Цель: формирование основ этической культуры у старших дошкольников.
Задачи
Образовательные:
- формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников;
- формировать умение вести диалог между взрослым и ребенком;
- продолжать знакомить детей с рассказами о человеческих чувствах и качествах характера: доброте, милосердии, любви, сострадании, терпимости; – продолжать развивать умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, выполнять танцевальные движения с предметами (цветами)
- совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений;
- закреплять практические навыки выразительного исполнения песен;
Развивающие:
- развивать у детей умение составлять рассказы из личного опыта;
- развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
- воспитывать культуру речевого общения;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к прекрасному.
Социальные: создавать условия для формирования умения общаться, уступать, слушать других, понимать интересы коллектива в стремлении к достижению общих целей;
Формы организации ОД: игра, этическая беседа, практическая деятельность детей.
Использование педагогических технологий: личностно-ориентированная, игровая, информационно-коммуникационная
Словарная работа: дружба, доброта, милосердие, феи милосердия, доброе сердце
Предшествующая работа: разучивание с детьми коммуникативной игры «С другом мы играем», танцевальных движений к «Танцу с цветами»; беседа о дружбе, рассматривание фотографий и иллюстраций о поведении людей и их поступках.
Оборудование: мультимедийный экран, презентация РowerPoint «Наши добрые сердца», музыкальный центр, мобильный мольберт на колесиках, «смайлики» по количеству детей (веселые и грустные), большая (в рост ребенка) мягкая кукла, цветы для танца: тюльпаны, купавки и розы по количеству детей; персонажи варежкого театра («кошки») – по количеству детей; мягкая игрушка кошка
Материал: клей-карандаш, склеенные из красной бумаги сердечки, шаблон – сложенные ладошки из белой бумаги, клеенка, тряпочка для аппликации (по количеству детей)
Ход занятие
Дети с воспитателем входят в зал, их встречает музыкальный руководитель с большой куклой в рост ребенка.
1 часть. Организационная (3 мин.)
Слайд 1
Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята! Очень рада вас видеть. Меня зовут Ольга Викторовна, а девочку (показывает на куклу) – Таня.
(обращается к кукле) Таня, что нужно сделать?
Таня (взрослый): Сказать, что больше всего на свете я люблю играть и гулять.
Воспитатель: Верно, дети? По правилам этикета при встрече с другим человеком надо обязательно...
Дети: Поздороваться.
Таня: Здравствуйте! Меня зовут Таня. Теперь давайте играть.
Воспитатель: Подожди, Таня. Ты назвала свое имя, но не познакомилась с ребятами.
Таня: А как вас зовут?
Дети называют свои имена
Таня: Всех могу сразу не запомнить.
Воспитатель: Ничего, у каждого из нас есть бэйджик, на котором написано имя. Когда ты захочешь обратиться к мальчику или девочке, всегда сможешь прочитать имя.
Таня: Я вижу, что вы дружные ребята. А есть у каждого из вас самый лучший друг?
Ответы детей
Таня: А у меня тоже есть самый верный друг. Его зовут Ваня. Я принесла его фотографию, чтобы вам показать.
Слайд 2
На мольберте или магнитной доске – большая фотография мальчика.
Таня: Ребята! Вспомним, какие определения подходят к слову «друг»? Каким должен быть настоящий друг? Назовите и отрицательные качества характера, которые совсем не украшают друга.
Воспитатель: Сейчас мы назовем положительные качества характера, обозначим их улыбающимся «смайликом», а потом подарим Ване. Отрицательные качества характера мы обозначим «смайликом, который рассердился. Мы их назовем и соберем в корзину. Мы знаем, что они есть, но мы будем стараться такими не быть.
Положительные качества | Отрицательные качества |
Верный | Безразличный |
Преданный | Равнодушный |
Хороший | Ленивый |
Отзывчивый | драчливый |
Добрый | Невоспитанный |
Щедрый | Грубый |
Надежный | Злой |
Милосердный | скупой |
Ребенок читает стихотворение Т. Шорыгиной «Верный друг»:
«Тот, кто верный,
Друг примерный.
