I. Введение
1. Актуальность
В современной школе быстрым темпом развивается дополнительное образование детей всех возрастов. Многие учреждения готовы предложить родителям широкий спектр различных кружков для ребенка, одним из которых обязательно окажется английский язык. Ведь сегодня просто невозможно переоценить значение иностранного языка в жизни любого человека. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для начала его усвоения, в связи с тем, что у детей до 7 лет очень хорошо развита слуховая и долговременная память. Овладение иностранным языком на элементарном уровне в детском саду выступает в качестве первой ступени овладения иностранным языком, которая необходима для дальнейшего уже осознанного его изучения в начальной школе. На ней закладываются основы коммуникативной компетенции. Но как научить дошкольника иностранному языку, если он еще полностью не освоил свой родной? Ребенок не будет учить язык просто потому, что это надо и понадобится ему в будущем. Его невозможно усадить и заставить учить слова и фразы. Но с ним можно поиграть…
Представленная статья знакомит с формами, способами и принципами построения игрового занятия по иностранному языку в детском саду. Согласно ФГОС ДО, игра – основа дошкольного детства. Играя, ребенок учится. Поэтому и занятия для дошкольников должны носить игровой характер, тем самым охватывая самые важные стороны в изучении иностранного языка: формирование фонетического слуха и правильного произношения, умение воспринимать иностранную речь на слух, умение выражать свои мысли, используя определенный лексический запас.
2. Цели и задачи
Целями представленной разработки являются:
- Формирование положительного отношения к английскому языку;
- Создание условий для формирования высокого уровня мотивации к изучению английского языка через использование разнообразного, доступного для освоения ребёнком-дошкольником языкового материала;
- Развитие лингвистических способностей дошкольников посредством активизации творческой и игровой деятельности;
- Включение родителей в образовательную деятельность;
- Создание элементарной базы для дальнейшего успешного изучения иностранного языка в начальной школе.
Для достижения поставленных целей в процессе обучения детей должны решаться следующие задачи:
- Формировать и расширять навыки монологической и диалогической речи на английском языке;
- Развивать речевой слух, память, мышление, языковую догадку;
- Развивать элементарные языковые умения и навыки;
- Знакомить с основными звуками фонетического строя иностранного языка;
- Воспитывать интерес к творчеству и уважение к культуре англоязычных народов на материале песен, стишков, рифмовок, сказок;
II. Основная часть
1. Организация пространства, оформление учебно-игровой зоны
Для успешного достижения поставленных целей необходимо не только разработать перечень игр и игровых упражнений, но и создать благоприятные, удобные, современные условия при организации занятий по английскому языку. Для успешного овладения иностранным языком необходима коллективная работа, но группа не должна превышать 7-10 человек, чтобы педагог имел возможность уделить внимание каждому ребенку. Для такой подгруппы достаточно небольшого отдельного кабинета, который следует зонировать. Для интересной динамичной работы с детьми помещение должно иметь, как минимум, две зоны: зона со столами (партами) для творческих упражнений (работа с печатным материалом, игры с карточками) и свободная зона с ковровым покрытием (для инсценировок, подвижных игр, аудирования и иной работы, не требующей рассадки детей). В течение занятия, которое длится 30 минут, дети постоянно перемещаются, что позволяет поддерживать интерес к предмету на протяжении всего времени и избежать рассеивания детского внимания и усталости.
Кабинет английского языка даже в детском саду должен иметь элементы декора, которые могут помочь погрузить ребенка в англоязычную среду (это может быть английский алфавит, флаги англоговорящих стран, герои англоязычных мультфильмов).
Кабинет должен быть оснащен магнитной доской (для крепления демонстрационного материала), аудиоаппаратурой (для прослушивания песен, рифмовок, историй) и видеоаппаратурой (для просмотра обучающих мультфильмов).
2. Применяемые средства обучения
На сегодняшний день имеется огромное множество УМК по английскому языку для дошкольников как российских, так и зарубежных издательств, которые может использовать педагог в своей работе. Многие программы отличает их преемственность, что отражено сегодня во ФГОС. То есть курс разрабатывается по ступеням: дошкольное образование – начальное – среднее.
