Цели:
- Составление таблицы умножения и деления с числом 9;
- Совершенствование вычислительных умений и навыков;
- Развитие основ мыслительной деятельности, творческих способностей детей, умения рассуждать, внимания, памяти, познавательных процессов;
- Воспитание интереса к урокам математики.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
Прозвенел и смолк звонок
Начинаем наш урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Будем правильно считать
И фигуры узнавать.
II. Актуализация знаний.
Слайд 1. (квадрат, треугольник, прямоугольник, окружность)
Рассмотрите фигуры. На какие группы их можно разделить?
- с углами, без углов;
- можно найти периметр, нельзя
- Можно вычислить площадь, нельзя
- больше по площади и меньше по площади)
– Про какую фигуру так говорят:
Слайд 2.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад
Как зовут его … (Квадрат)
Слайд 3. (квадрат, треугольник, прямоугольник, окружность)
– Найдите среди фигур квадрат.
– Что вы знаете о квадрате? (Все углы прямые, все стороны равны)
– Проверьте по линейке.
– Чем квадрат похож на прямоугольник?
– Можете ли вы найти площадь квадрата? (Да.Длину умножить на ширину).
– Откройте тетради, запишите число.
Слайд 4.(формула площади прямоугольника, формула площади квадрата)
Рассмотрите формулы. Чем они похожи?
– По какой формуле найдем площадь квадрата? Почему?
– По какой формуле найдем площадь прямоугольника? Почему?
– У вас, на партах лежат прямоугольник и квадрат.
- 1 вариант находит площадь прямоугольник.
- 2 вариант находит площадь квадрата.
Проверка:
– Чему равна площадь прямоугольника?
– Чему равна площадь квадрата?
– Составьте фигуру из прямоугольника и квадрата, так чтобы можно было найти площадь.
Проверка: Слайд 5. (прямоугольник)
– Как найти площадь получившегося прямоугольника? (Нужно измерить стороны и найти площадь).
– Как найти площадь другим способом? (К площади прямоугольника прибавить площадь квадрата)
Слайд 6. (45 + 25 = ) Вычислите.
III. Работа по теме урока.
– В каком выражении вам встретилось число 9? (Нахождение площади прямоугольника (9х5)
– Как вы вычисляли, ведь таблицу умножения с числом 9 вы не учили? (Из таблицы умножения с числом 5)
– Сегодня на уроке вы составите таблицу умножения и деления с числом 9.
Слайд 7. (Таблица умножения и деления с числом 9)
Рассмотрите запись.
– Что это за запись?
– Посмотрите, как можно умножить 9 на число при помощи пальцев рук. (мультимедио)
Практическая работа.
– С помощью пальцев составьте таблицу умножения и деления с числом 9. (1 ученик работает у доски, остальные – в тетрадях)
IV. Физминутка.
V. Самостоятельная работа по учебнику.
Слайд 8. Работа по учебнику стр…. №1
Проверка: Слайд 9.
– Рассмотрите выражения.
Слайд 10. (Х : 9 = 8; а +с = b; 9 х а = 36)
– На какие группы их можно разделить?
Слайд 11. (буквенные, числовые, уравнения)
– Что такое уравнение?
– Выпишите уравнения и решите их. Слайд 12.
– Какую таблицу умножения и деления вы использовали для решения уравнений?
Слайд 13.(Х : 9 = 8; 9 х а = 36)
– Как найти делитель?
– Как найти множитель?
Слайд 14. (Таблица умножения с числом 9).
– Зачеркните те выражения, которые вы встречали в других таблицах умножения.
– Почему вы зачеркнули эти выражения?
– Запишите оставшееся выражение в тетрадь. (9 Х 9 = 81)
– Составьте выражение на деление.
(81 : 9 = 9)
– Какая таблица с числом 9 получилась? (9 Х 9 = 81, 81 : 9 = 9)
– Какое выражение нужно запомнить и почему? (Хором. 9 Х 9 = 81)
VI. Рефлексия.
– У вас на партах лежат геометрические фигуры. Составьте из них аппликацию. Выставка аппликаций.
– Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– С каким новым способом составления таблицы умножения с числом 9 познакомились?
– Чем был полезен урок для вас?