Активизация познавательной деятельности учащихся через технологию деятельностного метода обучения

Разделы: Начальная школа


Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда.

Древняя мудрость.

Технология деятельностного метода — это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. ТДМ можно применять при изучении любой школьной дисциплины и на любой образовательной ступени.  

ТДМ создаёт условия для выполнения каждым учеником в ходе уроков по разным учебным предметам всего комплекса УУД:

Регулятивные: умение решать проблемы.

Целеполагание, составление плана действий, контроль, коррекция, оценка и самооценка.

Коммуникативные: умение вести диалог.

Умение слушать и вступать в диалог, сотрудничество со сверстниками и взрослыми, разрешение конфликтов, принятие решений и его реализация.

Познавательные: извлекать информацию, делать выводы. Исследование, поиск, отбор необходимой информации, смысловое чтение.
Личностные:  жизненное самоопределение, оценивание ситуации, моральный выбор.

Структура урока по ТДМ:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в  учебную деятельности на уроке.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к  самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

3. Выявление места и причины затруднения.  

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и    причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания).
На данном этапе учащиеся обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем — побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

4. Реализация построенного проекта.

На данном этапе обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант. Выбранный  способ действий используется для решения задачи, вызвавшей затруднение.

5. Первичное закрепление.

На данном этапе учащиеся фронтально, в группах или  в парах решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.  

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и выполняют их самопроверку.

7. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

8. Рефлексия учебной деятельности.

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты.

Я остановлюсь на  этапах фиксирования индивидуального умственного затруднения в пробном учебном действии и решения возникшей познавательной задачи.

Состояние умственного затруднения вызывается в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи.
Способы создания таких  ситуаций:

Знакомство с противоречивыми фактами.

Например: урок математики, тема «Порядок действий».

  • 72:9*3:6:2*7=14              
  • 72:9*3:6:2*7=56

— Почему в  одинаковых примерах  разные ответы?

Необходимость выбора нужной информации в ситуациях избыточной информации.

Например: урок математики, тема «Задачи с избыточными данными».

—  За три дня Миша прочитал 66 страниц. В первый день 34 страницы, во второй на 8 страниц меньше, в третий день 6 страниц. Сколько страниц прочитал Миша во второй день?

Противоречия между имеющимися знаниями и необходимыми (недостаток информации).

Например: урок математики, тема «Смысл умножения».

— Сколько в классе учеников, если все сидят парами, а  в  классе 7 парт?

— У Коли есть четыре монеты по 5 рублей. Сколько рублей у Коли?

— В школьной столовой 125 учеников получили по 2 яблока.  Сколько яблок потребовалось?

При выполнении первых двух заданий учащиеся воспользуются действием сложения, а при выполнении последнего задания дети столкнуться с затруднением.

Побуждение к сравнению, сопоставлению, обобщению.

Например: урок математики, тема «Задачи в косвенной форме».

— Составьте выражения к задачам:

—  На одной полке 18 книг, а на второй — на 3 книги больше. Сколько книг на второй полке?

— В классе 7 девочек, а мальчиков — на 3 больше. Сколько мальчиков в классе?

— В вазе 19 яблок, их на 3 больше, чем груш. Сколько груш в вазе?

При решении третьей задачи мнения детей разделятся, дети столкнулись с затруднением, т.к. ещё не знакомы  с задачами в косвенной форме.

Предъявление парадоксов (противоречий между жизненными и  научными представлениями).

Например: урок окружающего мира, тема «Вода». Можно начать урок с  истории о том, как в одной африканской школе ученики узнали об удивительной  стране, в которой люди умеют ходить по воде.   Дети должны доказать, что это правдивая история.

Постановка эксперимента, результаты которого необходимо понять, объяснить.

Например: урок окружающего мира, тема «Почва». На уроке провести опыты с почвой, а учащиеся попытаются объяснить результаты опытов.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока  математики в 4 классе по программе «Школа 2100» с использованием технологии деятельностного метода обучения с описанием способа самостоятельного открытия учащимися  нового знания.

Тема урока «Сравнение дробей».

Цель урока: Формирование умения  сравнивать дроби с одинаковыми числителями и дроби с одинаковыми знаменателями.

Тип урока: Открытие новых знаний

Форма работы учащихся на уроке: работа в  группах.

Ожидаемый результат:  учащиеся научатся сравнивать дроби с одинаковыми числителями и дроби с одинаковыми знаменателями.

Фрагмент урока

II этап. Актуализация знаний  и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: на основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.

После актуализации знаний учитель организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

На доске записаны дроби.

—  Сравните дроби: 2/6…4/6; 3/8…3/4.

Ученики высказывают свои мнения.  Предлагают доказательства. Фиксируют индивидуальное затруднение.

III этап. Выявление места и причины затруднения.

Цель: на основе  соотнесения  своих знаний с поставленной проблемой выявить и определить причину затруднения подвести к теме урока.

Учитель организует выявление места затруднения и причины затруднения.

— Почему мнения разделились?  (Не знаем правила сравнения дробей.)

—  Какова цель урока?  (Научиться  сравнивать дроби с одинаковыми числителями или с  одинаковыми знаменателями.)

— Сформулируйте  тему урока.  (Сравнение дробей.)

—  Проверьте себя, открыв учебник  с. 82.

IV этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: организовать составление совместного плана действий.

Учитель организует составление совместного плана действий.

—   А какое наше действие следующее?  (Составить план действий.)

—  Наметим наш план действий.

1. Сами попробуем выполнить задание: узнаем, как сравнивать дроби с одинаковыми числителями и одинаковыми знаменателями.

2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.

3. Устраним затруднение.

4. Применим новое знание.

Учитель организует определение средств:

— Что нам поможет?   (Свой опыт, учебник, учитель.)

V этап.  Реализация построенного проекта.

Цели:  реализовать построенный проект в соответствии с планом; зафиксировать новое знание в речи и знаках.

Учащиеся работают в группах.

Задание 1 и 2 группам.

  1. Начертить два прямоугольника со сторонами 2см и 6см.
  2. Найти 2/6 первого прямоугольника, заштриховать синим цветом, подписать.
  3. Найти 4/6 второго прямоугольника, заштриховать красным цветом, подписать.
  4. Сравнить. Сделать вывод.

Задание 3 и 4 группам.

  1. Начертить два прямоугольника со сторонами 2см и 8см.
  2. Найти 3/8 первого прямоугольника, заштриховать синим  цветом, подписать.
  3. Найти 3/4 второго прямоугольника, заштриховать красным цветом, подписать.
  4. Сравнить. Сделать вывод.

Отвечают представители от групп.

—  Как сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями?

(Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше.)

—  Как сравнивать дроби с одинаковыми числителями?

(Из двух дробей с  одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше.)

— Сравните свой вывод с выводом в учебнике на странице 82.

Учащиеся читают вывод в учебнике.

На данном уроке учащиеся  не получили  знания в готовом виде, а добыли  их сами  в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Преимущества технологии  деятельностного метода обучения:

  • является мощным  источником мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся;
  • реализуется на любой ступени обучения;
  • дает учителю широкие возможности выбора методов, форм  и средств обучения;
  • в работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников;
  • обеспечивает  более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность.

Список литературы.

  1. Петерсон Л.Г.  Математика.  4 класс. Часть 1. – М.: Ювента, 2014.
  2. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения. – М.: АПКиППРО, 2007.
  3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. — М.: АПКиППРО, 2006.
  4. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. — 272с.
  5. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. – М.: АПКиПРО, 2006. — 168с.