Разработка урока по теме «Прямоугольный параллелепипед»

Разделы: Математика


Урок соответствует календарно-тематическому планированию Адаптированной образовательной рабочей программы  для учащихся специальной (коррекционной) школы VII вида.

Класс: 5

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель урока: формирование у учащихся представления о прямоугольном параллелепипеде.

Задачи:

  • Образовательные: расширение понятийной базы за счет включения новой геометрической фигуры:  прямоугольный параллелепипед.
  • Коррекционно-развивающие:
    • Создать развивающую среду, осуществлять коррекционную поддержку;
    • Развивать математическую речь, оперативную память, произвольное внимание;
    • Развивать способность рассуждать, логически мыслить
  • Воспитательные:
    • Воспитывать настойчивость и целеустремленность, умение оценивать;
    • Воспитыватькультуру поведения и общения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
  • Здоровьесберегающие:
    • Обеспечить оптимальные условия обучения с учетом физического, морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
    • Создать ситуацию успеха;
    • Дозировать учебную нагрузку.

Структура урока усвоения новых знаний:

  1. Организационный этап.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Актуализация  опорных знаний.
  4. Изучение нового материала.
  5. Физминутка.
  6. Первичное усвоение новых знаний.
  7. Первичная проверка понимания новых знаний с проговариванием во внешней речи.
  8. Закрепление изученного нового материала.
  9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
  10. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цели деятельности учащихся:

Предметные: распознают на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, называют их, в том числе прямоугольный параллелепипед, определяют грани, ребра, вершины  прямоугольного параллелепипеда.

Личностные: проявляют устойчивый и широкий интерес к способам решения познавательных задач, адекватно оценивают результаты своей учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета, понимают причины успеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

  • регулятивные: определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средств её достижения;
  • познавательные: передают содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;
  • коммуникативные: умеют понимать точку зрения другого.

Ресурсный материал:  лист оценивания (приложение № 1), плакат  с рисунками геометрических фигур,  модели параллелепипеда на каждого ученика; индивидуальные листы с  изображением каркасной модели прямоугольного параллелепипеда, листы с заданием для закрепления и практической работы на каждого ученика, анкета (приложение № 2).

Ход урока

1. Организационный этап.

Приветствие. Установление контакта. Сообщение цели урока, плана  работы. Учащиеся получают Лист  оценивания (приложение № 1), напоминание о правилах заполнения Листа. Заполнение  строк  Листа: класс, Ф.И. учащегося.

2. Проверка  домашнего задания (взаимооценка).

На доске предлагается образец правильного решения № 779,789 (а)
(учащиеся обмениваются с соседом по парте  тетрадями, листом оценивания,  сверяют   выполнение заданий с образцом и заполняют лист  оценивания п. 1,2)

 3. Актуализация опорных знаний.

На доске плакат  с рисунками геометрических фигур.  Это точки, прямые,  отрезки, лучи,  треугольники,  прямоугольники,  квадраты, многоугольники.  Фигуры обозначены латинскими буквами.

- Какие геометрические фигуры вы видите?  Назовите их.

- Имеет ли прямая  концы?  Имеет ли отрезок  концы? 

Назовите концы отрезка.

- Назовите стороны треугольника,  вершины.

- Что называется периметром?

- Напишите формулу периметра прямоугольника.

- Напишите формулу периметра  квадрата.

- Напишите формулу площади прямоугольника.

- Напишите формулу площади  квадрата.

- Сегодня мы познакомимся с геометрической фигурой – прямоугольным параллелепипедом.  Спичечный коробок, кирпич дают о нем представление.

4. Изучение нового материала.

Беседа учителя с использованием моделей параллелепипеда на каждого ученика.

Формирование представления о прямоугольном параллелепипеде.

- Проведем исследование геометрической фигуры, взяли  параллелепипед в руки и выполняем следующие действия:

1) проведите ладонью по его поверхности.

- Что ощутили?  (что она состоит из плоских частей).

2) рассмотрим отдельные плоские части — это грани параллелепипеда.

- Определим их форму (это прямоугольники).

3) покажите противоположные грани, например, пальцами, зрительно установить их равенство (противоположные грани равны).

4) зафиксировав каждую грань пальцами (тремя пальцами одной руки и тремя пальцами другой), определим число граней (граней - 6).

5) проведите ладонью по поверхности параллелепипеда, выделите линию излома — это ребро параллелепипеда; выделите грани, границам которых принадлежит это ребро; выделите и другие ребра, принадлежащие этим же граням; выделите еще несколько ребер параллелепипеда;

6) выделите группы равных ребер параллелепипеда и определить их число (ребер  - 12 )   

7) найдите, где сходятся 3 ребра - это  вершины параллелепипеда; 8) зафиксировав каждую вершину одним пальцем, подсчитать их число (вершин – 8 );

9) выбрав одну из вершин, сравните длины этих ребер (на глаз; проведя по ним пальцем; измерением); проделать это для других вершин;
заметим, что в каждой вершине сходятся три ребра разной длины. Прямоугольный параллелепипед имеет три измерения: длину, ширину и высоту.

