Классный час, посвященный памяти Героя России Т.А.Апакидзе, на тему "От нахимовца к Герою России"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Краеведение, Патриотическое воспитание


Цель: создание условий для формирования готовности воспитанников к служению Отечеству, учитывая опыт, достижения и современные проблемы. Воспитание патриотизма и чувства товарищества. Профессиональное ориентирование воспитанников.

Задачи:

  • развивать интерес к истории своего города;
  • воспитывать патриотизм и чувство гордости за свой народ, уважение к героическим людям, связанными с новейшей историей нашего края и Военно-Морского Флота.
  • формировать желание у воспитанников связать свою жизнь с Вооруженными Силами России.

Форма проведения: урок мужества.

Оформление и оборудование: персональный компьютер, проектор, средства показа слайдов, выставка литературы по теме занятия.

Подготовительная работа: просмотр документального фильма «Форсаж» по теме урока, выдача заданий воспитанникам на изучение источников и литературы по тематике урока.

Ход занятия

Слайд 1

1. Организационный этап.

Проверка наличия воспитанников и их готовность к занятию. Объявление темы. Воспитатель: товарищи воспитанники, исходя из названия темы нашего занятия, можем предположить, что основной целью его будет ответ на вопрос: «Может ли в наше время жизнь простого человека, как и вы когда-то бывшего нахимовцем, стать примером героизма и преданности своей Родине?». Отсюда следуют и задачи, которые мы должны решить, а именно:

  • вспомнить с какими еще героическими личностями мы познакомились во время проведения предыдущих классных часов и чем они прославились;
  • проведя параллель между прошлым и настоящим, выяснить – может ли в наше мирное время найтись место подвигу;
  • познакомившись с биографией Героя России Т.А. Апакидзе, просмотрев фрагмент из документального фильма о нем, обсудить основные этапы его жизненного пути;
  • сформулировать и высказать своё мнение на основной вопрос занятия: может ли биография такого замечательного человека как Тимур Апакидзе, действительно стать для меня примером жизненного пути от нахимовца к Герою России?

2. Основной этап

Воспроизводится фоторяд о второй Героической обороне Севастополя. (Приложение 1)

Чтец 1

От героев былых времен
Не осталось порой имен.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землей и травой...
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь, нам завещанный одним,
Мы в груди храним.

Чтец 2

Погляди на моих бойцов -
Целый свет помнит их в лицо.
Вот застыл батальон в строю...
Снова старых друзей узнаю.
Хоть им нет двадцати пяти,
Трудный путь им пришлось пройти,
Это те, кто в штыки поднимался как один,
Те, кто брал Берлин!

Чтец 3

Нет в России семьи такой,
Где не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят...
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть!

Слайд 2

Вступительное слово воспитателя.

Воспитатель: Товарищи воспитанники, ровно год назад мы с вами провели урок мужества, который был посвящен Дню командира надводного, подводного и воздушного судна. На этом занятии мы говорили об одном прославленном человеке, Герое Советского Союза, одном из руководителей второй Героической обороны Севастополя.

Давайте с вами вспомним о ком мы с вами говорили, и какие основные моменты из жизни этого человека вам наиболее запомнились? Для чего проведем небольшую викторину.

Класс делится на четыре команды по числу отделений. Проводится викторина «Герои былых времен». Та команда, которая правильно ответить на большее количество вопросов – выиграет. 

Слайд 3

Воспитатель: Когда началась и сколько длилась вторая Героическая оборона Севастополя?

Ответ: вторая Героическая оборона Севастополя началась 30 октября 1941 года и длилась 250 дней.  

Слайд 4

Воспитатель: Кто возглавил оборону нашего города в октябре 1941 года? И кто стал заместителем Командующего ЧФ по авиации?

Ответ: Вторую Героическую оборону Севастополя возглавил вице-адмирал Ф.С. Октябрьский. Его заместителем по военно-воздушным силам стал генерал-майор авиации Н.А. Остряков.  

Слайд 5

Воспитатель: Когда и где родился Николай Остряков?

Ответ: Родился Николай Алексеевич 17 мая 1911 года. В городе Москве в семье рабочего.

Воспитатель: Назовите основные этапы жизненного пути Николая Алексеевича до обороны Севастополя.

Ответ: Окончил Центральную лётную школу в Тушине. Служил в Военно-Морском Флоте. В 1935 году за выдающиеся заслуги и мастерство был награждён орденом Красной Звезды. Потом война в Испании, служба в ВВС Черноморского флота. С 1939 года по 1941 год он – Командующий ВВС Тихоокеанского флота. 

Воспитатель: Сколько лет было Н.А. Острякову, когда ему присвоили звание генерал-майора.

Ответ: Н.А. Острякову присвоили звание генерал-майора в 29 лет.

Слайд 6

Воспитатель: Чем характеризуется период командования Н.А. Острякова морской авиацией ЧФ?

Ответ: Умелое руководство Н.А. Острякова, его опыт войны в Испании позволили из разрозненных действий при использовании авиации создать организованную систему успешных боевых действиях авиации Черноморского флота.

Подведение итогов викторины. Определение команды-победителя. 

Мотивация.

Слайд 7

Воспитанник 1. Мы с вами только что вспомнили о легендарном настоящем боевом, летающем генерале Н.А. Острякове – Герое Великой Отечественной войны. Отгремели давно залпы той войны. Пришла мирная жизнь на нашу землю. Казалось бы, что закончилась эпоха боевых подвигов. Если и становятся Героями – то только труда. Но это не так. И в мирное время всегда есть место подвигу. И совершают его не какие-то вымышленные герои, а обыкновенные люди, честно и до конца выполняя свой долг.

Продолжая начатую нами традицию, мы с вами поговорим еще об одном летчике морской авиации, настоящем боевом, летающем генерале, – Герое уже современной России. О Тимуре Автандиловиче Апакидзе.

Рассказ о Т.А. Апакидзе.

Слайд 8

Воспитанник 2. Родился Тимур Апакидзе 4 марта 1954 года в городе Тбилиси. В его жилах текла кровь потомка древнего грузинского княжеского рода. Детство и юность Тимура Автандиловича прошли в Североморске и Ленинграде. Рос он человеком целеустремленным. С детства мечтал посвятить себя морю, для чего хотел поступить в Ленинградское Нахимовское военно-морское училище. Усиленно работал над собой с юных лет, и после 8-го класса поступил в выбранное училище. Здесь в училище он понимает, что его высшая мечта – летать над морем. Но он мог ее лишиться, ведь из Нахимовского положено было поступать только в военные моряки…

Тимур обращается к командованию училища и дальше до высшего командования ВМФ за разрешением поступать в летное училище. В конце концов его упорство побеждает, но с одним условием – по окончании летного училища Апакидзе должен вернуться на флот. Он дал слово себе и товарищам, что вернется в Военно-Морской Флот и станет морским летчиком. В 1971 году Тимур окончил Ленинградское Нахимовское военно-морское училище.

Слайд 9

Воспитанник 3. Свое обещание Тимур сдержал, хотя тогда и представить себе не мог, каким тяжелым будет этот путь. Он поступил в Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков имени дважды героя Советского Союза лётчика-космонавта СССР В. Комарова. В училище его как нахимовца, естественно, поставили на должность старшины эскадрильи.

Будучи курсантом уже 3-го курса училища чуть не погиб во время аварии учебного-тренировочного самолета. Но к счастью остался жив. Видимо судьба его берегла для других героических дел.

И, конечно же, окончив в 1975 году лётное училище, своё слово сдержал – в жизни таких людей в принципе не может быть несдержанных обещаний.

Потом была суровая лётная и флотская служба, отличная учёба в академиях: Военно-морской и Генерального штаба…

Слайд 10

Воспитанник 4. Первым местом службы Тимура Апакидзе стал гвардейский отдельный морской штурмовой авиационный полк ВВС Балтийского флота. Здесь он прошёл путь от рядового лётчика до заместителя командира по лётной подготовке.

В 1986 году Т. Апакидзе заканчивает Военно-морскую академию имени А.А. Гречко, после чего он был назначен на должность командира корабельного истребительного авиационного полка в городе Саки. Сильно гонял своих летчиков, каждого заставлял заниматься физкультурой, спортом. Сам занимался каратэ. Вел детскую секцию. В итоге его военные летчики стали одними из самых профессионально подготовленных в стране. Только они могут вести в воздухе свободные групповые бои – не обговаривая заранее свои манёвры. К концу 1980-х и началу 1990-х годов Тимур Апакидзе был одним из лучших летчиков ВМФ.

Слайд 11

Воспитанник 5. Именно в это время в Советском Союзе был построен и спущен на воду первый в Советском Союзе тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», и Тимур Автандилович стал первым из строевых летчиков выполнившим посадку корабельной «Сушки» на палубу крейсера днем, ночью, а также ночью в сложных метеоусловиях Заполярья.

Он первым из военных сделал «кобру Пугачёва». Он один из немногих, кто умел ее выполнять.

