НОД (этическое занятие) "Наши добрые сердца" для детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формирование основ этической культуры у старших дошкольников.

Задачи

Образовательные:

  • формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников;
  • формировать умение вести диалог между взрослым и ребенком;
  • продолжать знакомить детей с рассказами о человеческих чувствах и качествах характера: доброте, милосердии, любви, сострадании, терпимости; – продолжать развивать умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, выполнять танцевальные движения с предметами (цветами)
  • совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений;
  • закреплять практические навыки выразительного исполнения песен;

Развивающие:

  • развивать у детей умение составлять рассказы из личного опыта;
  • развивать творческие способности детей.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру речевого общения;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к прекрасному.

Социальные: создавать условия для формирования умения общаться, уступать, слушать других, понимать интересы коллектива в стремлении к достижению общих целей;

Формы организации ОД: игра, этическая беседа, практическая деятельность детей.

Использование педагогических технологий: личностно-ориентированная, игровая, информационно-коммуникационная

Словарная работа: дружба, доброта, милосердие, феи милосердия, доброе сердце

Предшествующая работа: разучивание с детьми коммуникативной игры «С другом мы играем», танцевальных движений к «Танцу с цветами»; беседа о дружбе, рассматривание фотографий и иллюстраций о поведении людей и их поступках.

Оборудование: мультимедийный экран, презентация РowerPoint «Наши добрые сердца», музыкальный центр, мобильный мольберт на колесиках, «смайлики» по количеству детей (веселые и грустные), большая (в рост ребенка) мягкая кукла, цветы для танца: тюльпаны, купавки и розы по количеству детей; персонажи варежкого театра («кошки») – по количеству детей; мягкая игрушка кошка

Материал: клей-карандаш, склеенные из красной бумаги сердечки, шаблон – сложенные ладошки из белой бумаги, клеенка, тряпочка для аппликации (по количеству детей)

Ход занятие

Дети с воспитателем входят в зал, их встречает музыкальный руководитель с большой куклой в рост ребенка.

1 часть. Организационная (3 мин.)

Слайд 1

Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята! Очень рада вас видеть. Меня зовут Ольга Викторовна, а девочку (показывает на куклу) – Таня.

(обращается к кукле) Таня, что нужно сделать?

Таня (взрослый): Сказать, что больше всего на свете я люблю играть и гулять.

Воспитатель: Верно, дети? По правилам этикета при встрече с другим человеком надо обязательно...

Дети: Поздороваться.

Таня: Здравствуйте! Меня зовут Таня. Теперь давайте играть.

Воспитатель: Подожди, Таня. Ты назвала свое имя, но не познакомилась с ребятами.

Таня: А как вас зовут?

Дети называют свои имена

Таня: Всех могу сразу не запомнить.

Воспитатель: Ничего, у каждого из нас есть бэйджик, на котором написано имя. Когда ты захочешь обратиться к мальчику или девочке, всегда сможешь прочитать имя.

Таня: Я вижу, что вы дружные ребята. А есть у каждого из вас самый лучший друг?

Ответы детей

Таня: А у меня тоже есть самый верный друг. Его зовут Ваня. Я принесла его фотографию, чтобы вам показать.

Слайд 2

На мольберте или магнитной доске – большая фотография мальчика.

Таня: Ребята! Вспомним, какие определения подходят к слову «друг»? Каким должен быть настоящий друг? Назовите и отрицательные качества характера, которые совсем не украшают друга.

Воспитатель: Сейчас мы назовем положительные качества характера, обозначим их улыбающимся «смайликом», а потом подарим Ване. Отрицательные качества характера мы обозначим «смайликом, который рассердился. Мы их назовем и соберем в корзину. Мы знаем, что они есть, но мы будем стараться такими не быть.