Таким образом, у прямоугольного параллелепипеда: граней – 6, ребер – 12, вершин – 8.

Прямоугольный параллелепипед имеет три измерения: длину, ширину и высоту.

5. Физминутка.

Выполняют упражнения для глаз.
Музыкальная пауза.  Релаксация, Психологическая разгрузка.

6. Первичное усвоение новых знаний.

Работа с учебником, стр.120, п. 20. Прочитать текст. Ответить на  5 вопросов стр. 121 по рис. 78. Приведите примеры предметов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда.

7. Первичная проверка понимания новых знаний с проговариванием во внешней речи.

Пример 1: индивидуальные листы с  изображением каркасной модели прямоугольного параллелепипеда у каждого ученика.

На рисунке 1 изображена каркасная модель прямоугольного параллелепипеда.

  1. Назовите переднюю грань? Какая грань ей равна? Назовите другие равные грани. Сколько всего граней?
  2. Назовите все ребра параллелепипеда. Сколько всего ребер? Назовите ребра, выходящие из вершины М.
  3. Назовите все вершины параллелепипеда. Сколько всего вершин?
  4. Какие ребра являются сторонами грани АКМВ?
  5. Какие вершины принадлежат задней грани?
  6. Назовите длину, ширину и высоту при вершине Д.

Пример 2: индивидуальные листы с  изображением каркасной модели прямоугольного параллелепипеда

Заштриховать  видимые грани параллелепипеда (рис. 2), используя для каждой грани свой цвет.

- Обратите внимание  на то, что у видимой грани все ребра являются видимыми. (Учащиеся последовательно выделяют контуры, ограниченные сплошными «видимыми» линиями).

Перед  взорами  учащихся появляется параллелепипед с тремя видимыми гранями разного цвета.

Пример 3. индивидуальные листы с  изображением каркасной модели прямоугольного параллелепипеда.

На рисунке 3 изображен прямоугольный параллелепипед, повернутый на вас ребром LN. Обведите видимые ребра сплошными, невидимые — штриховыми линиями.

Какие грани имеют ребро LN и будут ли они видимыми? Определите, какие ребра этих граней видимы, и обводите их карандашом. Невидимые

Далее, чтобы увидеть, какие еще ребра являются видимыми, учащиеся пользуются предметной моделью параллелепипеда, расположив ее перед собой так, как изображено на рисунке.

8. Закрепление изученного нового материала

Выполнить:

Каждому выдается лист с заданием:

1) Рассмотрите рисунок 4 и впишите пропущенные слова.

На рисунке изображен прямоугольный_____________________.

Точка К – его _________________________________________.

Отрезок АВ – его ______________________________________.

Прямоугольник АВКМ – его _____________________________.

2) Рис. 5 Обведите равные ребра параллелепипеда одним цветом.    

             

9. Практическая работа.  «Прямоугольный параллелепипед»

(выполняется на клетчатой бумаге)

Рассмотрите рисунок 6 и выполните задания:

 

                                                                      

1. .Выпишите все невидимые грани параллелепипеда.
2. Известны длины ребер: АВ = 3 см, АD = 6 см,  AK = 4 см. Запишите длины ребер MN, NL, DL.
3. Начертите грань АВМK в натуральную величину.

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1. Ответы на вопросы п. 20.

2. № 790.

3. На повторение: № 798(а, б).

4. Из плотной бумаги сделать прямоугольный параллелепипед, измерения которого равны:

  • Вариант I: а = 15 см, b = 12 см, с = 8 см.
  • Вариант II: а = 18 см, b = 10 см, с = 6 см.

X. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учащиеся заполняют оценочный лист (самооценка), заполняют анкету.

Лист оценивания и анкету сдать учителю.

Литература

  1. Рослова Л.О. Методика преподавания наглядной геометрии     учащимся 5-6 классов.
  2. Пинская М.А.  Оценивание в условиях введения требований ФГОС.
  3. Математика-5. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др.  Издательство Мнемозина, М. 2012г.

Приложение № 1

Класс______    Ф.И.О.____________________

Лист оценивания

Что оценивается

Оценка

1. Выполнил домашнюю работу № 779

  1. знаю формулу  периметра  прямоугольника
  2. правильно вычислил периметр  прямоугольника
  3. знаю формулу площади  прямоугольника
  4. правильно вычислил площадь  прямоугольника

 

 

2. Выполнил домашнюю работу № 789 (а)

  1. Правильно расставил действия
  2. Умею умножать многозначные числа
  3. Умею выполнить вычитание  многозначных чисел
  4. Умею выполнить сложение  многозначных  чисел

 

3. Имею представление о прямоугольном параллелепипеде

 

4. Могу привести примеры предметов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда

 

5. Могу показать грани прямоугольного параллелепипеда, знаю сколько их

 

6. Могу показать ребра  прямоугольного параллелепипеда, знаю сколько их

 

7. Могу показать вершины  прямоугольного параллелепипеда, знаю сколько их

 

8. Знаю три измерения  прямоугольного параллелепипеда

 

9. Могу определить видимые и невидимые грани, ребра, вершины прямоугольного параллелепипеда.

 

Приложение № 2


АНКЕТА

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным