Педсовет "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста"

Разделы: Работа с дошкольниками


Повестка:

  1. Проблемы нравственно-патриотического воспитания.
  2. Деловая игра «Что я знаю о родном крае?»

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.

Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием.

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Работа по патриотическому воспитанию должна проходить с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов. При этом с сочетанием разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей. При отборе произведений важно руководствоваться общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность. Знакомство с двором, улицей, районом, где живет ребенок, способствует формированию у него представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Необходимо побуждать детей к творческой деятельности, чтобы их знания и впечатления находили отражение в играх, рисовании, лепке, аппликации, чтении стихов, рассматривании книг, пении, сочинении рассказов.

Работу по патриотическому воспитанию, считаю, следует начинать с изучения методической литературы, которая сегодня позволяет с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду.

Главной целью в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.

В процессе работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи:

  1. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа посредством приобщения детей к истокам русской культуры.
  2. Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость за свою Родину.
  3. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.
  4. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
  5. Также решаются задачи эстетического воспитания дошкольников. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.

Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, закрепляем это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, интегрируется как в образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.

Деловая игра «Что я знаю о родном крае?»

Предлагаю педагогам подойти к столу, взять любую понравившуюся картинку.

На столе лежат перевернутые разрезные картинки с изображением герба России, герба Хабаровского края, герба поселка Солнечный.

Воспитатели собирают картину, объединяются в команды, придумывают название.

Старший воспитатель представляет членов жюри, состоящее из специалистов детского сада.

Старший воспитатель: Уважаемы педагоги, для того, чтобы знакомить детей с достопримечательностями своей малой родины, формировать у детей нравственно – патриотические чувства, нужно немало знать и самим.

Я предлагаю вам проверить свои силы, выполняя задания разного уровня сложности.

Задание 1 – разминка: продолжите фразу – «Я горжусь своей страной, потому что…»

Задание 2: (за эмблему, которая по мнению жюри наиболее полно и верно отражает понятие патриотизм команда получает – 5 баллов. Остальные команды по 1 баллу) Нарисуйте символ (эмблему) понятия патриотизм.

Задание 3: Домашнее задание «Педагогическая идея»

(Максимальное количество баллов – 10)

(каждая команда готовит интересную педагогическую находку (методический прием, форму организации воспитательно-образовательного процесса, авторскую дид.игру и др.) и представляют ее таким образом, чтобы коллеги заинтересовались, то есть показывают ее научную и практическую значимость, простоту использования, высокую результативность. Другая команда анализирует идею, обосновывает свои критические замечания.)

Оценивается идея, реклама, аналитическая деятельность оппонентов.

Задание 4. «Моя малая Родина» (Максимальное количество баллов, которое может получить команда – 5 баллов. Если команда не знает ответа, это задание может выполнить другая команда)

Задание 1 команде

Это герб Солнечного района. Расскажите, что на нем изображено?

Ответ: "В гербе изображено солнце, соответствующее названию района. Расположенные на диске солнца элементы свидетельствуют о следующем: сопки говорят о том, что район находится на Дальнем Востоке и со всех сторон окружен сопками. Река – символ богатств района водоемами. Решетка с серебряными просветами – напоминание о суме (корзине) с сокровищами, которая, согласно древней легенде, была брошена с неба на хребет Мяо-Чан, наполнив его драгоценными ископаемыми. Белый цвет это еще и цвет олова – основного добываемого металла.

Задание 2 команде

Горный хребет, в отрогах которого были расположены основные добывающие предприятия, ставшие впоследствии градообразующими для поселков Солнечный и Горный, и сыгравшие огромную роль в создании Солнечного района.

Ответ: горный хребет Мяо-Чана

Задание 3 команде

Сколько муниципальных поселений входит в состав Солнечного района?

Ответ: 11 поселений: (Солнечный, Горный, Хурмули, Харпичан, Дуки, Березовка. Горин, Кондон, Эворон, Амгунь, Джамку)

Задание 5. За правильный и полный ответ команда получает 5 баллов.

Эти вопросы трудные и поэтому предназначаются всем командам.

1. В советское время их можно было встретить повсеместно. Что это такое?

Ответ: В советское время выпускались сувенирные значки с эмблемой Солнечного: в верхней части щита солнце с лучами, в нижней – столб, сопровождаемый елями. Выпускались различные разновидности этого значка, отличавшиеся цветовым решением.

2. Что означает латинский девиз "OCCASUM NESCIO", который начертан золотыми литерами на червленой, подбитой золотом ленте".

Ответ: ("Не ведаю заката"). Девиз служит обращением к жителям Солнечного района от лица солнца, главного символа, для обозначения неизменного благополучия района.

3. Знаете ли вы дату принятия официальной символики Солнечного района (герба и флага)

Ответ: Герб Солнечного района утвержден решением Солнечной районной Думой №4 от 26 января 2000 года "Об утверждении Положений о флаге и гербе Солнечного района".

Задание 6 «Люблю и знаю край, в котором я живу»

За правильный и полный ответ команда получает 5 баллов.

Задание 1 команде.

В поселке Солнечном есть горнолыжный комлекс «Халдоми», который назван в честь долины и протекающей речки под названием Халдоми. Где находится эта речка, и как переводится с нанайского «Халдоми»?

Ответ. Речка Холдоми находится в районе поселка Фестивальный, рядом с рудником Молодежный. Переводится как – Сумка сокровищ.

Задание 2 команде

Назовите одну из самых теплых, прогреваемых летом, рек в Хабаровском крае и единственную реку, вытекающую из озера Эворон?

Ответ: река Девятка

Задание 3 команде

Это – уникальное горное озеро в Солнечном районе. Уникальность его прежде всего в том, что оно как бы «появилось ниоткуда»: озеро неожиданно заметили и описали во время экспедиции, возможно, что оно образовалось совсем недавно, а может –миллионы лет назад (как озеро возникло, ученые не выяснили).

Ответ: Амут очень глубокое и напоминает Байкал в миниатюре.

Задание 7. «Уникальная природа Хабаровского края»

За правильный и полный ответ команда получает 5 баллов.

Задание 1 команде.

Все вы знаете, что на территории нашего края самая удивительная природа.

А) Этот уникальный цветок растет на нескольких озерах юга Хабаровского края и цветет несколько дней. Чтобы увидеть его цветение, туристы забираются в глухомань и идут по колено в воде. Даже если по дороге они простынут– не беда: тот, кто видел цветение, будет счастлив и удачлив целый год.

Ответ: Этот цветок называется лотос. И, кстати, лотос – одно из древнейших растений планеты: он цвел еще 100 миллионов лет назад. Семена лотоса необыкновенно живучи: были случаи, когда проростали семена, хранившиеся в музее несколько сотен лет. Но сам цветок очень нежный и недолговечный: если его сорвать, он завянет через пару часов. Даже если держать в воде. Любоваться лотосом можно только на озере, по колено в воде….

Задание 2 команде.

На слайде представлены памятники древнего наскального искусства. Как их называют и где они расположены?

Ответ: Петроглифы Сикачи-Аляна расположены на больших базальтовых валунах вдоль правого берега р. Амур, у сел Сикачи-Алян и Малышево (Хабаровский район) в 70 км от Хабаровска. Они представляют из себя изображения масок, зверей, птиц, змей, лодок, лунок — ямок и концентрических кругов. Всего найдено около 300 рисунков, в настоящее время сохранилось не более 160.

Предполагают, что люди начали их создавать на берегах Амура более 3000 лет назад. То есть амурские петроглифы — это ровесники египетских пирамид. На одном из валунов найдено изображение лошади. Археологи говорят, что лошади водились около Амура только в ледниковый период. Это самый древний петроглиф.

Задание 3 команде.

Эти острова считаются одними из самых труднодоступных уголков Хабаровского края. Добираться туда очень трудно и долго, путешествовать просто опасно для жизни, но сотни хабаровчан ежегодно отправляются на далекие острова, полюбоваться красотами. Это – кусочек дикой природы, не испорченный человеком. Это настоящая драгоценность (в буквальном смысле: некоторые скалы на острове – из полудрагоценных камней, например, из яшмы)

Ответ: Шантарские острова

Задание 8 для всех команд.

