Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда.
Древняя мудрость.
Технология деятельностного метода — это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. ТДМ можно применять при изучении любой школьной дисциплины и на любой образовательной ступени.
ТДМ создаёт условия для выполнения каждым учеником в ходе уроков по разным учебным предметам всего комплекса УУД:
Регулятивные: умение решать проблемы.
Целеполагание, составление плана действий, контроль, коррекция, оценка и самооценка.
Коммуникативные: умение вести диалог.
Умение слушать и вступать в диалог, сотрудничество со сверстниками и взрослыми, разрешение конфликтов, принятие решений и его реализация.
Познавательные: извлекать информацию, делать выводы. Исследование, поиск, отбор необходимой информации, смысловое чтение.
Личностные: жизненное самоопределение, оценивание ситуации, моральный выбор.
Структура урока по ТДМ:
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в учебную деятельности на уроке.
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания).
На данном этапе учащиеся обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем — побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
4. Реализация построенного проекта.
На данном этапе обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант. Выбранный способ действий используется для решения задачи, вызвавшей затруднение.
5. Первичное закрепление.
На данном этапе учащиеся фронтально, в группах или в парах решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и выполняют их самопроверку.
7. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
8. Рефлексия учебной деятельности.
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты.
Я остановлюсь на этапах фиксирования индивидуального умственного затруднения в пробном учебном действии и решения возникшей познавательной задачи.
Состояние умственного затруднения вызывается в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи.
Способы создания таких ситуаций:
Знакомство с противоречивыми фактами.
Например: урок математики, тема «Порядок действий».
- 72:9*3:6:2*7=14
- 72:9*3:6:2*7=56
— Почему в одинаковых примерах разные ответы?
Необходимость выбора нужной информации в ситуациях избыточной информации.
Например: урок математики, тема «Задачи с избыточными данными».
— За три дня Миша прочитал 66 страниц. В первый день 34 страницы, во второй на 8 страниц меньше, в третий день 6 страниц. Сколько страниц прочитал Миша во второй день?
Противоречия между имеющимися знаниями и необходимыми (недостаток информации).
Например: урок математики, тема «Смысл умножения».
— Сколько в классе учеников, если все сидят парами, а в классе 7 парт?
— У Коли есть четыре монеты по 5 рублей. Сколько рублей у Коли?
— В школьной столовой 125 учеников получили по 2 яблока. Сколько яблок потребовалось?
При выполнении первых двух заданий учащиеся воспользуются действием сложения, а при выполнении последнего задания дети столкнуться с затруднением.
Побуждение к сравнению, сопоставлению, обобщению.
Например: урок математики, тема «Задачи в косвенной форме».
— Составьте выражения к задачам:
— На одной полке 18 книг, а на второй — на 3 книги больше. Сколько книг на второй полке?
— В классе 7 девочек, а мальчиков — на 3 больше. Сколько мальчиков в классе?
— В вазе 19 яблок, их на 3 больше, чем груш. Сколько груш в вазе?
При решении третьей задачи мнения детей разделятся, дети столкнулись с затруднением, т.к. ещё не знакомы с задачами в косвенной форме.
Предъявление парадоксов (противоречий между жизненными и научными представлениями).
Например: урок окружающего мира, тема «Вода». Можно начать урок с истории о том, как в одной африканской школе ученики узнали об удивительной стране, в которой люди умеют ходить по воде. Дети должны доказать, что это правдивая история.
Постановка эксперимента, результаты которого необходимо понять, объяснить.
Например: урок окружающего мира, тема «Почва». На уроке провести опыты с почвой, а учащиеся попытаются объяснить результаты опытов.
Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока математики в 4 классе по программе «Школа 2100» с использованием технологии деятельностного метода обучения с описанием способа самостоятельного открытия учащимися нового знания.
Тема урока «Сравнение дробей».
Цель урока: Формирование умения сравнивать дроби с одинаковыми числителями и дроби с одинаковыми знаменателями.
Тип урока: Открытие новых знаний
Форма работы учащихся на уроке: работа в группах.
Ожидаемый результат: учащиеся научатся сравнивать дроби с одинаковыми числителями и дроби с одинаковыми знаменателями.
Фрагмент урока
II этап. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: на основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.
После актуализации знаний учитель организует выполнение учащимися пробного учебного действия.
На доске записаны дроби.
— Сравните дроби: 2/6…4/6; 3/8…3/4.
Ученики высказывают свои мнения. Предлагают доказательства. Фиксируют индивидуальное затруднение.
III этап. Выявление места и причины затруднения.
Цель: на основе соотнесения своих знаний с поставленной проблемой выявить и определить причину затруднения подвести к теме урока.
Учитель организует выявление места затруднения и причины затруднения.
— Почему мнения разделились? (Не знаем правила сравнения дробей.)
— Какова цель урока? (Научиться сравнивать дроби с одинаковыми числителями или с одинаковыми знаменателями.)
— Сформулируйте тему урока. (Сравнение дробей.)
— Проверьте себя, открыв учебник с. 82.
IV этап. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: организовать составление совместного плана действий.
Учитель организует составление совместного плана действий.
— А какое наше действие следующее? (Составить план действий.)
— Наметим наш план действий.
1. Сами попробуем выполнить задание: узнаем, как сравнивать дроби с одинаковыми числителями и одинаковыми знаменателями.
2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.
3. Устраним затруднение.
4. Применим новое знание.
Учитель организует определение средств:
— Что нам поможет? (Свой опыт, учебник, учитель.)
V этап. Реализация построенного проекта.
Цели: реализовать построенный проект в соответствии с планом; зафиксировать новое знание в речи и знаках.
Учащиеся работают в группах.
Задание 1 и 2 группам.
- Начертить два прямоугольника со сторонами 2см и 6см.
- Найти 2/6 первого прямоугольника, заштриховать синим цветом, подписать.
- Найти 4/6 второго прямоугольника, заштриховать красным цветом, подписать.
- Сравнить. Сделать вывод.
Задание 3 и 4 группам.
- Начертить два прямоугольника со сторонами 2см и 8см.
- Найти 3/8 первого прямоугольника, заштриховать синим цветом, подписать.
- Найти 3/4 второго прямоугольника, заштриховать красным цветом, подписать.
- Сравнить. Сделать вывод.
Отвечают представители от групп.
— Как сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями?
(Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше.)
— Как сравнивать дроби с одинаковыми числителями?
(Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше.)
— Сравните свой вывод с выводом в учебнике на странице 82.
Учащиеся читают вывод в учебнике.
На данном уроке учащиеся не получили знания в готовом виде, а добыли их сами в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Преимущества технологии деятельностного метода обучения:
- является мощным источником мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся;
- реализуется на любой ступени обучения;
- дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения;
- в работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников;
- обеспечивает более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность.
Список литературы.
- Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс. Часть 1. – М.: Ювента, 2014.
- Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения. – М.: АПКиППРО, 2007.
- Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. — М.: АПКиППРО, 2006.
- Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. — 272с.
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. – М.: АПКиПРО, 2006. — 168с.