Методическая разработка внеклассного мероприятия "Личностные качества". Тема:"Доброжелательность". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 1


Цель: сформировать представление о понятии «доброжелательность»

Задачи: создать в классе комфортную среду; показать значимость доброжелательности как личностного качества, необходимого ученику в процессе общения.

Ход занятия

– Посмотрите на доску. Это дерево доброты. Давайте вспомним, чем мы его удобряли, чтобы оно росло крепким и здоровым? (Ответы детей.)

– Вспомните и назовите правила сохранения добрых отношений, с которыми вы уже познакомились. (Говори добрые слова; будь вежлив; помогай тем, кто нуждается в твоей помощи; будь внимателен к чужой беде; делай добрые дела; старайся замечать хорошее вокруг себя.)

– Молодцы! Я уверена, что вы не только знаете эти правила, но и применяете их, общаясь друг с другом. (Во время учебы, игр, развлечений и занятий спортом).

– Поднимите руку те, кто убежден, что эти правила помогают в общении друг с другом.

– Как вы думаете, какими качествами обладает человек, соблюдающий правила доброго общения. Он какой? (Ответы детей.)

– Правильно, он добрый, нежадный, вежливый, внимательный. Сегодня мы откроем еще одно качество человека, помогающее сохранять добрые отношения.

– Прежде, чем перейдем к выполнению первого задания, давайте вспомним правила работы в группе.

– Какие правила работы в группе вы знаете (Ответы детей.)

На доске выставляется эталон «Правила работы в группе» (свое несогласие выражай вежливо; выслушай мнения всех участников группы, не перебивай; если один говорит, другой слушает; обсудите, кто будет представлять вашу группу)

– Обращайте на них внимание во время работы.

– Внимательно выслушайте первое задание.

1. Собери пословицу.

Перед вами листок с пословицей о доброте, но все буквы склеились. Ваша задача – расшифровать пословицу, разделив фразу на отдельные слова. Получившиеся слова приклейте в правильном порядке на чистый лист. Готовность группы к ответу покажите поднятыми вверх руками. Договоритесь, кто будет представлять вашу пословицу.

(Воспитатель раздает группам листки с пословицами: доброе имя дороже богатства; добрые дела красят человека; на добрый привет добрый ответ).

На выполнение задания отводится 2 минуты.

– Время вышло. Группы готовы к ответу? Покажите.

(Готовые работы для самопроверки выставляются на доске, проводится анализ работ.)

– Скажите, вам удалось выполнить все правила «Работы в группе»? Что получилось? Что не получилось? (Один говорит, другой слушает; свое несогласие высказывай вежливо…)

– Как вы думаете, почему вам было трудно соблюдать эти правила? (нам не хватает терпения, выдержки, доброты…)

– Во время работы в группах вам помогали такие качества как доброта, терпение, выдержка. Существует ещё одно качество человека, которое помогает соблюдать не только правила работы в группе и паре, но и во время игры, общения, занятий спортом.

– Сейчас вы внимательно посмотрите мультфильм, чтобы потом обсудить поступки героев. Это поможет вам понять, о каком качестве мы будем говорить.

2. Просмотр м/ф «Просто так».

– Вспомните мультфильм. Восстановите последовательность событий.

– Как чувствовали себя герои м/ф до того, как им подарили букет? Что произошло с ними потом? (Они поделились хорошим настроением.)

– Каким качеством обладают все герои этой истории? (Они добрые, нежадные…)

– Правильно, они желают друг другу добра. Вслушайтесь в эти слова «добро», «желать».

– Попробуйте соединить их в одно слово. Какое качество получилось из этих слов – назовите хором. (Доброжелательность.)

– Итак, сегодня мы с вами говорим о доброжелательности.

– Что чувствует человек, когда к нему относятся доброжелательно?

– Скажите, а во время игры вам нужно быть доброжелательными? А во время урока или дополнительного занятия?

– В каких ещё случаях вам помогает доброжелательность друг к другу? (Во время работы в паре, в группах…)

– Можно ли сказать, что группа, в которой работают или занимаются доброжелательные ученики, достигнет лучшего результата? (Да.)

– Почему? (у всех будет хорошее настроение, не будет обид…)

– Значит, доброжелательность – это такое личностное качество человека, которое помогает ему общаться, играть, учиться – т.е. сохранять добрые отношения с другими людьми.