Положительные качества Отрицательные качества
Верный Безразличный
Преданный Равнодушный
Хороший Ленивый
Отзывчивый драчливый
Добрый Невоспитанный
Щедрый Грубый
Надежный Злой
Милосердный скупой

Ребенок читает стихотворение Т. Шорыгиной «Верный друг»:

«Тот, кто верный,
Друг примерный.
Не обманет, не предаст,
Он последнее отдаст.
И не скажет он плохого…
Друга я ищу такого!»

Воспитатель: Теперь мы знаем, какими качествами должен обладать настоящий друг. Не зря говорят: «Старый друг лучше новых двух!»

Пора с другом поиграть. Будем парами вставать.

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «С ДРУГОМ МЫ ИГРАЕМ» (слова Н. Караваевой)

Дети стоят парами по кругу, один во внешнем кругу, другой – во внутреннем, друг к другу лицом.

Произносят слова:

С ДРУГОМ МЫ ВСЕГДА ИГРАЕМ – (хлопки ладоней о ладони)
С ДРУГОМ ОБНИМАЕМСЯ – (обнимаются)
ДРУГУ РУКУ ПОЖИМАЕМ – пожимают друг другу правую руку
К ВЕЧЕРУ – ПРОЩАЕМСЯ – машут "До свиданья" и тот, кто стоит во внешнем кругу, перебегают по часовой стрелке к следующему.

Дети садятся

2 часть. Основная (20 мин.)

Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о том, что есть у каждого из нас – о нашем сердце….. Мы можем увидеть свое сердце? А почувствовать его можем? Да. Можем ощутить его сильное биение, когда….

Слайды 3-5

  1. Быстро пробежали
  2. Сильно волнуемся или испугались
  3. От радости, хороших дел, поступков

А бывает и такое, когда сердечко наше сжимается от жалости к кому-то (показать движением).

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о милосердии

Как вы понимаете, что такое «милосердие»?

Слайд 6

Это слово, дети, состоит из двух: милое сердце. Милое – значит, доброе, хорошее. Милосердие – это доброта, которая выражается в хорошем поступке. В наши дни это слово употребляется очень часто. А какие добрые поступки вы можете назвать?

Ответы детей. Первой называет Таня (как образец).

Давайте посмотрим на наш умный экран. Что он нам покажет?

Слайд 7: мальчику с ограниченными возможностями помогают подняться по ступенькам

Слайд 8: люди, потерявшие жилье из-за природных катаклизмов (наводнение, землетрясение, извержение вулкана) и им оказывают помощь

Дети с помощью вопросов воспитателя дают характеристику поступков.

Звуковой файл «мяуканье кошки»

Воспитатель: Слышите, кто-то к нам сюда забрался. Давайте поищем.

Находят игрушку-котенка.

Слайд 9: бездомная кошка

Воспитатель: Эта кошка и она не совсем здорова. У нее больная лапа. Как вы думаете, у нее есть дом? Как же нам с ней поступить? А как поступит милосердный человек? (покормит, обогреет, отнесет в ветлечебницу или в приют для бездомных животных)

Кошка привела с собой еще несколько котяток (показывает «кошек», сшитых по типу «варежкового» театра). Мы с ними поиграем.

Слайд 10

Инсценировка песни «Кошка беспородная» (одноименная песня группы «Великан» )

Воспитатель: Пусть пока кошка посидит у нас, погреется. Потом мы ее отнесем в ветеринарную поликлинику. А ее котяток соберем в лукошко, пусть останутся с нами.

Скажите, дети, вы или ваши родные проявляли милосердие? Когда, по отношению к кому?

(Ответы детей)

Ребенок: «Хорошие поступки – Добро они несут.

Их вспомнят словом добрым и здесь, и там, и тут». (Т. Шорыгина)

Дети садятся

Слайд 11

Воспитатель: Послушайте сказку «ФЕИ МИЛОСЕРДИЯ»

(рассказ сопровождается показом слайдов на экране)

Слайд 12

«В большой дружной семье жил мальчик Стасик. Все было хорошо, но однажды у него заболела мама. Папа вызвал «скорую помощь» и маму увезли в больницу. Мальчик очень скучал по маме, очень обрадовался, когда мама выписалась из больницы.

