Старшая группа, работающая по адаптированной программе дошкольного образования для воспитанников, имеющих ТНР.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей:
- Речевое развитие – беседа, речевая игра на общение, пальчиковая гимнастика «Вот какие руки»;
- Художественно-эстетическое развитие – знакомство с техникой «Кляксография», прослушивании Арии Баха "Воздух" из оркестровой сюиты №3 ре-мажор.
- Физическое развитие – дыхательная гимнастика, физминутка «Мы сидели, мы устали».
Программные задачи:
Образовательные:
- Познакомить с таким природным явлением как ветер, его ролью в жизни человека; закладывать основы экологической культуры на основе взаимодействия с предметно-природным миром. Формировать интерес к экспериментальной работе.
- Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидимость, легкость, сила.
- Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
Развивающие:
- Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать и выводы.
- Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности.
- Развивать умения участвовать в диалоге.
- Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление.
- Развивать мелкую и общую моторики.
- Развивать ловкость, быстроту, желание участвовать в совместных подвижных играх.
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.
- Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
Предшествующая работа:
- Утренние беседы с детьми о воздухе.
- Показ презентации «Наша природа» (у автора).
- Наблюдения во время прогулок.
- Разучивание стихотворений, пальчиковых гимнастик, о воздухе.
- Загадывание загадок.
- Чтение русской народной сказки «Два мороза»; сказки К.Д. Ушинского «Солнце и ветер!»; сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Материалы и оборудование: Видеозапись «Что такое воздух?», мультимедийная установка. Халаты, стаканы, трубочки, пакеты, зубочистки, веер, дудочка, воздушный шарик, свистулька, резиновые игрушки, стирательные резинки, емкости с водой, иллюстрации, конверт, глобус, керамическая тарелка, свеча, спички, апельсин, лук, яблоко. Письмо.
Используемая литература:
- dohcolonoc.ru/conspect/3092-konspekt-zanyatiya-po-ekologii-svojstva-vozdukha.html
- www.maam.ru/detskijsad/vot-vse-palchiki-moi-palchikovaja-gimnastika.html
- www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-yeksperimentalnoi-dejatelnosti-v-starshei-grupe-na-temu-vozduh.html
План занятия:
Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей: переключение их внимание на предстоящую деятельность.
- Игра на общение.
- Комплекс дыхательной гимнастики.
Ход (процесс) занятия: это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей.
- Показ видео «Что такое воздух?»
- Пальчиковая гимнастика «Вот такие руки»
- Лаборатория (проведение экспериментов):
- Эксперимент №1 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
- Эксперимент №2 «Как поймать воздух?»
- Эксперимент №3 «Слышим воздух»
- Эксперимент №4 «Узнай по запаху»
- Эксперимент №5 «Воздух легче, чем вода?»
- Эксперимент №6 «Загрязнение воздуха»
- Физминутка «Мы стояли, мы устали»
Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей.
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра на общение.
В: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. А сейчас пройдем на ковер, встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
Игра на общение
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
2. Отгадывание загадки.
Воспитатель: Дети, хотите, я вам расскажу удивительную историю? Вы уже знаете, что на планете Земля есть океаны. Но есть еще один невидимый океан. Мы можем в него нырять, купаться, и оставаться сухими, что же это за океан, не знаете? Тогда отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем (Воздух)
Воспитатель: Как вы догадались?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).
Воспитатель: Так для чего нам нужен воздух?
Дети: (дышать)
Делают вывод: воздух необходим для дыхания.
Воспитатель: Ребята, а как мы нужно правильно дышать?
Мой приятель Буратино считает, как хочешь, а Доктор Айболит советует только носом. (Ответы детей.) Давайте вдохнем воздух правильно. Куда он попал?
Дети: В нос.
Воспитатель. Правильно, после этого он опускается в горло, дыхательную трубочку. Затем через бронхи в легкие. По пути воздух согревается. Поэтому в холодную погоду так важно дышать носом, а не ртом. Нос еще очищает воздух от пыли и микробов. Они оседают на волосиках в носу. Ребята, а откуда берется чистый воздух?
Дети: Чистый воздух нам дают листочки деревьев и растений.
Воспитатель. Да, ребята, мы дышим кислородом, которые выделяют растения и деревья. Чтобы не заболеть, нам надо каждый день делать дыхательную гимнастику.
1-е упражнение.
Подыши одной ноздрей и придет к тебе покой.
И. п. – стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
1 – правую ноздрю указательным пальцем правой руки закрыть, левой ноздрей делать тихим и продолжительным вдох.
2 – как только вдох окончен. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю делать тихим, продолжительный выдох с максимальным освобождением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх. (4-5 раз)
2-е упражнение.
Тихо-тихо мы подышим.
Сердце мы свое услышим.1 – медленно вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширятся. Прекратить вдох и сделать паузу на 4 сек.
2 – плавный выдох через нос. (2 раза)
3-е упражнение «Вырасти большой».
Вырасти хочу скорей
Добро делать для людей.1 – поднять руки вверх, подняться на носки (вдох)
2 – опустиь руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох). Произнести звук у-х-х. (4-5 раз)
Воспитатель: Молодцы! Я считаю, что вы будете очень здоровы. А ведь нос нужен не только для дыхания. Для чего нужен нос? (Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, вспомните, где мы с вами живем? (ответы детей) Правильно, в селе. Помните, я вам рассказывала, что в селе самый полезный воздух. Почему? (потому что у нас растет огромное разнообразие деревьев, а деревья вырабатывают кислород, воздух).
