Пояснительная записка
Существуют жизненные ситуации, которые являются настолько травматичными, что требуют помощи со стороны, поскольку сам человек справиться с переживаниями не может. Подростки в этой ситуации являются наиболее уязвимыми, и им особенно требуется помощь, чтобы преодолеть возникающие эмоциональные нарушения, которые переполняют их или, напротив, скрыты и выступают, как причина других проблем, не связанных непосредственно со специфической стрессовой ситуацией. В таких случаях необходима психологическая помощь, так как реально может появиться риск суицидального исхода ситуации из депрессивного состояния.
Статистика свидетельствует, что общее количество обращений за психологической помощью, связанных с этим периодом, намного превышает количество обращений связанных с другими возрастами детей. В этот возрастной период резко расширяется диапазон запросов: от проблем первой, чаще неразделенной, любви и взаимоотношений конфликтного характера со сверстниками и взрослыми до опасности наркомании и алкоголизма. Поэтому для школьного психолога крайне важно, вовремя выявить подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации и оказать ему психологическую помощь.
Как известно, кризисное состояние требует от личности больших усилий, чтобы выйти на привычный уровень жизнедеятельности. Мысли и чувства подростка в этот период его жизни могут быть болезненными и непонятными не только ему самому, но и близким. Подросток склонен путать необычность своей реакции на кризис с необычностью своего поведения. Если ему будет объяснено, что его реакции – это следствие кризисных изменений, то он сможет активно участвовать в процессе восстановления, понимая при этом причины симптомов и их динамику.
Направленность программы
Программа «Мозаика радости» предназначена для подростков 12-16 лет. По содержанию является социально-психологической, по функциональному предназначению – прикладной, по форме организации – групповой, по времени реализации – краткосрочной.
Программа направлена на развитие способностей к самопознанию и саморазвитию, повышение самооценки, формирование навыков конструктивного поведения в сложных жизненных ситуациях.
Реализует принцип единства диагностической и коррекционно-развивающей работы. Данная программа предполагает оказание психологической помощи подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в преодолении кризисов.
Программа составлена на основе материалов курса Шнейдер Л.Б. «Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога».
Актуальность программы обусловлена объективной реальностью увеличения количества подростков, переживающих кризисные состояния и необходимостью предупредить их обострение и предотвратить опасные последствия, которыми они чреваты.
Актуальность программы заключается не только в том, что позволяет выявить «группу риска» среди подростков с депрессивным состоянием, но и обеспечивает проведение профилактической работы, позволяющей оказать эффективную помощь детям – обрести здоровую самооценку, ощущение внутренней гармонии и уверенности в себе. Программа «Мозаика радости» выступает как комплекс тренинговых занятий, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы подростков.
Новизна программы
В представленной психологической программе новизна заключается в использовании нового подхода к развитию социального интеллекта и социальных эмоций. Развитие межличностных отношений, социальных эмоций происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, рефлексию своих переживаний, но и развитие внимания к другому человеку, чувства общности и сопричастности с ним за счет снижения фиксации на собственном “Я”. В ходе работы подростки знакомятся с навыками саморегуляции, снятия эмоционального напряжения и негативных эмоций, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и проживание ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость, что помогает легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.
Цель программы: развитие и формирование навыков конструктивного разрешения кризисных ситуаций у подростков.
Задачи программы:
- изучение личностных особенностей подростков, с последующим определением группы детей, нуждающихся в психологической помощи;
- восстановление у подростков чувства доверия к себе, к другим, к миру
- восстановление ощущения ценности собственной личности;
- формирование и развитие навыков самоанализа, самоконтроля, саморегуляции;
- формирование адекватной самооценки, отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;
- овладение навыками разрешения конфликтных ситуаций;
- овладение способами борьбы со стрессом;
- развитие позитивной картины будущего.
Используемые методы: анкетирование, тестирование, беседы, дискуссии, работа в парах и мини-группах, проективные рисунки, ролевые игры, игры-драматизации.
