«Я даже немного завидую верующим - им легче»
Виталий Гинзбург
«ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ»
Среди лауреатов Нобелевской премии по всем наукам, а также по литературе, отмечается высокая степень нерелигиозности. Как понимать вышеприведённую цитату Нобелевского лауреата, великого физика, академика и научного атеиста Гинзбурга?
Буквально так: мир атеистов гораздо сложнее мира верующих.
Конечно, каждый человек имеет право верить или не верить в Бога. Согласно статье 28-ой Конституции России (в рамках существующих прав и свобод) граждане России имеют право на “богохульство”.
Мои бабушка, дед, мама и отец были религиозными людьми. И людьми, кстати, неплохими: многие односельчане вспоминали их добрым словом. Поэтому с детства я был воспитан в уважении к Богу, к Православной Церкви, проявляя при этом поразительную способность к безоговорочной вере в любые тезисы, предложенные взрослыми.
Но как выяснилось позднее, не обязательно, если родители верующие и воспитывали ребёнка в традициях религии, то и ребёнок, став взрослым, будет придерживаться таких же взглядов.
С годами (может быть и потому, что за плечами у меня советское атеистическое прошлое: «религия – яд, береги ребят…») я стал смотреть на жизнь с точки зрения научных фактов и не принимать на веру постулаты, в том числе – религиозные.
Так что сегодня я – атеист (в Средневековье меня, несомненно, передали бы в опытные руки инквизиции!), хотя к глубоко верующим людям отношусь уважительно.
Часто свою веру мы воспринимаем как некую привилегию, кем-то нам данную, и очень быстро делим мир на своих и чужих. Но это, на мой взгляд, очень неправильно.
Мы с местным священником решили поговорить о том, существует Бог или нет, о совместимости веры в Бога и научного познания, о проблемах в современной РПЦ, которая, на мой субъективный взгляд, уже не в силах справиться с вызовами современности.
Вопросы, выбранные нами для беседы, непростые и, говоря метафорически, вечные.
Есть ли толк от подобных бесед? Ведь не надеялся же я всерьёз на то, что в конце нашей встречи все школьники хором произнесут: «Бога нет! Аминь!».
На мой взгляд, подобные дискуссии небесполезны. Кроме верующих и неверующих, есть немало ищущих людей, которые видят смысл в попытках обдумать эту тему.
И хотя я полностью согласен с высказыванием Бенджамина Франклина «маяки более полезны, чем церкви», не надо воспринимать настоящий репортаж как наезд на церковь. Заниматься наездами - отнюдь не моя задача. Безусловно, в православных храмах достаточно добрых пастырей, и в своём репортаже я знакомлю вас с одним из них.
Атеизм – действенное мировоззрение и не повод для извинений. Почему многие считают, что он безнравственен? Мне кажется, что атеисты ничуть не хуже обычных граждан. Они примерно столько же грешат. Иногда даже меньше.
Почему многие притворяются верующими? Потому что выгодно верить в Бога. Если он есть, вы получаете вечное блаженство, а если его нет, то вы при этом ничего не теряете.
Если же атеистам удаётся воздержаться от какого-нибудь греха, то они делают это не из-за боязни Бога, а просто так, по зову сердца.
Ничто не мешает человеку, будучи атеистом, быть счастливым, уравновешенным, глубоко интеллектуальным и высокоморальным. Согласно опросам, больше всего атеистов живёт в скандинавских странах – Швеции и Норвегии. По некоторым данным, их там чуть ли не 70%. Местные жители не верят в загробную жизнь. И при этом количество убийств там в десятки раз меньше, чем в странах с развитой религиозной моралью. В общем, среди неверующих встречаются совсем даже неплохие люди и, наверное, прав был Бернард Шоу, когда писал, что «счастье верующего по сравнению со скептиком означает не больше, чем счастье пьяницы по сравнению с трезвым человеком».
ПОКА СВЯЩЕННИК НЕ ПРИШЁЛ…
В классе звучит музыка. В данный момент Джон Леннон исполняет «Imagine». Мои помощники - Деев Сергей и Балашов Пётр. Они готовят помещение к очередному занятию и решают основные организационные вопросы.
Случайно подслушанный диалог (запись на диктофоне).
Пётр: Значит, сегодня у нас в гостях clergyman?
Сергей: Вопросы церковному ньюсмейкеру задавать будешь?
