связаться со специалистом

– Что мы должны сделать перед началом любого исследования? (выдвинуть гипотезы, предположения).

– Что такое магнит? Предлагают свои гипотезы

– Что нужно сделать, чтобы дать определение: «Что такое магнит»? (собрать информацию)

ΙΙΙ. Применение нового знания.

Работа в группах

– Попробуйте самостоятельно по группам найти сведенияо магните.

Командиры групп подойдите, возьмите свой конверт с заданием.(повторить правила работы в группе)

Выберите нужную для вас литературу.

Работа групп.

1 группа: Найти в толковом словаре значение слова «магнит»

2 группа: найти в энциклопедии ответ на вопрос: «Что такое магнитное поле?», «Обладает ли Земля магнитными свойствами»

3 группа: найти в интернете ответ на вопрос: «История открытия магнита»

Выступление групп.

1 группа. МАГНИТ, -а, м. Кусок железной руды, обладающий свойством притягивать железные или стальные предметы.

Магнит – греч. Magnetis – магнитный железняк, тело обладающее собственным магнитным полем.

2 группа

Магнитное поле – это район вокруг магнита, в котором действует его сила.

Земля тоже имеет магнитное поле. Оно действует как поле гигантского стержневого магнита, проходящего через середину Земли.

3 группа

Легенда о магните. Рассказ Л.Н. Толстого «Магнит»

– В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

Физминутка

Игра «Притягивает – не притягивает»

Я большой магнит. А вы предметы, которые я назову. Если магнит его притягивает, вы подбегаете ко мне, если не притягивает – стоите на месте. Стали в круг. (игла, ластик, стекло, болтик, гвоздь, дерево, бумага, железо)

IV. Проведение опытов.

Проведение опытов и экспериментов.

– Ребята, а хотите узнать, какими свойствами обладает магнит?

– Что для этого надо сделать? (провести опыты)

– А теперь положите перед собой таблицу «Свойства магнита» – Приложение. Вы будете записывать в неё свои заключения. 

– Вспомните правила поведения во время опытов:

Правила поведения

  1. Нельзя ничего пробовать на вкус.
  2. Нюхать осторожно, направляя воздух ладошкой.
  3. Не все опыты можно проделывать самому. Обратись к взрослым.
  4. Будь осторожен с колючими предметами. Не играй с ними.

1 Опыт: Обследование предмета тактильным способом

– Возьмите магнит в руки и определите : какой он на ощупь.

Вывод: на ощупь магнит твёрдый, холодный, тяжёлый.

Отметьте в таблице.                         

2 Опыт: «Воздействие магнита на разные предметы»

Разложите на столе предметы из различных материалов..

Поднесите к каждому предмету магнит. Что произошло?

Вывод: магнит притягивает только металлические предметы.

Поиск проблемы.

Послушайте сказку.

«Жила-была злая и сердитая мачеха. Была у нее падчерица Алёнушка. Мачеха Алёнушку не любила, ругала-бранила, тяжело работать заставляла. Однажды во дворце был бал. Очень хотелось Алёнушке на бал.
Мачеха обрадовалась, стала вертеться перед зеркалом: «Ах, я пойду на бал, я пойду на бал!» Алёнушка тихонечко говорит: «Я тоже хочу на бал».
— Куда? — закричала злая мачеха. — Ты еще все дела не переделала! Печку истопи, дров наруби, воды наноси, каши навари, пол подмети, тогда и пойдешь.
— Да я уже все сделала.
— Ах так! Так вот тебе еще дело.
Схватила мачеха чашку с горохом и банку с железными гаечками и смешала все вместе.
— Вот разберешь все по отдельности, тогда и пойдешь.
Сказала, села в карету и укатила на бал.
Заплакала Алёнушка: да тут целую неделю работать придется, чтобы все гаечки из гороха выбрать!»

Как же Алёнушке помочь можно? Как выбрать железные гаечки из чашки с горохом? (поднести магнит и гаечки сами притянутся к нему)

Опыт с металлическими стружками и горохом.

Проведение опытов и экспериментов.

– Продолжим наши эксперименты.

3 Опыт «Способность намагничивать металлические предметы»

– Хотите увидеть фокус? Тогда смотрите. Я беру ножницы, подношу к ним скрепку, отпускаю. Что произошло? (скрепка упала). А теперь я приложу магнит к ножницам и немного подержу. Теперь, убираю магнит и подношу скрепку. Что вы видите? (скрепка не падает). Почему? (ножницы намагнитились и стали магнитом). Проделайте сами похожий эксперимент.

– Возьмите магнит и подносите к нему скрепку, к ней вторую, третью. Образовалась цепочка из скрепок. Аккуратно отсоедините первую скрепку от магнита. Что увидели? (первая скрепка намагнитилась и стала магнитом)

– Какой мы сделаем вывод: магнит может намагничивать металлические предметы.

4 Опыт «Наличие у магнита двух полюсов: северного и южного» (в парах или группах)

– Возьмите магнит с красным и синим концами. Красный цвет – это южный полюс, синий цвет – это северный полюс. Приложите магниты друг к другу красными концами. Что произошло? (они отталкиваются). Теперь синими концами. (притягиваются). А теперь разноокрашенными разноокрашенными. (отталкиваются).

Вывод: У магнита есть 2 полюса: южный и северный. Одинаковые полюса отталкиваются, разные полюса притягиваются. Запишите результат в таблицу.

– У вас на столе есть магнит одного цвета. Попробуйте определить, какая сторона будет южной, а какая – северной. Приклейте полоски.

– Молодцы!

– У Земли, как и у магнита, тоже есть южный и северный полюс. Как мы можем назвать нашу большую Землю? (Большой магнит)

V. Итог урока.

Подведём итог нашим исследованиям– У вас на столе в конверте лежат карточки с надписями, вы должны выбрать нужные, то есть те, которые отвечают на вопрос: Что такое магнит? (дети работают в группах)

  • кусок железной руды
  • есть магнитное поле
  • притягивает к себе металлические предметы
  • имеет 2 полюса: северный и южный
  • Земля – большой магнит

– Если всю нашу работу на занятии записать на бумаге, как мы её назовём («Исследовательская работа»)

VI. Рефлексия.

– Оцените свою работу на занятии. Продолжите предложение.

  • В результате исследования:
  • Вспомнил…….
  • Подтвердил своё предположение…..
  • Узнал…..
  • Научился……

– А как вы считаете, всё ли вы узнали о магните и его свойствах? (нет)

– Какие исследования на эту тему можно ещё провести? (где используют магнит, игры с магнитом, чем он полезен, чем вреден, сила магнита, как можно рисовать с помощью магнита)