Открытый урок геометрии в 8-м классе по теме «Осевая и центральная симметрия»

Разделы: Математика


Данная тема изучается в курсе геометрии 8 класса в разделе «четырёхугольники». На момент проведения автором статьи данного урока суворовцы – воспитанники Уссурийского суворовского военного училища, владели теоретическим материалом по разделам «начальные геометрические сведения», «параллельные прямые», «перпендикулярные прямые» и умели применять полученные знания при решении задач.

Содержание урока несёт в себе широчайшее прикладное значение. «В геометрии: зеркальная симметрия; осевая симметрия; вращательная симметрия; центральная симметрия; скользящая симметрия. В физике: суперсимметрия; трансляционная симметрия. В биологии: радиальная симметрия; билатеральная симметрия. В химии: симметрия молекул (симметрия важна для химии, так как она объясняет наблюдения в спектроскопии, квантовой химии и кристаллографии)»*.

______________

* © https://ru.wikipedia.org/wiki/Симметрия

Одна из главных целей обучения математике – пробудить у суворовца интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Для достижения этой цели обучающийся должен рассматриваться как активный субъект педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение обучающегося в процессе обучения. Поэтому в основу урока лёг системно-деятельностный подход.

Планируемый урок преследовал цели:

  • Образовательные: создать условия для введения понятий осевой и центральной симметрии; симметричных точек и фигур относительно точки и прямой; научить строить симметричные точки и фигуры.
  • Развивающие: создать условия для развития пространственного воображения; развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении; развивать познавательный интерес, интерес к предмету; развивать умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
  • Воспитательные: формировать коммуникативные свойства личности, умение организовывать учебное сотрудничество, умение работать в паре, воспитывать культуру умственного труда.

Методическая цель урока: показать применение исследовательского метода усвоения геометрических понятий на этапе изучения материала.
Исходя из методической цели на уроке демонстрировался практический и исследовательский методы обучения. Практический метод использовался на этапе первичного закрепления. Исследовательский метод был реализован на этапе изучения материала через мини-исследование при работе в парах. «Исследовательский метод обучения – организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путём постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность метода обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании»**. На данном уроке исследовательский метод реализован в рамках проектно-исследовательской технологии [В.В. Гузеев].

______________

** http://pedtehno.ru/content/issledovatelskiy-metod

Планируемый урок по типовой классификации является уроком изучения нового материала (открытия нового знания). Исходя из выбранных методов и технологии, вид урока — урок-исследование.

Структура урока подразумевала 5 этапов:

  1. Организационная часть;
  2. Целевой компонент и мотивация учебной деятельности;
  3. Изучение нового материала;
  4. Первичное закрепление;
  5. Подведение итогов и рефлексия.

На проведённом уроке были использованы следующие формы работы: фронтальная, работа в парах, работа у доски.

Среди форм контроля на уроке выделились: устный ответ; работа на местах; проверка тетрадей.

Обеспечение урока:

  • Геометрия. 7-9 классы учебник. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др.;
  • интерактивная доска, компьютер с ПО;
  • инструменты;
  • слайдовая презентация.

Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность суворовцев

1

Организационная часть:

Доклад дежурного о готовности взвода к уроку.
Вступительное слово преподавателя.

1 мин

Подготовка рабочих мест. Рапорт дежурного

Основная часть

2

Проблемная ситуация. Формулировка темы. Мотивация. Постановка целей.

Формулируем тему: «Осевая и центральная симметрия»

А правильно ли в математике применять понятие не узнав определение понятия и правила его применения?

Ставим цели…

Симметрия… есть идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство © Герман Вейль

Критерии оценки - 1 мин
{три звезды и более - 5
две звезды - 4
одна звезда - 3}

7 мин

Суворовцы слушают преподавателя, активизируют аналитическую деятельность через упражнение «мозаика», с помощью представленных изображений формулируют тему, с помощью проблемного вопроса преподавателя формулируют цели. Осмысливают критерии оценки деятельности на уроке

3

Изучение нового материала

Исследование
Суворовцам предлагается ознакомиться с этапами исследования на слайде

Работают в парах, выполняют симметричное построение по мини-шаблонам
За основу шаблонов взяты изображения боевого оружия японских ниндзя.

После построения делаются выводы о применении осевой или центральной симметрии, а также свойствах, которыми обладают полученные фигуры. {выводы делает каждая пара}

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА: просмотр оригинальных изображений оружия (разминка рук и шеи)

Затем работа в парах продолжается
Происходит деятельность по формированию понятий

Суворовцам предлагается записать определение следующих понятий:

  • Точка, симметричная относительно прямой
  • Фигура, симметричная относительно прямой
  • Точка, симметричная относительно точки
  • Фигура, симметричная относительно точки

Затем записанные определения проверяются преподавателем на предмет смыслового содержания

Далее суворовцам предлагается сделать записи об изученных понятиях в тетради
{Информация выводится на нескольких слайдах}

20 мин

Суворовцы проводят мини-исследование и делают выводы о виде симметрии. Затем суворовцам предлагается сделать динамическую паузу и размять суставы рук и шеи. В это время на доске представлены изображения-оригиналы оружия, макеты которого были предложены суворовцам в качестве объекта исследования.
Далее суворовцы самостоятельно формулируют понятия в соответствие с первой частью исследования. Затем суворовцам предлагаются два информационных слайда для конспекта.

4

Первичное закрепление

Решение задачи №418 [1]^
Какие из следующих букв имеют ось симметрии: А, Б, Г, Е, О, F?

Дополнительно задаём вопрос: Будет ли русская буква Ф иметь ось симметрии?
К доске приглашается четверо суворовцев для решения задачи.

7 мин

Суворовцы рассуждают, дают развёрнутые ответы на вопросы, четверо суворовцев выходят к доске и решают задачу

5

Подведение итогов и рефлексия

Возвращаемся к сформулированной цели и спрашиваем достигли ли мы её?
Рефлексия «3М» высказываются несколько суворовцев
{похвалить всех работающих на уроке}
(оценки будут в тетрадях к следующему уроку, в них нужно вложить полученные звёзды)

Задание на самоподготовку (на слайде и прокомментировать)
пункт учебника №47 (осевая и центральная симметрия) – учить определения
Творческое задание: конкурс презентаций на тему "Виды симметрии"

Просмотр видео (если осталось время)

5 мин

Суворовцы высказываются по рефлексивной схеме, подводят итоги, сдают рабочие тетради с полученными звёздами.
Осмысливают задание для самоподготовки.

Резервное время для компенсации плановой погрешности: 5 минут

Список используемых источников

  1. Атанасян Л.С. Геометрия. 7—9 классы : учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. — 2-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 383 с. ил.
  2. Афанасьева Т.Л. Геометрия. 8 класс : поурочные планы по учебнику Л.С. Атанасяна [и др.] / авт.-сост. Т.Л. Афанасьева, Л.А. Тапилина. – 4-е изд., испр. – Волгоград : Учитель, 2013. – 166 с.
  3. Ковтун Г.Ю. Геометрия. 8 класс : технологические карты уроков по учебнику Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Поздняка, И.И Юдиной / авт.-сост. Г.Ю. Ковтун. – Волгоград : Учитель, 2015. – 208 с.