Мнемонические правила
Учитывая перегруженность мозга современных детей звуковой и зрительной информацией, рекламной или информационной, перед нами встает огромная проблема запоминания правил как в математике, так и в других науках. Вызубрить определение или теорему они смогут, но чтобы затем она удержалась в мозгу необходимо либо приложить большое усилие, либо придумать подсказку на это правило, которая уж точно не забудется.
Психологи считают, что чем меньше мнемоническое, то есть "запоминательное", правило связано с предметом запоминания, тем лучше оно удерживается в памяти. Другими словами, не хочешь, да запомнишь. Это можно показать на нескольких весёлых примерах. Часть из них каждый из нас применяет постоянно и они общеизвестны, некоторые я нашла во всемирной паутине, но они не менее интересны и поучительны.
1. Цвета радуги. Почти все школьники знают
мнемоническую фразу для запоминания порядка цветов в радуге:
"Каждый охотник желает знать, где сидит фазан", - красный,
оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Но говорят,
что французские школьники используют ещё более удобную рифмованную
фразу, которая в русском переводе звучит так: "Как Однажды Жак
Звонарь Городской Сломал Фонарь".
2. Число "е". Один студент отлично знал
значение числа "е" (основание натуральных логарифмов). На вопрос:
"Как он его запомнил?" - последовал ответ: "Это очень просто.
Напишите 2,7 и два раза Лев Толстой" (то есть год рождения Льва
Николаевича – 1828), а потом добавьте равнобедренный прямоугольный
треугольник (45-90-45)
3. Число "пи". Для него существует огромное
количество мнемонических правил. Но один криворожский школьник
сообщил нам новое правило. "Чтобы нам не ошибаться, надо правильно
прочесть - 3, 14, 15, 92 и 6"!
4. Много трудностей обычно вызывает запоминание тригонометрических формул, и далеко не все ученики могут тут же вывести забытую формулу. Поэтому можно рекомендовать запомнить, что sinx – функция «хорошая», а cosx – «плохая». Это означает, что для синуса в соответствующих формулах знак сохраняется, а для косинуса – меняется. Кроме того, для sinx произведения «смешанные», а для cosx – «одноименные».
- sin(a + b) = sina cosb + cosa sinb,
- sin(a - b) = sina cosb - cosa sinb,
- cos(a - b) = cosa cosb + sina sinb
5. А теперь несколько слов о производных.
Многие знают правило «капусты» для вычисления
производной сложной функции, т.е. сначала берется производная
внешней функции («верхний лист капусты»), все остальное
переписывается без изменения, затем умножается на производную
следующей функции и т.д., пока не доберемся до последней,
внутренней функции.
6. Менее известно правило «зонтика», по которому с помощью второй производной определяется выпуклость и вогнутость функции. Если вторая производная меньше 0, имеет знак «–», то в «зонтике», который схематично изображает график функции, нет воды, т.е. функция выпуклая. Если вторая производная больше 0, имеет знак «+», то в «зонтике» есть вода, т.е. функция вогнутая.
Рис. 1
Надо сказать, дети с удовольствием используют такие правила и
даже принимают участие в их создании. Например на просторах
Интернета найдено правило «улыбки»: если вторая
производная положительная, то это соответствует положительным
эмоциям, и вид у графика функции – как у улыбки, а если производная
отрицательная – то эмоции отрицательные, и вид у графика
соответствующий.
7. «Правило лошади». Кто из учителей математики не использовал это правило? Это наши страшные формулы приведения. Чтобы их запомнить, мы наводим напраслину на бедное животное и сообщаем школьникам, что лошадь может мотать головой только в одном направлении – сверху вниз(да) или слева направо (нет). Не буду здесь приводить полностью формулы, их знает каждый педагог, поставлю только мнемоническую картинку для запоминания, менять ли функцию на кофункцию или нет:
Рис. 2
8. Один из самых сложных разделов школьного курса математики, по моему мнению, это тригонометрия. И не удивительно, что именно для тригонометрии придумано большое число мнемонических правил. Вот еще одно из них: решение тригонометрических неравенств. Для синуса и косинуса правило «Ищи букву Э». Для тангенса и котангенса - «Ищи песочные часы».
![]()
Рис. 3
![]()
Рис. 4
9. Кстати, «песочные часы» ищутся и в геометрии
– вертикальные углы-песочные часы, хотя мои ученики считают, что
искать надо «бантик».