Не обманет, не предаст,
Он последнее отдаст.
И не скажет он плохого…
Друга я ищу такого!»
Воспитатель: Теперь мы знаем, какими качествами должен обладать настоящий друг. Не зря говорят: «Старый друг лучше новых двух!»
Пора с другом поиграть. Будем парами вставать.
КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «С ДРУГОМ МЫ ИГРАЕМ» (слова Н. Караваевой)
Дети стоят парами по кругу, один во внешнем кругу, другой – во внутреннем, друг к другу лицом.
Произносят слова:
С ДРУГОМ МЫ ВСЕГДА ИГРАЕМ – (хлопки ладоней о ладони)
С ДРУГОМ ОБНИМАЕМСЯ – (обнимаются)
ДРУГУ РУКУ ПОЖИМАЕМ – пожимают друг другу правую руку
К ВЕЧЕРУ – ПРОЩАЕМСЯ – машут "До свиданья" и тот, кто стоит во внешнем кругу, перебегают по часовой стрелке к следующему.
Дети садятся
2 часть. Основная (20 мин.)
Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о том, что есть у каждого из нас – о нашем сердце….. Мы можем увидеть свое сердце? А почувствовать его можем? Да. Можем ощутить его сильное биение, когда….
Слайды 3-5
- Быстро пробежали
- Сильно волнуемся или испугались
- От радости, хороших дел, поступков
А бывает и такое, когда сердечко наше сжимается от жалости к кому-то (показать движением).
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о милосердии
Как вы понимаете, что такое «милосердие»?
Слайд 6
Это слово, дети, состоит из двух: милое сердце. Милое – значит, доброе, хорошее. Милосердие – это доброта, которая выражается в хорошем поступке. В наши дни это слово употребляется очень часто. А какие добрые поступки вы можете назвать?
Ответы детей. Первой называет Таня (как образец).
Давайте посмотрим на наш умный экран. Что он нам покажет?
Слайд 7: мальчику с ограниченными возможностями помогают подняться по ступенькам
Слайд 8: люди, потерявшие жилье из-за природных катаклизмов (наводнение, землетрясение, извержение вулкана) и им оказывают помощь
Дети с помощью вопросов воспитателя дают характеристику поступков.
Звуковой файл «мяуканье кошки»
Воспитатель: Слышите, кто-то к нам сюда забрался. Давайте поищем.
Находят игрушку-котенка.
Слайд 9: бездомная кошка
Воспитатель: Эта кошка и она не совсем здорова. У нее больная лапа. Как вы думаете, у нее есть дом? Как же нам с ней поступить? А как поступит милосердный человек? (покормит, обогреет, отнесет в ветлечебницу или в приют для бездомных животных)
Кошка привела с собой еще несколько котяток (показывает «кошек», сшитых по типу «варежкового» театра). Мы с ними поиграем.
Слайд 10
Инсценировка песни «Кошка беспородная» (одноименная песня группы «Великан» )
Воспитатель: Пусть пока кошка посидит у нас, погреется. Потом мы ее отнесем в ветеринарную поликлинику. А ее котяток соберем в лукошко, пусть останутся с нами.
Скажите, дети, вы или ваши родные проявляли милосердие? Когда, по отношению к кому?
(Ответы детей)
Ребенок: «Хорошие поступки – Добро они несут.
Их вспомнят словом добрым и здесь, и там, и тут». (Т. Шорыгина)
Дети садятся
Слайд 11
Воспитатель: Послушайте сказку «ФЕИ МИЛОСЕРДИЯ»
(рассказ сопровождается показом слайдов на экране)
Слайд 12
«В большой дружной семье жил мальчик Стасик. Все было хорошо, но однажды у него заболела мама. Папа вызвал «скорую помощь» и маму увезли в больницу. Мальчик очень скучал по маме, очень обрадовался, когда мама выписалась из больницы.