Слайд 13-14

Но вид у мамы был нездоровый: лицо бледное. Она еле ходила, была еще очень слабая.

И Стасик, и кот Федот, и попугай Паша – все переживали за маму, ведь все ее любили: ласковую, нежную, добрую. Стасик не отходил от мамы не на минуту: то чайку принесет, то воды лекарство запить.

Ребята! Были у вас такие ситуации, когда ваши мамы болели? Как вы о них заботились?

Слушаем дальше…

Слайд 15

Однажды Стасик сидел возле мамы и незаметно задремал. Мальчику приснилось, что среди зимы он попал на весеннюю поляну.

Слайд 16

На поляне стоял дом, в саду цвели диковинные цветы, через пруд был перекинут мостик, на деревьях пели райские птицы.

Слайд 17

На веранде, у входа в дом, сидели три феи. Стасик подошел к ним и вежливо поздоровался.

– Стасик! Мы – феи милосердия, знаем о твоей беде и поможем тебе, чтобы твоя мама поправилась.

Слайд 18-20

Каждая фея дала мальчику по букетику цветов: первая фея – тюльпаны, вторая – подснежники, третья – маленькие розы.

-Возьми эти волшебные цветы. Подснежниками дотронься до маминых волос, розами – до сердца, а тюльпанами – до маминых рук. И твоя мама быстро поправится.

Воспитатель: У нас тоже есть волшебные весенние цветы. Представим, что мы добрые волшебники и волшебницы, которые танцуют с цветами и дарят всем людям добро, радость.

Слайд 21

Дети исполняют танцевальную композицию с цветами под музыку Р. Газизова «Осенний дождь»

Слайд 22

Воспитатель: Скоро мальчик прибежал домой, бросился к маме. Он дотронулся до нее волшебными цветами. Стасик очнулся от сна. Мама глубоко вдохнула и сказала: «Скоро весна, я чувствую запах цветов!» Удивительная перемена произошла с ней: глаза повеселели, на лице появилась улыбка.

«Феи милосердия помогли маме!» – сказал мальчик. – «Какие они добрые, хорошие!»

Да, Феи Милосердия появляются там, где нужна помощь!

Вопросы:

  1. Ребята! О чем мы сегодня с вами разговаривали?
  2. Из каких двух слов состоит слово «милосердие»?
  3. Быть милосердным хорошо или плохо?
  4. Как вы понимаете пословицу «Добра желаешь – добро и делай!»?

Воспитатель: А теперь все вместе споем песню «Милосердным буду»

ПЕСНЯ «Милосердным буду» (музыка О. Барановой, сл. Т. Шорыгиной)

Я хочу быть милосердным,
Делать доброе усердно
Всех жалеть и сострадать.
Кому больно – помогать.
Сбегать я могу в аптеку
Для больного человека,
Сук большой убрать с пути,
Сумки маме донести.
Помогу я инвалиду,
Малыша не дам в обиду.
И ко мне добро вернется,
Доброй феей обернется

Таня: Я вижу, что у каждого из вас доброе, отзывчивое сердце. Оно не останется равнодушным, если кому-то потребуется помощь. Я хочу подарить вам вот такие маленькие сердечки, которые вы украсите. И каждый раз будете вспоминать, что у человека должно быть доброе, чуткое сердце!

Слайд 23

3 часть. Практическая (продуктивная) – Самостоятельная работа детей (5 мин.)

«Сердце в ладошках» (наклеивание бумажных сердечек на заготовку «ладошки» из белой бумаги)

4 часть. Заключительная (рефлексия) – (2 мин.)

Воспитатель: Где мы сегодня с вами побывали? Что интересное увидели?

Какие вы были в нашем путешествии? Чтобы хотели изменить в себе, а чтобы не хотели?

Музыкальный руководитель: Ваши добрые, чуткие сердца могут помочь тому, кто нуждается в помощи и поддержке. Будьте внимательными друг к другу, милосердными!