Цель урока: формирование у учащихся представления о труде как об основе любого производства, о необходимости различных форм и видов труда в экономике.
Задачи урока: формировать представления о разнообразных видах профессий, видах и типах труда, о кооперации труда как об эффективном способе производственной деятельности, воспитывать понимание нужности всех профессий в экономике.
Основные понятия и категории: школьная экономика, труд, виды и формы труда, кооперация труда.
Ходе урока
I. Повторение и закрепление пройденного материала.
- Найдите начало головоломки и ключ к ней, и мы вспомним, что такое потребности.
- Приведите примеры потребностей. Что человеку нужно для удовлетворения большинства потребностей? (Товары, услуги)
- Приведите примеры товаров, услуг.
- Как человек может получить нужные ему товары и услуги? (Может купить, может сделать сам)
- Что побуждает людей трудиться? Как вы понимаете, что такое труд.
II. Изучение нового материала.
- Труд — основа любого производства. Без труда и участия человека по преобразованию ресурсов не может существовать ни одна страна, ни одна экономика.
- Учебник. Стр.72. Определение труда как целесообразной деятельности человека, направленной на преобразование ресурсов для производства товаров и услуг, необходимых людям.
- Кто и какую работу выполняет в экономике, зависит от того, какие блага нужны людям.
- Набор профессий в экономике определяется набором товаров и услуг, которые нужны людям. Ответьте: люди, каких профессий изображены на рисунках? Какие блага они создают?
- Вопрос о том, кто и какую работу должен выполнять, связан с тем, как работает экономика страны, как разделяется труд между людьми.
- Пусть дети назовут наиболее известные профессии. Выясните, какую роль они играют в экономике. Профессии пусть дети называют в связке с тем благом или услугой, которые существуют в экономике благодаря этой профессии.
- Назовите такие профессии, которые были популярны лет 30—40 назад. Какие профессии, оказываются, не нужны в современной экономике? (Машинист паровоза, контролер билетов в метро, слесарь-ремонтник оборудования, которое уже не используется, полотер.) Изменение труда и отказ от использования профессий связано с устареванием оборудования, заменой одних благ и услуг на другие.
- Распределите номера профессий по колонкам таблицы (некоторые номера могут повторяться в различных колонках).
Первичный сектор
(добывающая промышленность и сельское хозяйство)Вторичный сектор
(обрабатывающая промышленность)Третичный сектор
(сфера услуг) - Какие новые профессии появились в последние годы? (Менеджер, программист, банкир, шоумен.)
- Трудовая деятельность отличается от других видов деятельности людей тем, что она имеет определенный смысл и связана с затратами физических или умственных сил. Существует разделение труда на физический (труд строителя, пахаря, уборщицы, грузчика) и умственный (труд ученого, писателя, конструктора, дизайнера).
- Что означает выражение "мартышкин труд"? Правильно, это бестолковая, бесцельная и бесполезная деятельность. Если же в результате трудовой деятельности создается что-либо нужное, то такой труд называют созидательным. Результатами такого вида труда могут воспользоваться многие люди. Труд учителя, врача, строителя созидателен, а труд, например, космонавта можно ли считать созидательным? Ведь мы на Земле сразу не замечаем результатов его труда в космосе, но его труд, т. е. проведенные им исследования и эксперименты, да и вся его жизнь на орбите нужны ученым, медикам, экологам и другим специалистам, которые благодаря полученным сведениям разрабатывают новые лекарства, способы обработки материалов, делают экологические прогнозы и т. д.
- Делении труда на материальный и нематериальный, самостоятельный и наемный.
- В истории развития человеческого общества основным типом труда был труд, преобразующий природу (сельскохозяйственный, строительный, промышленный), т. е. связанный со средствами производства: машинами, станками и орудиями труда. Такой труд можно также считать материальным, так как материальны результаты такого труда.
- Но есть и другой тип труда — нематериальный, или "духовное производство". Его результаты представляют собой символы, формулы, художественные образы, мифы, сказки и т. д. Они нематериальны и невещественны, ведь их не попробуешь на вкус и не взвесишь, но они тоже нужны людям для их культурного и духовного развития. Таким трудом занимаются художники и писатели, ученые и учителя, артисты и шоумены и даже священники.
- Труд можно разделять еще и по таким признакам: труд самостоятельный, или независимый. В таких формах, как предпринимательство, посредничество, фермерство, создание музыкальных или художественных произведений, когда работающий человек мало зависим от других людей, и труд наемный, когда человек нанимается на работу и заключает договор с организацией или другим человеком о заработной плате, т. е. о цене своего труда.
- С развитием общества появляется новый тип труда — организаторский, с которым связано управление, предпринимательство и посредничество. Результатом такого труда являются разнообразные решения, приводящие к согласованной работе других людей: выбор места для строительства завода или фабрики, выпуск того или иного автомобиля, применение наилучших способов организации деятельности людей, обучение правильному выполнению своих обязанностей на рабочем месте и многое другое.
III. Закрепление материала.
IV. Домашнее задание.
1. Глава 14. §1. Вопросы к параграфу.
2. а) Проведите исследование.
Чем занимаются люди этих профессий? | |
Супервайзер | |
Сейлз -менеджер | |
Копирайтер | |
Промоутер | |
Девелопер | |
Брокер | |
Дилер | |
Спичрайтер | |
Имиджмейкер |
б) Подумайте, как составлены названия этих профессий.
3. Предположим, вы нанимаете людей на работу. Какие качества работника вы считаете важными для:
- Пожарного
- Учителя
- Менеджера
- Клоуна
- Модельера
- Программиста
4. Существуют ли качества, необходимые для всех работников? Если да, то, какие, если нет, то почему?