Слайд 13-14
Но вид у мамы был нездоровый: лицо бледное. Она еле ходила, была еще очень слабая.
И Стасик, и кот Федот, и попугай Паша – все переживали за маму, ведь все ее любили: ласковую, нежную, добрую. Стасик не отходил от мамы не на минуту: то чайку принесет, то воды лекарство запить.
Ребята! Были у вас такие ситуации, когда ваши мамы болели? Как вы о них заботились?
Слушаем дальше…
Слайд 15
Однажды Стасик сидел возле мамы и незаметно задремал. Мальчику приснилось, что среди зимы он попал на весеннюю поляну.
Слайд 16
На поляне стоял дом, в саду цвели диковинные цветы, через пруд был перекинут мостик, на деревьях пели райские птицы.
Слайд 17
На веранде, у входа в дом, сидели три феи. Стасик подошел к ним и вежливо поздоровался.
– Стасик! Мы – феи милосердия, знаем о твоей беде и поможем тебе, чтобы твоя мама поправилась.
Слайд 18-20
Каждая фея дала мальчику по букетику цветов: первая фея – тюльпаны, вторая – подснежники, третья – маленькие розы.
-Возьми эти волшебные цветы. Подснежниками дотронься до маминых волос, розами – до сердца, а тюльпанами – до маминых рук. И твоя мама быстро поправится.
Воспитатель: У нас тоже есть волшебные весенние цветы. Представим, что мы добрые волшебники и волшебницы, которые танцуют с цветами и дарят всем людям добро, радость.
Слайд 21
Дети исполняют танцевальную композицию с цветами под музыку Р. Газизова «Осенний дождь»
Слайд 22
Воспитатель: Скоро мальчик прибежал домой, бросился к маме. Он дотронулся до нее волшебными цветами. Стасик очнулся от сна. Мама глубоко вдохнула и сказала: «Скоро весна, я чувствую запах цветов!» Удивительная перемена произошла с ней: глаза повеселели, на лице появилась улыбка.
«Феи милосердия помогли маме!» – сказал мальчик. – «Какие они добрые, хорошие!»
Да, Феи Милосердия появляются там, где нужна помощь!
Вопросы:
- Ребята! О чем мы сегодня с вами разговаривали?
- Из каких двух слов состоит слово «милосердие»?
- Быть милосердным хорошо или плохо?
- Как вы понимаете пословицу «Добра желаешь – добро и делай!»?
Воспитатель: А теперь все вместе споем песню «Милосердным буду»
ПЕСНЯ «Милосердным буду» (музыка О. Барановой, сл. Т. Шорыгиной)
Я хочу быть милосердным,
Делать доброе усердно
Всех жалеть и сострадать.
Кому больно – помогать.
Сбегать я могу в аптеку
Для больного человека,
Сук большой убрать с пути,
Сумки маме донести.
Помогу я инвалиду,
Малыша не дам в обиду.
И ко мне добро вернется,
Доброй феей обернется
Таня: Я вижу, что у каждого из вас доброе, отзывчивое сердце. Оно не останется равнодушным, если кому-то потребуется помощь. Я хочу подарить вам вот такие маленькие сердечки, которые вы украсите. И каждый раз будете вспоминать, что у человека должно быть доброе, чуткое сердце!
Слайд 23
3 часть. Практическая (продуктивная) – Самостоятельная работа детей (5 мин.)
«Сердце в ладошках» (наклеивание бумажных сердечек на заготовку «ладошки» из белой бумаги)
4 часть. Заключительная (рефлексия) – (2 мин.)
Воспитатель: Где мы сегодня с вами побывали? Что интересное увидели?
Какие вы были в нашем путешествии? Чтобы хотели изменить в себе, а чтобы не хотели?
Музыкальный руководитель: Ваши добрые, чуткие сердца могут помочь тому, кто нуждается в помощи и поддержке. Будьте внимательными друг к другу, милосердными!