Организационные условия: для формирования группы необходимо собрать информацию о личностных особенностях подростков, особенностях их взаимоотношений в семье и круге сверстников. После отбора участников, необходимо с каждым провести индивидуальную беседу с целью оценить эмоциональное состояние, уровень интеллектуального развития, уровень зажатости или раскрепощенности, способности работать в группе и придерживаться определенных правил. Необходимо снизить уровень тревожности, сформировать чувство доверия к психологу.
Возраст подростков, участвующих в реализации программы: 12 – 15 лет, количество человек в группе не должно превышать 10 человек.
Сроки реализации профилактической программы – 12 занятий, 2 месяца.
Режим занятий: одно занятие по 60 минут, два раза в неделю.
Формы занятий: занятия проводится в кабинете психолога, в кругу; каждое занятие начинается ритуалом приветствия и заканчивается ритуалом прощания, состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть направлена на разогрев участников, на их активизацию и мотивирование на предстоящую работу. Основная часть содержит упражнения, позволяющие освоить содержание занятия. В ходе заключительной части подводится рефлексия, обеспечивается эмоциональная разрядка и выход из ситуации тренинга, подводятся итоги.
Прогнозируемый результат реализации программы.
Подростки смогут:
- Эмоционально положительно воспринимать себя и окружающих людей.
- Эффективно сотрудничать с другими (родителями, одноклассниками и учителями).
- Адекватно относиться к своим успехам и неудачам.
- Управлять своими эмоциями (навык саморегуляции).
- Освоить техники конструктивного решения конфликтных ситуаций.
- Сформировать позитивную картину будущего.
Реализация программы включает пять этапов:
- Предварительный (запрос, работа с учителями и родителями);
- Диагностический (работа с детьми, тестирование, разработка программы занятий);
- Этап групповой работы;
- Повторная диагностическая работа;
- Консультативно-методическая работа.
Эффективность программы определяется с помощью следующих методик:
- Шкала самооценки депрессии Цунга (адаптирован Т.И. Балашовой).
- Тест Филипса по определению школьной тревожности.
- Тест по определению проявлений общей тревожности (А. Микляева)
- Методика определения уровня депрессии (В.А. Жмуров).
Тематический план
№ |
Тема |
Часы |
1 |
Вводное занятие. Привет, это я! |
1 |
2 |
Я не такой, как все, и все мы разные. |
1 |
3 |
Понимаем ли мы друг друга? |
1 |
4 |
Язык общения и его секреты. |
1 |
5 |
Хочу стать уверенным. Чувство собственного достоинства. |
1 |
6 |
Проблема, как друг. |
1 |
7 |
Негативные эмоции – как с ними жить? |
1 |
8 |
Стресс. Как я могу себе помочь. |
1 |
9 |
Психологическая поддержка. Самооценка. |
1 |
10 |
Я могу. Способы преодоления жизненных трудностей. |
1 |
11 |
Кто у руля – я или мои эмоции? |
1 |
12 |
Как прекрасен этот мир! |
1 |
Содержание программы
№ |
Содержание работы |
Используемые методики, игры, упражнения и психотехники. |
1 |
Вводное занятие Представление программы, создание благоприятных условий для работы в группе, принятие правил работы в группе, мотивирование к участию, обучение групповому взаимодействию, создание единого психологического пространства и системы обратной связи. |
Знакомство с группой. Беседа «Почему я здесь» Упражнения «Мне нравится…», «Снежный ком», «Атомы и молекулы», |
2 |
Я не такой, как все, и все мы разные. Осознание своей индивидуальности и индивидуальности других людей. Осознание себя через других людей. |
Беседа «Моя уникальность», Упражнения: «Это я!», «Двадцать «Я», «Я хочу тебе подарить», рисунок «Мой портрет в лучах солнца», «Ассоциации», «Комплименты», «Я глазами других людей». |
3 |
Понимаем ли мы друг друга? Создание условий для осознания проблем в отношениях с людьми. Принятие себя и другого как личности, осознание границ личностного пространства. |