За правильный и полный ответ команда получает 5 баллов.

Все ли жители Хабаровского края знают о том, что в нашем регионе есть семь чудес? Четыре их семи, вы только что назвали. Посмотреть на них приезжают туристы со всей страны.

(озеро Амут, Лотос Комарова, Шантарские острова, Петроглифы Сикачи-Аляна)

Назовите оставшиеся четыре.

Ответ: 5 чудо Хабаровского края – Горный хребет Дуссэ-Алинь

Горный хребет Дуссэ-Алинь — это «затерянный мир» посреди Хабаровского края. Дуссе-Алинь — единственное из чудес края, находящееся под охраной в государственном заповеднике «Буреинский».

Так же, как в романе Конан Дойля, это район представляет собой труднодоступное горное плато, на котором скрыта от человеческих глаз горная страна: чистейшие озера, красивейшие водопады, уникальные животные. Горы имеют острые гребни и отвесные скалистые склоны. Здесь, на одном из самых высоких хребтов Приамурья, образовались редкой красоты горные озера.

Жемчужиной Дуссе-Алиня является озеро Медвежье, расположенное на высоте 1600м. С трех сторон оно огорожено отвесными скалами высотой до 300 м! Озеро как бы залегло в «берлогу» среди этих скал, поэтому его назвали «Медвежьим». Не менее красиво и озеро «Горное».

Наиболее крупное из горных озер хребта – Корбохон, находится в верховьях одноименного ручья, притока Левой Буреи. Всевозможные легенды о нем до сих пор бытуют у местных жителей. Озеро кажется черной бездонной дырой. Более девяти месяцев в году оно покрыто льдом. Черный цвет воды предполагает большую глубину, однако замеры показали, что она не превышает 14м. Корбохон — один из самых глубоких горных водоемов бассейна Амура. Так называемый «ленок пучеглазый» водится только там, в озере ледникового происхождения Карбахон. Как и книжный «затерянный мир», Дуссэ-Алинь покоряется только самым отважным.

6 чудо – Амурский тигр

Это самый крупный хищник семейства кошачьих. Масса крупного амурского тигра достигает 300-350 килограммов при длине тела от кончика носа до корня хвоста 2,5-3 метра. Сила тигра такая, что лося и изюбра давит без труда, а тушу массой 1 центнер легко переносит в зубах, а препятствие высотой в рост человека с такой ношей перепрыгивает без труда. Для амурских тигров особенно благоприятны кедрово-широколиственные леса в долинах и на горных склонах по среднему течению рек, стекающих к морю, где расчлененный рельеф и встречаются скальные массивы.

7 чудо – Мост через Амур

Его конструкция получила золотую медаль Парижской выставки одновременно с конструкцией Эйфелевой башни. Его построили в рекордно-короткие сроки, всего за 4 года.

Во время его строительства клепальщики получали по рублю золотом (бешеные деньги в то время) за каждую клепку. Его взрывали во время гражданской войны (два восстановленных пролета потом отличались от остальных). Его сбросили с опор, чтобы построить заново, и одна из его старых полукруглых ферм теперь– самый крупный в мире экспонат музея. Его и называли всегда так — Амурское чудо.

Мост через реку Амур под Хабаровском является и по настоящее время не только крупнейшим на Транссибе, но и самым большим мостовым переходом в нашей стране. Поистине «Амурским чудом» называют это грандиозное и величественное сооружение, длина которого составляет 2,6 км, пролеты моста — длиной по 127 м. Амурский мост («Царский мост») соединил не только два противоположные берега Амура, но это и «венец Транссиба, последняя точка в истории строительства Великого Сибирского пути».

«Амурское чудо XX века» — так назвали железнодорожный мост, построенный около г. Хабаровска в 1916 г. его современники. Тогда он был самым крупным мостом в Старом Свете, с длиной 2600 м.

Пока жюри подводит итоги команды слушают стихи дальневосточных поэтов о Хабаровском крае в исполнении детей.

Проведенный педсовет показал, что наши педагоги имеют большой запас знаний о Хабаровском крае, с неподдельным интересом рассказывают о нашей суровой дальневосточной природе. И очень любят свой родной Дальний Восток.

Решение педагогического совета.