Пётр: Где живёт Божья правда? Подумаю.
Сергей: Надо парочку задать, Петя. Если будешь безынициативно учиться – отдадут тебя в пастухи. Знаешь, кого Данте поместил в последний круг Ада?
Пётр: Нет.
Сергей: Ну ты даёшь, БА-ЛА-ШОВ! Иуду, Брута и Кассия.
Пётр: За что?
Сергей: За предательство.
Пётр: Зато ты не знаешь наизусть мантру:
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе.
Сергей (хохочет): Ну и гусь ты, Петя. Болтун болтуном. Я чуть от смеха не обдристался!
Просьба - держаться в рамках литературного русского!
Пётр: Ты в Бога веришь?
Сергей: В чувака, который всегда молчит? Наверное, я неправ, и во мне бесы говорят, но в XXI веке в России разумному человеку несерьёзно быть религиозным. Мне смешно слушать, когда люди верят в ходячих мертвяков. Христос встал с креста и пошёл куда-то там. Это же прямо голливудский ужастик.
Короче, дружбан, расскажу тебе один анекдот по случаю прихода к нам священника.
Двое парней ненавидели друг друга всё то время, пока учились в одной школе. Затем судьба их разлучила, один из них стал адмиралом, а другой – епископом. Спустя много лет они встретились в гостинице – и узнали друг друга. Толстый епископ был облачён в рясу, а парадная форма адмирала была увешана орденами и расшита галунами. Приостановившись, епископ бросил старому знакомому:
- Послушайте, швейцар, не могли бы вы вызвать мне такси?
На что адмирал ответил:
- С удовольствием, мадам, но стоит ли разъезжать беременной в такую жару?
Пауза.
Сергей: Здесь вообще-то надо посмеяться.
Пётр: Ну я… это… понял (улыбается). Не тупой!
«КРЕПКИЙ ОРЕШЕК»
Пока «боевые действия» не начались, я решил съездить до дома приодеться, чтобы выглядеть ничего.
Через несколько часов Александр Фрейдман, человек с верой в «космического законодателя», войдёт в школьный кабинет.
И мне сразу вспомнятся строчки из поэта Вячеслава Иванова.
«Я посох мой доверил Богу
И не гадаю ни о чём.
Пусть выбирает Сам дорогу,
Какой меня ведёт в Свой дом».
Итак, мы встретились, чтобы поговорить о Боге.
В кабинете уютно, как в Ноевом ковчеге.
На интервьюера с научно-атеистическим мировоззрением отец Александр смотрит дружелюбно, не как на «бесовское наваждение».
На протяжении всей беседы мне пришлось сидеть перед священником, не расставляя широко ноги или скрестив их. Говорили мы о многом - и про это, и про то.
В общем «стреляли короткими очередями»…
И так как я не думаю, что мы существуем зачем-то, а уверен, что мы – продукт эволюции, то на вопрос скептиков “А зачем всё это?” отвечаю: “Цель, конечно, есть. Например, хорошо пообедать сегодня. Лично я бы это сделал с удовольствием, предпочтя находиться с отцом Александром где-нибудь в уютном баре и попивать коньяк “Cordon Bleu” от “Martell»”.
В.Тиханов: Начинаем работу электива «Школьникам о некоторых профессиях». Наш гость сегодня – протоирей Александр Фрейдман. Здравствуйте, Александр Сергеевич.
Священник: Здравствуйте, Виталий Клавдиевич.
Надо сказать, что наш гость старался не замечать группу «папарацци», которая отслеживала каждый его шаг. Это хорошо, что священника совсем не волнуют и не пугают объективы, нацеленные на него.
Зато у отца Александра позже представится хорошая возможность посмотреть на себя со стороны.
А фотографировали нас Александр Станиславович Барсагаев, Дмитрий Чупченко и Пётр Балашов.
Начали мы нашу встречу с рассказа о профессии «звонаря».
Профессия это или нет? Наверное, всё-таки служение, относящееся к церковной жизни.
Затем мы послушали звон колоколов и популярную русскую песню «Вечерний звон» на стихи Ивана Козлова, написанную в начале 19 века.
Лично мне почему-то кажется, что звук соборных колоколов часто больше говорит о страстной вере, чем проповедь с алтаря.
В.Тиханов: Отец Александр, ведь люди по своей природе плохие, ну, собственно, так они описаны в Библии?