Для работы с детьми я остановилась на нескольких книгах: «My First English adventure 1, 2» (M. Musiol, M. Villarroel) в качестве основы в работе с дошкольниками и «Английский для малышей 4-6 лет, под редакцией Н.А. Бонк» (И.А. Шишкова, М.Е. Вербовская) для отработки фонетики. Используемые мною пособия выбраны не случайно: в основу учебников «My first English adventure 1, 2» положены знакомые всем детям красочные мультфильмы производства компании Disney. Микки Маус, Гуффи, Белоснежка, Винни-Пух, Бэмби, Русалочка и прочие герои помогают ребятам постигать азы иностранного языка. Этот курс имеет три части, рассчитан именно на детей дошкольного возраста. Каждая его часть может быть начальной ступенью в обучении детей английскому языку. В работе я использую вторую и третью части курса, дополняя их другими материалами. Учебник «Английский для малышей 4-6 лет, под редакцией Н.А. Бонк» в доступной форме знакомит с фонетическим строем английского языка, с помощью сказки помогает детям освоить произношение сложных иностранных звуков. Материал из данных пособий скомпонован, переработан, дополнен и адаптирован под работу в обычном дошкольном учреждении.
Итак, для занятий с дошкольниками я использую:
Учебники «My first English adventure 1, 2», «Английский для малышей 4-6 лет, под редакцией Н.А. Бонк»; флэш-карты формата А4 по всем темам (в качестве демонстрационного материала); цветные мини-копии флэш карт формата визитки (в качестве раздаточного материала на каждого ребенка); коврик с карманами (для закрепления материала); «чудесный мешочек»; мягкие игрушки (Микки Маус и его друзья); цветные отсканированные страницы учебника (выборочно); различные пластмассовые и резиновые игрушки (в качестве демонстрационного материала); игровые поля с окошками (цвета, цифры) (для настольных игр); аудио-курс (песни, рифмовки, рассказы); видео-курс (обучающие фильмы, отрывки мультфильмов по теме); наклейки-смайлики (в качестве поощрения за активную работу).
3. Структура курса и занятия
Курс по английскому языку для дошкольников имеет модульную структуру. Каждый модуль (тема) состоит из 7-10 уроков и охватывает самые значимые для ребенка стороны жизни: семья, мое лицо и тело, игрушки, одежда, еда, животные и пр. В каждую тему дополнительно включается общий материал, который отрабатывается и закрепляется на протяжении всего курса: приветствие, прощание, знакомство, счет, цвета, инструкции, погода.
Каждое занятие строится в целом одинаково, за исключением занятий по срезу знаний и занятий-повторений: приветствие, фонетическая зарядка, повторение пройденного, представление нового материала, закрепление, домашнее задание, так называемый комплексный урок. Но для поддержания интереса детей деятельность на занятии всегда должна быть разнообразной, содержать в себе сюрпризный момент, поэтому при общей структуре урока, его наполнение всегда неодинаково. Для обеспечения такого процесса в арсенале педагога должно быть большое количество игр и игровых упражнений.
4. Игры, игровые упражнения и ситуации для отработки и закрепления материала
Начало занятия: непосредственным участником занятия является мягкая игрушка – Микки Маус. Книга для учителя предлагает всегда стандартное начало урока: игрушка сидит в коробке и появляется после готовности детей к занятию. Однообразные действия быстро надоедают детям дошкольного возраста, поэтому я предлагаю разнообразить данный момент урока:
- игрушка не всегда появляется из коробки: надо сначала спеть песню и Микки появится, он может сказать из коробки: «I want to listen to your song, children!» («Я хочу послушать вашу песню, ребята!»). После приветственной песни герой появляется и начинает диалог с детьми;
- игрушка вообще не появляется: Микки хочет поиграть в прятки, а ребята должны будут его найти;
- игрушка уже сидит на столе и ждет появления детей, чтобы сразу поприветствовать ребят;
- игрушка приходит вместе с педагогом в группу за детьми перед занятием и приветствует их еще в группе.
Такие методические приемы могут помочь разнообразить начало урока, их чередование позволяет создавать некий сюрпризный момент. Входя в класс, дети завороженно ищут глазами героя, еще до начала занятия пытаются угадывать, где он будет ждать их на этот раз.
Приветствие: для приветствия всегда используется стандартная песня (из УМК «My first English adventure 2»), которая используется исключительно для включения детей в образовательный процесс. Я на занятиях расширяю значение этой песни. Она используется и в качестве начального элемента урока, и в качестве вводного момента для отработки ответа на вопрос «How are you?» («Как у тебя дела?»), который включает в себя кроме предлагаемого книгой «все хорошо» еще 5 эмоциональных состояний («мне грустно», «я счастлив», «я зол», «я плохо себя чувствую», «я устал»). Для этого можно использовать следующие приемы:
- ребята отвечают на вопрос педагога / игрушки по цепочке (не повторяя ответ предыдущего);
- ребята внимательно слушают в песне ответ Микки, педагог меняет фразу «I’m fine» на любую другую, которую дети должны после песни повторить, т.е. ответить на вопрос, как же у Микки сегодня дела;
- для отработки эмоциональных состояний можно подготовить раздаточные карточки (см. Приложение 1). Дети берут каждый по карточке из «Чудесного мешочка» и отвечают на вопрос «Как дела?» согласно смайлику на карточке;
- карточки со смайликами раскладываются в помещении в разных местах. Ребята ищут их и называют настроение смайлика («I’m fine», «I’m happy», «I’m sad», «I’m angry», «I’m sick», «I’m tired»).
Подобные приемы позволяют избежать заучивания стандартного ответа на вопрос «Как у тебя дела?» Чередование различных игровых ситуаций помогает детям расширить свой словарный запас, применяя все знакомые ответы на поставленный вопрос.
Повторение пройденного материала и подача новой информации: оно осуществляется в различных видах игр, которые также можно расширять и видоизменять в зависимости от количества детей и имеющихся в арсенале материалов.
Игры с флэш-картами: (пример см. Приложение 2).
- «Назови правильно» – повторение слов по флэш-картам (педагог демонстрирует карты по одной, дети называют изображенный предмет) – стандартное упражнение, предлагаемое авторами используемого УМК;
- «Найди карту» – дети ищут названную педагогом карту в классе (карты заранее прячутся в доступных для детей местах в кабинете);
- «Дотронься до правильной карты» – дети подходят к нужному изображению, висящему на стене / доске (карты расклеиваются на стены и иные места самими детьми до начала игры);
- «Угадай карту» – дети угадывают карту по части изображения (педагог закрывает изображение на карте плотным листом бумаги, оставляя небольшой кусочек, ребята пытаются угадывать);
- «Давай я угадаю» – педагог пытается угадать изображение на карте, не видя, что там изображено (взрослый берет карту и показывает ее детям, сам не смотря на нее, потом начинает задавать вопросы по теме, например: «Is it an apple?». Если ответ неверный, дети говорят «No!», если верный, то подтверждают «Yes, it is an apple!»);
- «Что пропало?» – дети угадывают отсутствующую карту по теме (педагог развешивает карты на доске; по команде «Close your eyes» дети закрывают глаза, а взрослый убирает одну из карт; после слов «Open your eyes» дошкольники называют отсутствующий предмет);
- «Помоги найти карту» – по просьбе педагога дети находят в общей стопке карт заданную (взрослый просит помочь найти какую-либо карту, называя ее по-английски, дети находят со словами «This is a…»);
- «Давай потанцуем» – задача детей подбежать к заданной карте после окончания музыки (дети танцуют под музыку, после нажатия паузы педагог просит дотронуться до какой-либо карты по теме, висящих в кабинете).
