Данная тема изучается в курсе геометрии 8 класса в разделе «четырёхугольники». На момент проведения автором статьи данного урока суворовцы – воспитанники Уссурийского суворовского военного училища, владели теоретическим материалом по разделам «начальные геометрические сведения», «параллельные прямые», «перпендикулярные прямые» и умели применять полученные знания при решении задач.
Содержание урока несёт в себе широчайшее прикладное значение. «В геометрии: зеркальная симметрия; осевая симметрия; вращательная симметрия; центральная симметрия; скользящая симметрия. В физике: суперсимметрия; трансляционная симметрия. В биологии: радиальная симметрия; билатеральная симметрия. В химии: симметрия молекул (симметрия важна для химии, так как она объясняет наблюдения в спектроскопии, квантовой химии и кристаллографии)»*.
______________
* © https://ru.wikipedia.org/wiki/Симметрия
Одна из главных целей обучения математике – пробудить у суворовца интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Для достижения этой цели обучающийся должен рассматриваться как активный субъект педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение обучающегося в процессе обучения. Поэтому в основу урока лёг системно-деятельностный подход.
Планируемый урок преследовал цели:
- Образовательные: создать условия для введения понятий осевой и центральной симметрии; симметричных точек и фигур относительно точки и прямой; научить строить симметричные точки и фигуры.
- Развивающие: создать условия для развития пространственного воображения; развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении; развивать познавательный интерес, интерес к предмету; развивать умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
- Воспитательные: формировать коммуникативные свойства личности, умение организовывать учебное сотрудничество, умение работать в паре, воспитывать культуру умственного труда.
Методическая цель урока: показать применение исследовательского метода усвоения геометрических понятий на этапе изучения материала.
Исходя из методической цели на уроке демонстрировался практический и исследовательский методы обучения. Практический метод использовался на этапе первичного закрепления. Исследовательский метод был реализован на этапе изучения материала через мини-исследование при работе в парах. «Исследовательский метод обучения – организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путём постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность метода обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании»**. На данном уроке исследовательский метод реализован в рамках проектно-исследовательской технологии [В.В. Гузеев].
______________
** http://pedtehno.ru/content/issledovatelskiy-metod
Планируемый урок по типовой классификации является уроком изучения нового материала (открытия нового знания). Исходя из выбранных методов и технологии, вид урока — урок-исследование.
Структура урока подразумевала 5 этапов:
- Организационная часть;
- Целевой компонент и мотивация учебной деятельности;
- Изучение нового материала;
- Первичное закрепление;
- Подведение итогов и рефлексия.
На проведённом уроке были использованы следующие формы работы: фронтальная, работа в парах, работа у доски.
Среди форм контроля на уроке выделились: устный ответ; работа на местах; проверка тетрадей.
Обеспечение урока:
- Геометрия. 7-9 классы учебник. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др.;
- интерактивная доска, компьютер с ПО;
- инструменты;
- слайдовая презентация.
№ | Этап урока |
Время |
Деятельность суворовцев |
1 |
Организационная часть: Доклад дежурного о готовности взвода к уроку. |
1 мин |
Подготовка рабочих мест. Рапорт дежурного |
Основная часть |
|||
2 |
Проблемная ситуация. Формулировка темы. Мотивация. Постановка целей. Формулируем тему: «Осевая и центральная симметрия» А правильно ли в математике применять понятие не узнав определение понятия и правила его применения? Ставим цели… Симметрия… есть идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство © Герман Вейль Критерии оценки - 1 мин |
7 мин |
Суворовцы слушают преподавателя, активизируют аналитическую деятельность через упражнение «мозаика», с помощью представленных изображений формулируют тему, с помощью проблемного вопроса преподавателя формулируют цели. Осмысливают критерии оценки деятельности на уроке |
3 |
Изучение нового материала Исследование Работают в парах, выполняют симметричное построение по мини-шаблонам После построения делаются выводы о применении осевой или центральной симметрии, а также свойствах, которыми обладают полученные фигуры. {выводы делает каждая пара} ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА: просмотр оригинальных изображений оружия (разминка рук и шеи) Затем работа в парах продолжается Суворовцам предлагается записать определение следующих понятий:
Затем записанные определения проверяются преподавателем на предмет смыслового содержания Далее суворовцам предлагается сделать записи об изученных понятиях в тетради |
20 мин |
Суворовцы проводят мини-исследование и делают выводы о виде симметрии. Затем суворовцам предлагается сделать динамическую паузу и размять суставы рук и шеи. В это время на доске представлены изображения-оригиналы оружия, макеты которого были предложены суворовцам в качестве объекта исследования. |
4 |
Первичное закрепление Решение задачи №418 [1]^ Дополнительно задаём вопрос: Будет ли русская буква Ф иметь ось симметрии? |
7 мин |
Суворовцы рассуждают, дают развёрнутые ответы на вопросы, четверо суворовцев выходят к доске и решают задачу |
5 |
Подведение итогов и рефлексия Возвращаемся к сформулированной цели и спрашиваем достигли ли мы её? Задание на самоподготовку (на слайде и прокомментировать) Просмотр видео (если осталось время) |
5 мин |
Суворовцы высказываются по рефлексивной схеме, подводят итоги, сдают рабочие тетради с полученными звёздами. |
Резервное время для компенсации плановой погрешности: 5 минут |
Список используемых источников
- Атанасян Л.С. Геометрия. 7—9 классы : учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. — 2-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 383 с. ил.
- Афанасьева Т.Л. Геометрия. 8 класс : поурочные планы по учебнику Л.С. Атанасяна [и др.] / авт.-сост. Т.Л. Афанасьева, Л.А. Тапилина. – 4-е изд., испр. – Волгоград : Учитель, 2013. – 166 с.
- Ковтун Г.Ю. Геометрия. 8 класс : технологические карты уроков по учебнику Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Поздняка, И.И Юдиной / авт.-сост. Г.Ю. Ковтун. – Волгоград : Учитель, 2015. – 208 с.