10. Для смежных углов так же правило из жизни –
смежные комнаты. И не важно, что на самом деле смежные комнаты
появились как раз после смежных углов.
11. Вернемся к чему-то попроще. Периметр –
длина забора. Для моих учеников это правило дает повод лишний раз
улыбнуться на уроке.
12. При решение линейных уравнений проще
запомнить не длинное правило, а «домашнее»: «Буквы влево-числа
вправо. Перенесли – поменяли знак»
13. Кто из нас не пользуется правилом, выученным еще в шестом
классе: минус перед скобкой - скобки снимаем, знаки меняем. Плюс
перед скобкой - скобки снимаем, знаки оставляем.
14. Из простой тригонометрии:
,
- «плохой», а для 60º всё наоборот.
15. Учащиеся постоянно спрашивают, что означают дольные приставки "микро-", "милли-" и др. Можно посоветовать запомнить такой стишок:
Жили ТРИ барана:
Милли, Микро, Нано.
16. Мнемоническое правило для запоминания буквенных обозначений
римских цифр в порядке убывания (автор правила -
А.Касперович):
Mы..................1000
Dаем..................500
Cоветы..............100
Lишь....................50
Xорошо................10
Vоспитанным.......5
Iндивидам.............1
17. В теме производных много правил, но даже давно окончив школу, у вас в голове вертится как мантра: «вэ штрих у плюс у штрих вэ» - производная произведения.
18. Последнее математическое мнемоническое правило то, которое знают все! И которое ужасно раздражает всех учителей математики: биссектриса - это такая крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам.
Можно было бы ограничиться мнемоническими правилами только из
математики, но проводя свои исследования в интернете и доступной
мне литературе, я поняла, что у взрослых людей со школьной скамьи и
по жизни в памяти огромное количество мнемонических правил из
других областей знаний. И они не менее, а может и более, интересны
нам.
19.
Тело, брошенное в воду,
Прет обратно на свободу
С силой выпертой воды,
Телом впернутой туды.
Кто не помнит такой «Закон Архимеда»?
20. «Фенолфталеиновый, в щелочи малиновый, а в кислоте при этом
он не теряет цвета». Самый распространенный индикатор, не правда
ли?
Пожалуй самые интересные мнемонические правила - в русском языке.
Ведь как трудно порой запомнить исключения в нашем
великом, могучем, правдивом и свободном
русском языке:
21. «Надевать одежду, одевать – Надежду». Кого из нас не
поправляли, когда мы путали эти два слова. И как часто стыдно перед
филологами, если при них используешь неправильное слово. Но, судя
по статистическим данным интернета, поправляют как раз не филологи,
а филологи наоборот считают, что пора приравнять эти два слова, и
что наш язык не стоит на месте и постоянно меняется, так что пора
меняться и нам.
22. «Что покороче, то подлиннее, что подлиннее - то
покороче». Для запоминания окончаний: Носки-носков,
Чулки-чулок.
23. «Цыган на цыпочках цыкнул на цыпленка». Все слова с «ЦЫ» в
русском языке.
24. «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку» - прекрасное
средство для запоминания очередности падежей в русском
языке.
25. «Правило окна», на которое надо бросить взгляд, и все
сразу станет ясно:
В окне СТЕКЛЯННОЕ стекло, ДЕРЕВЯННАЯ рама и ОЛОВЯННЫЕ
шпингалеты и ручки. Три слова-исключения, в которых
суффиксы -АН-/-ЯН- пишутся с двумя «НН».
И напоследок еще несколько интересных мнемонических правил из
разных областей:
26. Бессмыслица "Артисту Биму Циркуль Дашь - Его Фамилия Же-Аш"
-дает ключ к расположению латинских букв на шахматной
доске.
27. Четыре крупнейших острова Японского
архипелага.
Милая Хоккайдо я тебя Хонсю,
За твою Сикоку я тебя Кюсю.
28. Запомнив же правило типа "Морской Волк Замучил Молодого
Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка" вам проще будет
запомнить порядок планет:
"Меркурий-Венера-Земля-Марс-Юпитер-Сатурн-Уран-Нептун-Плутон"...
Конечно, всех мнемонических правил не перечислить в одной статье, их огромное количество. Наш мозг так перегружен в повседневной жизни, что ему просто необходимы наши веселые подсказки, особенно в такой трудной школьной жизни. Так что, придумывайте правила, особенно мнемонические!