11 июля 1991 года в ходе программы испытаний одной из первых серийных машин нового типа произошел частичный отказ систем управления. По приказу с земли Тимур Апакидзе покинул самолет, однако потом неоднократно признавался, что «не может себе простить того, что не смог спасти истребитель».

Слайд 12

Воспитанник 6. Тимур Автандилович жаловался, что на командирской должности летать мало удаётся. То дела, то керосина нет, то нет ресурса самолетов. Но, тем не менее, он успевал все.

В 1991 году распался СССР. Крымский полуостров с аэродромом и авиационным тренировочным комплексом отошли к Украине. Воинские части, расположенные в Крыму, одна за другой принимают присягу Украине. В Сакском авиационном гарнизоне только 100-й авиаполк, которым командовал Т.А. Апакидзе, отказался принимать украинскую присягу.

Кроме того, сам командир отклонил предложение возглавить ВВС Грузии. «Присягают только один раз», – объяснил он, и вместе с летчиками полка и боевым знаменем самочинно улетел в Североморск.

Там он был назначен командиром единственного в России 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка.

С марта 1993 года Тимур Апакидзе – заместитель командира дивизии. А с ноября 1994 года по июль 1998 года – командир этого соединения.

Слайд 13

Воспитанник 7. Потом были и дальние походы, и три сотни посадок на палубу днём и ночью, на морях северных, в Атлантике, Средиземноморье. Помимо личной профессиональной подготовки, он отдавал всего себя без остатка отбору и взращиванию своих преемников – элиты палубной авиации нашей Великой Родины.

И именно на этом поприще наши достижения беспрецедентны по мировым меркам: если по нормативам, существовавшим в корабельной авиации США, примерно на том же технологическом этапе (который они проходили десятилетиями раньше) считалось нормой 2-3 происшествия (поломки, аварии или катастрофы) на 250 палубных посадок (при непревышении этого норматива они даже не прекращали полёты), то наши корабельные истребители за всю свою недолгую историю без единой палубной потери выполнили с авианосца, в условиях от заполярья до субтропиков, больше двух с половиной тысяч полётов!

В 1994 году Тимур Автандилович стал Заслуженным военным лётчиком РФ. Кроме этого он отмечен высшими наградами Родины:

  • орденами “За службу Родине в Вооружённых силах“ 3-й степени,
  • “За военные заслуги“.

17 августа 1995 года за мужество и героизм, проявленные при испытании и освоении новой авиационной техники, Указом Президента РФ Тимуру Автандиловичу Апакидзе первому из морских лётчиков присвоено звание Героя Российской Федерации.

Слайд 14

Воспитанник 8. По окончании Военной академии Генерального штаба генерал-майор Апакидзе был назначен заместителем командующего морской авиацией ВМФ. И всегда он неизменно продолжал рваться в полёт!

17 июля 2001 года во время показательного полёта недалеко от города Остров Псковской области Т.А. Апакидзе трагически погиб.

Выполняя элементы высшего пилотажа на истребителе СУ-33, российский ас почувствовал сбой в работе механизмов самолёта, о чём сообщил на командный пункт. С земли поступило указание – немедленно покинуть истребитель. Но долг, честь офицера, ответственность за боевую машину не позволили лётчику катапультироваться. Он делал всё, чтобы спасти самолёт, до той последней минуты, когда самому спастись уже было невозможно.

Слайд 15

Воспитанник 9. Имя одного из лучших военных лётчиков России Тимура Автандиловича Апакидзе, не раз проявлявшего мужество и героизм при испытаниях авиатехники, навечно войдёт в историю развития мировой военной авиации.

26 июля 2001 года городской Совет депутатов г. Североморск принял решение увековечить память Героя Российской Федерации Апакидзе Тимура Автандиловича: переименовать улицу Заполярную в посёлке Североморск-3 в улицу Тимура Апакидзе и установить мемориальную доску на доме №4, где проживал Герой России. 10 сентября 2001 года состоялось открытие мемориальной доски в память о замечательном пилоте.

Приказом Министра обороны Российской Федерации №687 от 13 ноября 2015 года генерал-майор Апакидзе Тимур Автандилович навечно зачислен в списки нахимовцев 2-ой учебной роты Нахимовского военно-морского училища

Об этом удивительном человеке снято немало документальных фильмов. Один из них мы предлагаем посмотреть.

Просмотр документального фильма о Т.А. Апакидзе «Герой нашего времени» (Приложение у автора). (Автор неизвестен. Опубликован Егором Барановым на ресурсе: www.youtube.com/watch?v=SWPEUFhHclg)

3. Заключительный этап.

Подведение итогов занятия.

Рефлексия. 

Воспитатель: как вы считаете, возможно ли в мирное время военному человеку совершить подвиг?

Может ли жизнь прославленного морского летчика служить для нас примером становления от простого нахимовца до Героя России?

Какими своими поступками Тимур Апакидзе доказал, что он верен своей мечте и своей Родине?

Воспитанники высказывают свое мнение, отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель: спасибо вам за ваши ответы, мнения. Подводя итоги нашего сегодняшнего занятия, мы можем смело сказать, что и в мирное время всегда есть место героическому подвигу. А биография такого замечательного человека как Тимур Апакидзе, действительно является для нас примером жизненного пути от нахимовца до Героя России.

            Ближе познакомиться с жизнью Тимура Апакидзе, и глубже узнать специфику службы в морской авиации и в ВМФ вы можете, прочитав соответствующую литературу и документальные материалы, а также интернет источники.

Прочитав статью "Высокое небо Тимура Апакидзе" (автор полковник Ю. Морозов. Морской сборник № 5-6, 1992 г.) вы узнаете о том, каким образом Тимуру Апакидзе удалось после окончания нахимовского военно-морского училища получить разрешение поступать в летное. И кто ему в этом помог.

Посетив Интернет-ресурс topwar.ru/10555-timur-apakidze.html вы познакомитесь с интересными моментами из жизни Тимура Автандиловича и его товарищей по службе. Ссылки на Интернет-ресурсы находятся на диске «К» папка «9Г Урок мужества Апакидзе».

А в завершении занятия воспитанники нашего класса исполнят замечательную песню про морскую авиацию, которой отдал свою жизнь без остатка Тимур Автандилович Апакидзе.

Кадеты исполняют песню о морской авиации. Показывается ролик о морской авиации. (Приложение 2).

(Автор и исполнитель неизвестны, автор ролика: Серж Огнев, ресурс: www.youtube.com/watch?v=CKym-vSf4io)

Я не моряк, но флаг Андреевский – мой флаг,
Его я поднял в поднебесье, ближе к Богу,
Чтоб честь России видел каждый друг иль враг,
Одним в надежду, а другим, пускай, во злобу.
Мне говорят, смеются: "Вот те на!
Морской, а не ходил ни разу в море!"
А я морской лишь для того, чтоб никогда
В дом моряка не постучалось горе.

Припев:
"Морская авиация страшней, чем радиация", -
Пусть говорят, но не в обиде я.
Морские авиаторы воздушные кильватеры
Прокладывают в небе день ото дня.

Я не моряк, но видел море не в кино,
Не на курорте, загорая на пляжу,
Я это море, словно дядька Черномор,
Взлетая с берега, дозором обхожу.
Пусть корабли, блуждая средь чужих морей,
Спокойны будут – с неба ангелы помогут,
Спасут, прикроют и отгонят всех чертей,
А надо будет – и глаза откроют Богу.

Припев.

Вот положенье: ты меж небом и водой,
Своих во мне бог моря не признал,
А бог небес сказал мне: "Бог с тобой!"
Я, как байстрюк, не знаю, кто меня зачал.
Я не моряк, погоны ж я ношу морские,
Но чтоб не спутали меня с морской братвой,
Полоски неба на погонах голубые,
Омытые соленою водой.

Припев.

Но кто б я ни был, авиатор иль моряк,
Или все вместе: авиатор, но морской,
Я для того встал под Андреевский наш флаг,
Чтоб развевался он над гордою страной.
Чтобы те окна, что мой предок прорубал,
Смотрели в даль морскую, а не в стену,
И чтобы сын мне с гордостью сказал:
"Спасибо, батя", – в руки взяв морскую пену.

Литература:

  1. "Высокое небо Тимура Апакидзе." Ю. Морозов. // Морской сборник № 5-6, 1992.
  2. Он при жизни был легендой: (Статьи) // На страже Заполярья, 21 июля 2001г.
  3. Юрий Авдеев «Ас из асов» //Красная звезда, 4 марта 2004 г.
  4. Завьялов Ю. Прерванный полёт заполярного аса // Полярная правда, 18 июля 2001 г. 

Интернет-ресурсы:

  1. topwar.ru/10555-timur-apakidze.html;
  2. www.peoples.ru/military/aviation/timur_apakidze;
  3. www.youtube.com/watch?v=-uz5U80qePI
  4. www.youtube.com/watch?v=SWPEUFhHclg
  5. www.youtube.com/watch?v=CKym-vSf4io