– Очень важно быть доброжелательным. Как вы думаете, в чем может проявляться доброжелательность? Давайте это выясним.

3. Работа с карточками.

– А поможет это сделать новое задание. Внимательно послушайте. Возьмите карточки, которые лежат у вас на партах. Выберите те карточки, которые, по вашему мнению, показывают, в чем должна проявляться доброжелательность к другим людям. Вы можете выбрать одну, две или три карточки. (Воспитатель раздает каждому учащемуся карточки со словами «в поступках», «в словах», «в мыслях». Такие же карточки вывешиваются на доске.)

– Время на выполнение задания закончилось, покажите выбранные карточки.

– Поднимите руку те, кто выбрал одну карточку?

– Кто выбрал две, кто – три?

– Мы видим, что у всех получились разные ответы. Причина затруднения в том, что вы пока не знаете, в чем проявляется доброжелательность к другим людям.

– Значит, наша цель – узнать об этом.

А) – Те, кто выбрал карточку «в словах», объясните, почему вы ее выбрали. (Доброжелательным можно считать того, кто говорит добрые слова.)

– Часто, во время игр и занятий, а также на уроках, вы работаете в паре, группе. Вам важно обращаться друг к другу добрыми словами? (Да.)

– Почему нужны именно добрые слова? (…)

Б) – Кто выбрал карточку «в поступках». Почему? Объясните.

– Получит ли группа хороший результат, если ученик будет вести себя в группе не по-доброму? (Нет.)

– Почему?

В) – Можно ли считать человека доброжелательным, если он думает плохо или желает человеку чего-то плохого? (Нет.)

– Объясните, почему. (Тот, кто плохо думает, может и сделать плохо.)

Г) – Можно ли назвать ученика доброжелательным, если он совершает хорошие поступки, но в словах и в мыслях допускает грубость? (Нет.)

– Так какой же вывод вы сделаете?

– Правильно, сделаем вывод, что доброжелательность должна проявляться с трех сторон: и в мыслях, и в поступках, и в словах.

На доску вывешивается слово «доброжелательность».

– Итак, вы познакомились с понятием доброжелательность, оно будет помогать вам при работе в паре и группе.

– Как вы думаете, помогает ли хорошее настроение проявлять доброжелательность? Приглашаем вас зарядиться хорошим настроением! Становитесь в круг, повторяйте движения вместе с нами.

4. Физкультминутка. «Если весело живётся…»

5. Игра «Круг добрых слов».

– Правила игры: дети продолжают фразу «Ты добрый, потому что…», глядя в глаза соседу, до тех пор, пока все не выскажутся (круг замкнется).

– Важно говорить и мыслить позитивно (положительно).

6. Игра «Найди свою половинку».

– Работаем в парах. Правила игры: каждый из вас сейчас получит половинку пазла. Цель игры: найти вторую половинку и собрать картинку. По картинке объясните, как поступил человек - доброжелательно или нет - и к каким последствиям это привело. Распределите роли выступающих.

Дети обосновывают, в чем были доброжелательны люди: в словах, в поступках или в мыслях.

– Молодцы, справились с заданием.

– Почему доброжелательность важна для людей? (Добрые дела делать приятно; Добро всегда возвращается добром; Получается лучший результат…)

– Где в жизни вы что-то делаете вместе с другими детьми? (игры, соревнования, проекты, уроки)

– Может ли доброжелательность пригодиться для общения в семье, в играх с другими ребятами?

7. Рефлексия.

– Подведем итог. С каким новым понятием вы сегодня познакомились. (Доброжелательность.)

– Что такое доброжелательность? (Качество человека.)

– Закончите предложение: Человек должен быть доброжелательным в мыслях, словах и поступках.

– Молодцы! Классный час закончен. Обменяйтесь рукопожатиями и поблагодарите друг друга за работу.

Литература:

  1. Мир деятельности – Методические рекомендации к надпредметному курсу под ред. Л.Г. Петерсон – 1 класс, – Москва: Национальное образование, 2012.
  2. Внеурочная деятельность – Теория и практика – 1-11 классы, – Москва: «ВАКО», 2016.
  3. Даль В.И. Пословицы русского народа, – Москва: Русская книга, 1993.