Урок был проведён в 6-м классе в рамках обучающего семинара на тему «Структура урока русского языка в условиях реализации ФГОС ОО».
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма урока: урок-исследование
Метод: комбинированный
Формы работы: коллективная, индивидуальная
Цель урока: сформировать представление и соответствующий навык дефисного написания имен существительных, слов с начальной частью пол-.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- повторить способы сложения слов (сложение без соединительной гласной, с соединительной гласной, сложение с одновременным присоединением суффикса);
- познакомить с условиямидефисного написания существительных;
- учить выбирать нужное написание в зависимости от предложенных условий;
- формировать навык правильного написания сложных существительных;
- развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- совершенствовать орфографические умения.
2. Развивающие:
- развивать критическое мышление;
- развивать внимание;
- формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные): развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать творческие, речевые способности учащихся.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес и уважение к родному языку;
- развивать коммуникативные УУД;
- развивать уважение друг к другу.
Оборудование: интерактивная доска, учебник, тетрадь.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
|
Приветственное слово учителя: – Здравствуйте, ребята. Садитесь. (на слайде Смелость города берёт.) – Как вы понимаете эту фразу? – Какое толкование вы можете дать слову «смелость»? (смелость – это способность пересилить страх, неуверенность в себе) – Нужна ли в учебной деятельности смелость? Зачем? – Только смелый человек мог придумать этот афоризм. Кто же он? |
Приветствие
|
Актуализация и пробное учебное действие Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала); постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Принцип целостности. УУД
Цель – создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
|
(на слайде появляется текст; учитель читает) – Кто же это? (А.В. Суворов) – Обучаясь военному делу, он делал очень важные для себя открытия. А какое открытие можно сделать, глядя на предложенный текст и выделенные в нем слова? О какой части речи мы продолжим говорить? (о существительном) – чем пойдет речь на уроке? (о слитном написании слов) – Откройте тетради, запишите число, классная работа и выпишите слова, условия написания которых вы можете объяснить. Полководец, самообразованием, глазомер, суперкомандиром – Как называются такие существительные? (сложные) Почему? – Почему они пишутся слитно? (их соединяет соединительная гласная, приставка супер– всегда пишется слитно) – Сколько соединительных гласных в русском языке? (О, Е, и, а) Приведите примеры сложных сущ. с этими соединит. гласными (по 2 примера) пешеход, шестиклассник, сорокаметровый (прил.) – Какие ещё условия слитного написания сложных сущ. вам известны, приведите примеры и запишите: Биология, автомашина и др., сорвиголова, горицвет, комвзвода, Госдума |
Дети отвечают на вопросы.
Запись учениками сложных слов на доске и в тетрадях, комментирование
|
Выявление места и причины затруднения |
|
– Какие слова вы не выписали? (практик)новатор, (пол)мира, (юго)востоке и (северо)западе, (генерал)фельдмаршала – Вы можете предположить, как будут они писаться? – Можете ли вы сейчас назвать условия написания этих слов? (нет) |
Предположения учащихся |
Целеполагание |
|
– Тогда какова цель нашего занятия? – Тема урока?(учитель записывает на доске тему, оставшиеся сущ. и ставит ?) (слайд)Дефисное написание сложных имен существительных |
Формулируют тему, цель урока. Запись темы урока в тетради.
|
Построение проекта выхода из затруднения Реализация построенного проекта Принцип деятельности. УУД:
Цель - развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать |
|
– Чтобы разобраться в правилах написания сложных сущ-х, нам необходимо проявить определённые качества. Вспомните рассказы о Суворове: его тактика ведения боя носила наступательный характер, чтобы достичь результата. «Приучайся к неутомимой деятельности», – говорил Суворов. Не только смелость, но и Целеустремлённость помогала полководцу и его солдатам. Потрудимся и мы. Как и Суворов, пойдём только вперёд: (Слайд: шары со словами) – Здесь представлены некоторые условия написания сущ. – сложите предложенные слова, которые, на ваш взгляд, могут образовать сложное сущ. (дети складывают слова) Юго-запад, плащ-палатка, Ростов-на-Дону, мать-и-мачеха – что должны обозначать сущ., пишущиеся через дефис? Учитель размещает на доске шаблон Через дефис:
Но вспомним рассказ о Суворове(учитель обращается к выписанным на доске словам (практик)новатор, (пол)мира, (юго)востоке. (северо)западе, (генерал)фельдмаршала.) – теперь мы можем объяснить эти слова. – какое слово требует дополнительных сведений? – сформулируйте правило написания сущ-х с пол- и полу- Шаблон на доске Итак, сущ. пишутся через дефис, если … |
Работа на интерактивной доске: ученики, передвигая слова и морфемы, образуют существительные
Запись образованных слов (с комментированием)
Читают правило, объясняют всем.
|
Первичное закрепление Коммуникативые УУД:
Регулятивные УУД:
|
|
«Теория без практики мертва», – говорил Суворов. Вслед за ним и мы закрепим правила, сформулированные вами на уроке. Комментированное письмо. Выпишите сущ. , объясните их написание. 1. Работа в тетрадях и у доски. Запишите слова, раскрыв скобки. Сформулируйте правило. (Дизель)электроход, (стоп)кран, (диван)кровать, (платье)костюм, (плащ)палатка. Иван (да) Марья, мать (и) мачеха, любишь (не) любишь. (Северо) запад, (юго) восток, (норд) ост. Ростов (на) Дону, Франкфурт (на) Одере. (Пол)метра, (пол)лимона, (пол)яблока, (пол)листа, (пол)города, (пол)Москвы, (пол)Африки, (пол)апельсина, (пол)миллиона, (пол)чайной ложки. (Грамм)молекула, (киловатт)час, (тонно)километр. (Вице)адмирал, (штаб)квартира, (экс)чемпион, (пресс)служба. Все ли слова можем объяснить? Чтение правила о дефисном написании сущ-х с начальными элементами вице-, лейб– и т. д. (учитель добавляет условия дефисного написания) Через дефис:
|
Учащиеся комментируют, слушают объяснения товарища, исправляют ошибки, разъясняют материал
|
Включение в систему знаний |
|
– Как и Суворов, мы шаг за шагом продвигаемся вперёд, завоёвывая всё новые и новые крепости. Проверьте себя, насколько хорошо вы разобрались в изученном материале, помните, какие качества нужно проявить, чтобы достичь желаемого результата. «Умный военный человек не должен действовать на авось», – писал Суворов. |
|
Самостоятельная работа |
|
Тест (ученики выполняют работу и выставляют себе оценку) |
Самостоятельная работа |
Рефлексия Цель – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. |
|
Итак, какую цель мы ставили в начале урока? Добились ли мы этой цели? Какие условия дефисного написания сущ. нами усвоены? «Удивить – значит победить», – говорил Суворов. Сегодня вы удивили и себя, и всех присутствующих своими хорошими знаниями, а значит, одержали еще одну победу над собой. Сегодня вы учились не только грамотно писать, но и другим вещам, необходимым каждому, особенно будущему офицеру. Чему мы еще учились? (трудолюбию, терпению, смелости, целеустремлённости) Учитель выставляет оценки за урок |
Самооценка учебной деятельности |
Домашнее задание |
|
Правило, упр. 137, 142. |
Запись учащимися задания в дневники. |