Игры с использованием коврика с карманами:
УМК предлагает сделать коврик из четырех больших карманов, в которые вкладываются карты с цветами. Карманы должны быть формата А2. Я предлагаю сделать карманы формата А4, но количество вкладок можно расширить до 6-10 (по 3-5 с каждой стороны). В зависимости от темы занятия и потребностей урока эти карманы могут заполняться как частично, так и полностью, и не только цветными картами, но и флэш-картами по теме (в среднем к концу изучения темы, словарный запас составляет как раз 10 слов). Коврик можно изготовить из плотной пленки, прошив его по краям и разделив на отдельные кармашки, в которые могут вкладываться различные картинки. А можно использовать скрепленные между собой файлы-вкладыши, но это будет выглядеть менее эстетично.
Игры с использованием коврика сводятся к соотнесению двух составляющих, таких как цвет – название предмета (например: an apple – red, a banana – yellow), предмет – предмет (mum – a bedroom, baby – a living room, a family – house), цифра – предмет (two – ears, one – nose). Педагог каждый раз меняет составляющие коврика, поэтому для детей остается сюрпризом, что они будут соединять в этот раз. Инструкции к играм несложные и произносятся кратко: «Put legs on green» (т.е. карточку с изображением ног нужно положить на окошко с зеленой картой).
Игры с раздаточными карточками:
Этот вид материала является самым используемым на занятиях, так как его можно задействовать как в самостоятельных играх, так и в качестве дополнения к другим материалам («Чудесный мешочек», игровые поля, коврик с карманами, элементы инсценировок песен и пр.). В качестве раздаточных карточек я использую отсканированные флэш-карты и рисунки из интернета. Все карточки уменьшены до формата визитки, разрезаны и заламинированы. (пример см. Приложение 3). Примеры игр с раздаточными карточками:
- «Покажи карточку» – дети показывает называемую педагогом карточку (ребенок получает комплект карточек по теме, раскладывает перед собой и показывает нужную по просьбе взрослого);
- «Лото» – дети переворачивают лицом вниз карточки, называемые педагогом (комплект карточек по теме раскладывается лицом вверх, по мере называния карточек педагогом они переворачиваются лицом вниз; когда все карточки закрыты, дети кричат «Бинго»);
- «Веселый диктант» – дети по очереди выкладывают из стопки карточки, образуя цепочку (стопка карточек по теме лежит перед каждым ребенком, дети выкладывают в ряд карточки, называемые педагогом, образуя цепочку);
- «Какая у тебя?» – задача детей встать при назывании его карты педагогом (дети выбирают из стопки карточек по одной, взрослый называет поочередно слова; тот, у кого названная карта должен встать и показать ее;
- «Найди правильно» – дети выбирают нужную карту из общей стопки на столе (педагог называет карту, дети должны выбрать нужное изображение и положить его перед собой);
- «Веселый хоровод» – дети, сидя в кругу, обмениваются карточками под музыку, при остановке записи по очереди называют изображения на оказавшейся у них карточке (изначально каждый ребенок получает по одной карточке);
- «Чего не хватает?» – дети называют отсутствующую карточку (каждый ребенок получает заранее подготовленный комплект карточек по теме, в котором отсутствует одна, у каждого разная карточка; задача – по очереди называть не хватающий элемент; при этом полный комплект карт должен висеть на доске).
Игры с использованием игровых полей (цвета, цифры):
Игровое поле представляет собой лист формата А4, разделенный на ячейки, в каждой из которых расположено число или цветовое пятно (см. Приложение 4). Подобные игры могут использоваться как при закреплении цветов или чисел в отдельности. В таком случае кроме игрового поля используется какая-нибудь мелкая игрушка / фишка. А также могут применяться для закрепления любой темы курса. В этом случае помимо игрового поля понадобится еще и комплект карточек по теме. Игры с игровым полем, также как и с ковриком, сводятся к сопоставлению двух составляющих (при закреплении темы) или к узнаванию на слух цвета / числительного (при отработке конкретно этих элементов).
- «Найди число / цвет» – дети ставят фишку на называемое педагогом число / цвет (каждый ребенок сам выбирает фишку из «Чудесного мешочка» заранее);
- «Лото» – дети закрывают раздаточными карточками называемую ячейку на поле (например: a chair – four, a picture – one; T-shirt – pink, trousers – red).
