Как сделать процесс обучения английскому языку интересным, захватывающим и доступным для учащихся разного уровня подготовки? С этим вопросом, наверняка, сталкивались или до сих пор сталкиваются многие педагоги обучающие иностранному языку.
Не секрет, что существует множество разнообразных, интересных и эффективных приемов, методов, способов, форм и технологий обучения иностранным языкам. Каждый учитель находится в постоянном творческом поиске, и в итоге находит свой путь.
Вот уже в течение последних трех лет в своей педагогической деятельности я отдаю предпочтение методу проектов.
Метод проектов позволяет на практике применять речевые навыки и умения, учащиеся получают возможность развивать речевые компетенции через выполнение широкого спектра действий: поиск информации, анализ данных, формирование мысли, высказывание данной мысли, презентация рода деятельности и т.д.
В условиях введения ФГОС ООО образовательной технологией, позволяющей сформировать личностные, метапредметные и предметные результаты одновременно, является метод проектов.
Не скажу, что первый мой проект был успешным, но он вызвал у учащихся интерес к предмету, желание общаться на английском языке без боязни ошибиться в речи. У ребят “загорелись глаза”. И даже те, кто в начале проекта не проявляли особого интереса к работе, к середине проекта сами проявляли активность, а по завершению спрашивали, когда будет следующий проект. Поэтому, я решила продолжить применение проектной методики.
Современные проекты всё чаще являются сетевыми, так как мы живём в информационном веке и наши ученики с детства не просто знакомы с сетью интернет, но и живут в ней общаются, играют, иногда даже учатся... Количество информации с каждым днем все возрастает, поэтому важным качеством в 21 веке является информационная грамотность умение находить, анализировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами. И поэтому мною был разработан и предложен для учащихся 7 классов.
Учебный сетевой проект “Mass Media в XXI веке”.
Цель проекта: Осознать роль и влияние масс-медиа на человека и общество, научиться грамотно использовать масс-медиа не только в повседневной жизни, но и в обучении. И при этом, конечно, ученики получают возможность совершенствовать и английский язык.
Выполняя задания проекта, ученики узнают как менялись носители информации с развитием человеческой цивилизации, исследуют как их сверстники и люди старших поколений взаимодействуют с масс медиа, осознают как масс медиа влияют на нашу жизнь, научатся определять достоверность информации в интернете, создадут своё собственное медиа (блог), примут участие в социально-ориентированной акции “Доверяй, но проверяй”.
Предметные области: английский язык, информатика, история, обществознание.
В результате выполнения проекта учащиеся создадут:
- промежуточные продукты проектной деятельности (ленту времени, облако слов, медиадневник, эссе, диаграммы, кроссворд);
- коллективные продукты проектной деятельности: банк полезных интернет-ресурсов для обучения школьников, виртуальный холст проекта "Мы и масс медиа", гугл - презентацию, блог.
Участники: учащиеся 7-8 классов
Длительность проекта: 7 недель
Результаты реализации проекта (в соответствии с требованиями ФГОС):
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию?
- умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми, работать в команде для достижения общих результатов?
- умение находить, анализировать, систематизировать, оценивать и создавать информацию в разных формах.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап
Основной этап
1 этап "Путь сквозь века"
2 этап "Мы и медиа"
3 этап "Доверяй, но проверяй"
Заключительный этап
Проблемные вопросы определяют содержание каждого из основных этапов проекта и нашими проблемными вопросами стали: Как менялись носители информации в ходе развития человеческой цивилизации? Участники проекта совершают виртуальное путешествие во времени и узнают, с чего началась история носителей информации и как она развивалась, какие материалы использовались людьми для хранения и передачи информации в разные эпохи. Задумываются, почему носители информации непрерывно меняются, какие новые свойства они приобретают в век информации.
На втором этапе ученики исследуют, как их сверстники и люди старших поколений взаимодействуют с масс медиа, анализируют, как часто и с какой целью они используют медиа, заполняя медиадневники, таким образом ученики осознают, что медиа являются неотъемлемой частью их повседневной жизни. Далее участники проекта проводят социологический опрос в сети, чтобы понять какое влияние оказывают масс медиа на человека и общество, обрабатывают полученные статистические данные, делают выводы и отвечают на проблемный вопрос этапа "Как масс медиа влияют на нашу жизнь?"
Вопрос "Как проверить достоверность информации, предоставляемой нам СМИ?" заставляет задуматься о том, что нельзя слепо доверять информации, нужно учиться отличать информационный мусор от качества. Участники учатся осуществлять контроль достоверности информации, представленной на интернет сайтах.
После выполнения всех заданий проекта, ребята принимают участие в социально-ориентированной акции “Доверяй, но проверяй!” Участники делятся знаниями со своими сверстниками, они разрабатывают яркие листовки (в программе Publisher, google рисунки, google презентации), в которых кратко излагают, какую опасность для нас может представлять недостоверная информация и советы о том, как мы можем оградить себя от некачественной информации.
Наиболее сложным этапом работы над проектов является разработка системы оценивания, которая должна использовать все стратегии оценивания выявление потребностей учащихся, поощрение самостоятельности и взаимодействия, мониторинг прогресса учащихся, проверка понимания и поддержка метапознания, демонстрация понимания и умения. При этом необходимо так использовать и такие инструменты оценивания, которые позволяют реализовать сразу несколько стратегий.
Проект сетевой, поэтому было необходимо среди огромного разнообразия сервисов выбрать те, которые позволят эффективно организовать и взаимодействие, и представление результатов своей работы.
В данном проекте предусматриваются задания для учащихся с разной языковой подготовкой:
Ученик с проблемами усвоения учебного материала (работа над каждым заданием в проекте построена на основе распределения ролей, участники могут выбрать посильную для себя роль, на основном этапе дан шаблон эссе, речевые клише для написания эссе).
Одаренный ученик (предлагается роль капитана команды, консультанта при выполнении заданий и обсуждении проблемных вопросов, выполнение дополнительных заданий, приносящих бонусные баллы команде).
Использование метода проектов позволило мне повысить эффективность процесса обучения английскому языку, стимулировать развитие проектного мышления, творческих способностей и самостоятельности. Удалось включить учеников в реальную языковую коммуникацию, научить применять полученные знания на практике. Я стала для учащихся консультантом и помощником. В процессе проектной деятельности открылись скрытые возможности и таланты ребят.
Я удовлетворена положительными результатами своей деятельности и собираюсь совершенствовать свои навыки в этой сфере.
В заключении стоит отметить, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, но она может и должна вооружить его методами познания, сформировать познавательную активность и самостоятельность. Применение метода проектов дает возможность сформировать у учащихся навыки и умения 21 века: критическое и творческое мышление, умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, работать с информацией.
В современном обществе успешным человеком считается тот, кто способен организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. (Ступницкая М.А.)