Урок математики "Таблица умножения и деления на число 9. Площадь". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Составление таблицы умножения и деления с числом 9;
  • Совершенствование вычислительных умений и навыков;
  • Развитие основ мыслительной деятельности, творческих способностей детей, умения рассуждать, внимания, памяти, познавательных процессов;
  • Воспитание интереса к урокам математики.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

Прозвенел и смолк звонок
Начинаем наш урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Будем правильно считать
И фигуры узнавать.

II. Актуализация знаний.

Слайд 1. (квадрат, треугольник, прямоугольник, окружность)

Рассмотрите фигуры. На какие группы их можно разделить?

  1. с углами, без углов;
  2. можно найти периметр, нельзя
  3. Можно вычислить площадь, нельзя
  4. больше по площади и меньше по площади)

– Про какую фигуру так говорят:

Слайд 2.

Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад
Как зовут его … (Квадрат)

Слайд 3. (квадрат, треугольник, прямоугольник, окружность)

– Найдите среди фигур квадрат.

– Что вы знаете о квадрате? (Все углы прямые, все стороны равны)

– Проверьте по линейке.

– Чем квадрат похож на прямоугольник?

– Можете ли вы найти площадь квадрата? (Да.Длину умножить на ширину).

– Откройте тетради, запишите число.

Слайд 4.(формула площади прямоугольника, формула площади квадрата)

Рассмотрите формулы. Чем они похожи?

– По какой формуле найдем площадь квадрата? Почему?

– По какой формуле найдем площадь прямоугольника? Почему?

– У вас, на партах лежат прямоугольник и квадрат.

  • 1 вариант находит площадь прямоугольник.
  • 2 вариант находит площадь квадрата.

Проверка:

– Чему равна площадь прямоугольника?

– Чему равна площадь квадрата?

– Составьте фигуру из прямоугольника и квадрата, так чтобы можно было найти площадь.

Проверка: Слайд 5. (прямоугольник)

– Как найти площадь получившегося прямоугольника? (Нужно измерить стороны и найти площадь).

– Как найти площадь другим способом? (К площади прямоугольника прибавить площадь квадрата)

Слайд 6. (45 + 25 = ) Вычислите.

III. Работа по теме урока.

 – В каком выражении вам встретилось число 9? (Нахождение площади прямоугольника (9х5)

– Как вы вычисляли, ведь таблицу умножения с числом 9 вы не учили? (Из таблицы умножения с числом 5)

– Сегодня на уроке вы составите таблицу умножения и деления с числом 9.

Слайд 7. (Таблица умножения и деления с числом 9)

Рассмотрите запись.

– Что это за запись?

– Посмотрите, как можно умножить 9 на число при помощи пальцев рук. (мультимедио)

Практическая работа.

– С помощью пальцев составьте таблицу умножения и деления с числом 9. (1 ученик работает у доски, остальные – в тетрадях)

IV. Физминутка.

V.  Самостоятельная работа по учебнику.

Слайд 8. Работа по учебнику стр…. №1

Проверка: Слайд 9.

– Рассмотрите выражения.

Слайд 10. (Х : 9 = 8; а +с = b; 9 х а = 36)

– На какие группы их можно разделить?

Слайд 11. (буквенные, числовые, уравнения)

– Что такое уравнение?

– Выпишите уравнения и решите их. Слайд 12.

– Какую таблицу умножения и деления вы использовали для решения уравнений?

Слайд 13.(Х : 9 = 8; 9 х а = 36)

– Как найти делитель?

– Как найти множитель?

Слайд 14. (Таблица умножения с числом 9).

– Зачеркните те выражения, которые вы встречали в других таблицах умножения.

– Почему вы зачеркнули эти выражения?

– Запишите оставшееся выражение в тетрадь. (9 Х 9 = 81)

– Составьте выражение на деление.

(81 : 9 = 9)

– Какая таблица с числом 9 получилась? (9 Х 9 = 81, 81 : 9 = 9)

– Какое выражение нужно запомнить и почему? (Хором. 9 Х 9 = 81)

VI. Рефлексия.

– У вас на партах лежат геометрические фигуры. Составьте из них аппликацию. Выставка аппликаций.

– Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– С каким новым способом составления таблицы умножения с числом 9 познакомились?

– Чем был полезен урок для вас?

VIII. Домашнее задание.