Упражнения: «Общение в парах» (спина к спине, на расстоянии 4-5 метров лицом друг к другу, стоящий и сидящий, только глаза, глаза и руки). «Мои проблемы», «Горячий стул», «Объявление», «Планеты», «Ищу друга». Групповая дискуссия «Как поддержать дружеские отношения». |
4 |
Язык общения и его секреты. Обучение вербальным и невербальным средствам общения, умению эффективно сотрудничать с окружающими. |
Упражнения: «Привет! (запоминание невербальных средств по цепочке)», «Умение слушать», «Эмоциональная гимнастика», «Ищу друга». Коллективный рисунок «Радость». |
5 |
Хочу стать уверенным. Осознание специфики неуверенного поведения, обучение способам самопомощи в ситуациях, вызывающих чувство потерянности, неуверенности, формирование чувства собственного достоинства. |
Упражнения: «Уверенно-неуверенно», «Копилка», «Волшебное зеркало», «Чувства», «Групповое давление», «Я могу сказать НЕТ», «Я горжусь». Анализ сказки «Фламинго». |
6 |
Проблема, как друг. Актуализация опыта переживания конфликта и разрешения конфликтных ситуаций. Обучение конструктивным способам разрешения конфликтов. |
Упражнения «Детство», «Всё не так!!!», Ролевые игры: «Конфликтные ситуации», «Семейные трудности», «Учимся договариваться». Групповая дискуссия «Глаза ребёнка – глаза взрослого». |
7 |
Негативные эмоции – как с ними жить? Осознание своих негативных эмоций, обучение способам преодоления страхов, состояния тревоги. |
Упражнения: «Дерево радостей и печалей», «Диалог», «Шаги к успеху», «Ластик», «Перевоплощение». Беседа «Способы преодоления страха, тревоги». |
8 |
Стресс. Как я могу себе помочь.Проработка травматических переживаний, осознание своих ресурсов в решении проблем. |
Беседа, Упражнения: «Счастливое событие», «Мужество быть». Аппликация/рисунок «Мой Герб» |
9 |
Психологическая поддержка Осознание необходимости психологической поддержки себя и других людей в трудной ситуации, обучение способам такой поддержки, формирование навыков эмпатии. |
Упражнения «Скала», «Мой опыт», «Заросший сад», «Слушаю», «Письмо родителям». Доверие к людям, сочувствие, внимание, взаимоуважение. |
10 |
Я могу. Обучение умению справляться с трудными ситуациями. Повышение самооценки. |
Игры «Удары судьбы», «Мяч». Упражнения: «Липучки», «Золотые мысли», «Надень маску!». Рисунок «Победи своего дракона». |
11 |
Кто у руля – я или мои эмоции? Осознание подростками своих желаний и чувств. Развитие способности оценивать собственное состояние, обучение умению управлять собой. |
Беседа «Польза и вред эмоций». Упражнения: «Попробуй удержи» «Закончи предложение», «Двадцать желаний», «Разожми кулак!», «Дарим подарки», «Мой круг общения», «Волшебное дыхание», «Визуализация». Дискуссия «Что мне нужно для счастья». |
12 |
Как прекрасен этот мир! Осознание своих целей, нравственных и личностных ценностей, смысла жизни. |
Анализ сказки «Сказка о милостивой судьбе» (Д. Соколов) Упражнения: «Золотая рыбка», «Линия жизни», «Прожить месяц», «Что изменилось?», «Мой багаж», «Чему я научился», «Письма и пожелания». |
Список литературы:
- Вроно Е. «Предотвращение самоубийства. Руководство для подрост ков», М., 2001.
- Зарипова Ю. «Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам», М., 2007.
- Гребенкин Е.В. «Школьная конфликтология» для педагогов и родителей».-Ростов н/Д: Феникс, 2013.
- Григорьева М.Ю. «Я и другие Я. Психолого-педагогическое сопровождение и социальная адаптация подростков», М.: Школьная пресса, 2011.
- Коробкина С.А., «Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах», Волгоград: «Учитель», 2014.
- Райгородский Д.Я, «Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие», Самара: Изд. дом «БАРАХ-М», 2011.
- Свешникова Л.В. «Рефлексивные техники эмоционального состояния детей», Волгоград: «Учитель», 2012.
- Степанов С. «Как помочь себе и другу выйти из кризиса», М., 2001.
- Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А. «Работа с телом в психотерапии: практическое руководство», М., Психотерапия, 2006
- Черникова Т.В., Сукочева Г.А. «Старшеклассник без стрессов и тревог. Программа занятий, методические рекомендации», М., 2006.