Воспитатель: Давайте вспомним, какие деревья растут у нас. (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Много назвали вы деревьев.
3. Показ видео «Что такое воздух»?
youtu.be/PacNM8Ojj7Y
Воспитатель: Так что же такое воздух? Давайте с вами заглянем в нашу энциклопедию и узнаем. Пройдите к своим столам, сядьте правильно.
(Педагог наглядно демонстрирует энциклопедию.)
Воспитатель: Что нового и интересного вы узнали из нашей энциклопедии?
4. Лаборатория
Воспитатель: Мы конечно тоже не можем прожить без воздуха. Да, ребята, человек без еды может прожить около месяца. Без воды, около 10 дней. А без воздуха? (не больше 5 минут) Мы дышим воздухом и привыкли не замечать его, а ведь он повсюду на улице, в комнате, в любом свободном пространстве, и в небе – везде воздух! Воздух есть в шинах велосипеда, автомобиля, в надувной игрушке.
Получается, что у воздуха есть свои секреты?
Ребята, а ведь я не просто у вас спрашиваю о воздухе. Сегодня, когда я шла в детский сад, мне повстречался почтальон дядя Володя, который передал мне письмо.
Это письмо из института «Воздуха». В этом институте взрослые, образованные люди, проводят исследования и эксперименты с воздухом, изучают его свойства, состав. И вот сотрудники этого института нас попросили им помочь провести исследования и опыты. Поможем, ребята? (ответы детей). А все результаты наших экспериментов мы передадим в институт.
Теперь мы должны одеть халаты (дети одевают халаты). Мы с вами теперь сотрудники института «Воздуха». Сейчас я хочу вас пригласить в нашу лабораторию.
– Что делают в лаборатории?
Ответы детей:
– Правильно, проводят опыты и эксперименты.
- А теперь напомните мне, как нужно вести себя в лаборатории?
Ответы детей: соблюдать тишину, не баловаться. Аккуратно обращаться с посудой, ничего не пробовать на вкус не мешать друг другу, Слушать старшего научного сотрудника. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать
качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
И давайте отправимся в нашу лабораторию.
Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Встаньте вокруг столов. (Дети становятся вокруг сдвинутых столов). Давайте разомнем наши руки.
Пальчиковая гимнастика «Вот какие руки».
Вот ладошка правая.
Вот ладошка левая.
И скажу, вам, не тая.
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
Давайте посмотрим внимательно вокруг, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух? (Нет, не видим, он невидимый)
Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент №1 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Ребята, а давайте попробуем поймать воздух ладошками! Получилось? А почему? (ответы) Может все же кто-нибудь знает, как можно поймать воздух? Подумайте (ответы детей).
А я знаю один способ.
Эксперимент №2 «Как поймать воздух?»
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух можно почувствовать.
Физминутка:
Мы стояли, мы устали.
Воздух дружно изучали.
А теперь пришла пора.
Отдохнуть нам, детвора.
Ну-ка дружно, потянулись,
Хлопнули в ладоши
И друг другу повернулись,
Всем друзьям мы улыбнулись,
Наклонились: раз и два,
Чтоб не болела голова.
И закончим отдыхать
Дальше будем узнавать
Воспитатель: Ребята, а можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент №3 «Слышим воздух»
Воспитатель: Мы можем услышать воздух с помощью чего-нибудь.: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик. Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух. С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик)
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Эксперимент №4 «Узнай по запаху»
Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко). Вы замечательно справились. Молодцы.
Вывод: воздух умеет переносить запахи
Эксперимент №5 «Воздух легче, чем вода?»
Воспитатель: Это мы сейчас проверим.
Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (воздух)
Вывод: воздух легче, чем вода.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография. Посмотрите, какие картины можно нарисовать при помощи этой техники. Мы обязательно с вами попробуем что-нибудь нарисовать.
А как вы думаете, нужно ли охранять и беречь наш воздушный океан
Послушайте стихотворение:
Наш дом родной
Наш общий дом
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг
Тут речка, там зелёный луг…..
Земля – наш дом.
И мы должны беречь землю.
Не загрязнять землю, воду, воздух.
Как же мы должны беречь землю?
(дети высказывают свои суждения).
Не жечь в лесу шины от машины. Загрязняют воздух трубы заводов и фабрик, помойки. Нельзя мыть машины у водоёмов. Надо беречь природу.
Эксперимент №6 «Загрязнение воздуха»
Беру свечку, зажигаю её. Показываю тарелку детям. Она чистая. Подношу свечку к дну тарелки. Что с ней стало? Она стала черная. Её закоптил дым от свечки.
– Видите, как закоптила свечка тарелку?
А сколько копоти и гари в атмосферу от труб заводов и фабрик, от горящих помоек. Если мы вместе будем стараться беречь атмосферу вокруг нас, природу, то мы ещё мы сможем спасти планету от гибели.
Воспитатель: Кому еще нужен воздух?
Дети называют объекты живой природы.
Воспитатель: Кому не нужен воздух?
Дети называют объекты неживой природы.
Вывод: все живое на земле не может жить без воздуха.
5. Итог
Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество экспериментов. А скажите, вам понравилось проводить эксперименты (ответы детей)
Какой эксперимент вам показался интересным больше всего?
Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
Как вы думаете, мы смогли помочь ученым? Давайте результаты наших экспериментов вложим в конверт и отправим почтой в институт «Воздуха»
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.
Молодцы, ребята.