Игры с «Чудесным мешочком»:
Данный вид игр может использоваться при изучении многих тем, так как в мешочек / коробочку можно положить разные предметы: тематические карточки, счетный материал, предметы-заменители. Игры подбираются под каждую тему соответственно свои.
- «Дай мне столько, сколько я скажу» – педагог называет числительное по-английски, ребенок вытаскивает нужное количество игрушек / фишек, остальные дети проверяют;
- «Какой это цвет?» – ребенок вытаскивает из мешочка фломастер / карандаш и называет его цвет;
- «Что это?» – ребенок вытаскивает карточку и называет изображение по-английски (применимо ко всем темам, включая эмоции, числительные, погоду);
- «Дай мне то, что я назову» – ребенок берет из мешочка названный предмет, определяя его на ощупь (например, для темы «Одежда», где используются кукольные вещи; «Еда» – пластмассовые или резиновые заменители).
Игры с предметами:
Это особая разновидность игр, которая подходит к закреплению не каждой темы. Они могут использоваться при изучении материала, который «можно потрогать»: «Лицо и тело», «Одежда», «Цвета», «Еда», «Мебель».
- «Дотронься до…» – задача ребенка дотронуться до заданного предмета / части тела / цвета (для игры можно использовать помещение всего класса, а также музыкальное сопровождение).
Игры-инсценировки:
Такие игры используются при работе с аудиоматериалом. Инсценировки отлично подойдут для отработки песен. Их можно сопровождать жестами, показом карточек, исполнением по ролям / мини-группам с передачей эмоций. Такой вид работы отлично раскрепощает детей и способствует быстрому запоминанию материала.
Это перечень основных игр, используемых на занятиях и дополняемых в зависимости от ситуации различными элементами сказки (не включающих работу с учебником). Очень часто применятся прием погружения детей в придуманную историю, это очень хорошо работает для поддержания мотивации активной работы на занятии (обычно предыстория рассказывается перед заходом детей в кабинет).
Для закрепления материала дома детям предлагается несложное домашнее задание: раскрасить – сопоставить – назвать пройденные предметы или творческая работа, и это должно выполняться совместно с родителями (см. Приложение 5).
5. Включение родителей в образовательный процесс
Согласно ФГОС ДО родители сегодня являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса, партнерами педагога. Это касается и блока дополнительного образования. Поэтому необходимо с самого начала активно привлекать их к обучению и воспитанию детей.
Итак, для связи с родителями я использую систему мгновенных сообщений «What’s app», электронную почту и печатные домашние задания, главной целью которых является донесение до взрослых информации о теме, материале урока и возможностях закрепления изученного дома. После каждого занятия родителям в электронном виде высылается отчет о проделанной работе: число, тема занятия, пройденная лексика с переводом, использованные игры, рекомендации по закреплению материала в домашних условиях, разъяснения домашнего задания. Подобная практика положительно влияет на усвоение лексики дошкольниками, так как к занятиям в детском саду прибавляется и работа дома с родителями.
За аккуратно и верно выполненное домашнее задание дети получают наклейки-смайлики, что тоже формирует положительную мотивацию к изучению иностранного языка.
Для отчета перед родителями создается папка на каждого ребенка, куда подшиваются все выполненные письменные задания (как дома, так и в классе), а также имеется итоговый лист усвоения материала по темам (см. Приложение 6). Таким образом, родители принимают непосредственное участие в обучении и развитии своих детей, в полном объеме осведомлены о работе кружка.
III. Заключение
Изложенный выше материал может использоваться педагогами дополнительного образования, преподающих любой иностранный язык и использующих в своей работе любой УМК. Предложенные игры, принципы построения занятия и организации образовательного процесса универсальны, легко воспроизводимы и не требуют больших затрат в своей подготовке. Их сочетание определяется самим педагогом, который может использовать как все предложенные рекомендации, так и частично. А главное, их использование решает поставленные задачи и помогает достичь целей курса: дети с удовольствием посещают занятия, родители принимают активное участие в изучении ребенком иностранного языка, лексический запас дошкольников увеличивается и используется в повседневной жизни (приветствие, прощание, цвета, счет, называние знакомых предметов по-английски).