Межпредметный проект как средство достижения новых образовательных результатов в средней школе

Разделы: Иностранные языки, Краеведение


В стандартах общего образования второго поколения особое внимание уделяется развитию универсальных учебных действий и достижению мегапредметных образовательных результатов. Исходя из этого, функцией современной школы является воспитание выпускника, обладающего высоким потенциалом творческих, интеллектуальных, коммуникативных, эстетических и других способностей. [1]

Следовательно, задача, стоящая преподавателем, заключается во внедрении и эффективном использовании современных педагогических технологий, одной из которых является проектная методика. Она обеспечивает не только усвоение учебного материала, но и нравственное развитие школьников, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу.

Для меня учитель, это не тот человек, который всегда все знает и постоянно пугает других, а тот, кто постоянно учится сам и увлекает в страну знаний своих учеников. Я вижу свою задачу в воспитании не послушного робота, а гражданина великой страны, способного самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни.

Этим меня и привлекает проектная деятельность, я и многие мои коллеги видят проектную методику альтернативной традиционному подходу к образованию, считая его лишь усвоением и воспроизведением готовых знаний. В своей работе я всегда пытаюсь найти разумный баланс между академическими знаниями и проектным применением этих знаний.

Говоря о проектной деятельности, нельзя не вспомнить известную китайскую пословицу: «Скажи, и я забуду, покажи, и я запомню, вовлеки, и я научусь».

Чем же еще так привлекает меня проектная деятельность? Я вижу школу не просто местом, где ребенка должны научить читать и писать (этому можно научиться и дома). Настоящий учитель получает возможность изменить позицию ребенка в образовательном процессе и его отношение к учебе.

Проектная деятельность красной нитью проходит через УМК последнего поколения. Нельзя не отметить, что раздел «Project» в учебнике английского языка – самый любимый у школьников любого возраста. И в этом я полностью солидарна с ними. Но это, так называемые, краткосрочные творческие проекты, рассчитанные на один, максимум два урока.

В течение двух последних лет наша школа участвует в региональном проекте «Мир науки и искусства детям», организованном НИИ общего образования РГПУ им. А.И. Герцена при поддержке РАО. Рабочее название внутри проекта этого года — «Четыре собора».

Для моего 5-ого класса был предложен раздел «Исаакиевский собор» и мы назвали его «Золотая шапка Мономаха на высокой главе Петербурга». Это гипотетическая проектно-исследовательская работа (интеграция «Истории и культуры Санкт-Петербурга» и английского языка).

Как правило, для учащихся 5-ых классов типичными являются игровые, творческие проекты. Мы не стали исключением, но отличительной особенностью нашего проекта мы увидели то, что творческий проект — театрализованная постановка на английском языке «Путешествие на машине времени» интегрировано в исследовательский проект и является его составной частью, его модулем.

Как ясно из названия, мы видим гипотезу и ряд проблем, которые исследуем в процессе всего проекта:

  • «Где в городе самый главный купол, вознесшийся выше остальных?»
  • «Как гениальному зодчему удалось создать такой величественный, огромный купол?»
  • «Какие инженерные технологии и новые (для начала 19 в.) материалы использовались при его создании?»
  • «К каким лучшим образцам храмовой архитектуры обращает он свой взор? Копировал ли он своих знаменитых предшественников или творчески переосмыслил их опыт?»

Итогами работы над проектом стали:

  1. Конкурс знатоков истории нашего города на русском языке.
  2. Театральная постановка на английском языке «Путешествие на машине времени», сопровождающаяся демонстрацией слайдов.

По ходу действий нашего спектакля ученики 5 а класса, знатоки истории архитектуры нашего города, попадают в Петербург начала XIX века, встречаются там с Огюстом Монферраном, а затем вместе с ним отправляются в Лондон конца 17 века, где происходит встреча с великим английским архитектором Кристофером Реном (см. Приложение).

Из самого названия нашего проекта становиться ясно, какую серьезную проблему мы собираемся решить. Поэтому совершенно естественно, что нашей проектной деятельности предшествовала колоссальная работа. Очень важно, что эта подготовка не явилась своего рода разовым мероприятием, а она органически, неразрывно связана со стремлением научить наших детей вести себя в родном городе так, чтобы их сочли истинными петербуржцами. Как бы высокопарно это ни звучало! Труд, который лежит в основе этой задачи объединил всех нас: учеников, учителей и родителей.

На разных этапах проекта нашими помощниками были: замечательные экскурсоводы Исаакиевского собора, высококвалифицированные библиотекари – библиографы ЦГДБ имени А.С. Пушкина. Они помогали нам в поиске и систематизации необходимой информации, а родители помогали создавать костюмы и реквизит к театральной постановке.

Успешность нашего проекта обусловлена его связью с реальной жизнью и неподдельным интересом со стороны всех его участников.

Хочется поспорить с коллегами, считающими, что в 5-ом классе, как и в начальной школе проект «делает» или учитель, или родители при пассивном участии ребенка. Безусловно, при проведении проектной деятельности учитель сталкивается с рядом проблем, как организационного, так и личностного характера. Эта работа требует и дополнительных временных затрат. Не сразу также удается учителю перейти с позиции «лидера» в позицию «консультанта» и «координатора». Ведь главным отличием проектной работы является то, что она не ограничивается рамками класса, а выходит за его пределы: на улицы нашего прекрасного города.

В процессе реализации проекта у ребят появилась возможность проявлять все свои таланты. Это были и замечательные рисунки, стихи собственного сочинения, даже сказки, посвященные Исаакиевскому собору. Участие в проекте и, особенно, в театрализованной постановке позволило детям раскрепоститься сделало их активными, пробудило любознательность, развило память, внимание, эрудицию и, главное, помогло нам в решении главной задач – и—пробудить устойчивый интерес к английскому языку и другим предметам. Этот интерес возникает лишь тогда, когда у ученика есть мотив, а учитель помогает создать ситуацию успеха, дать возможность применить иностранный язык и другие знания на практике. Опыт работы над проектом еще раз доказал, что учащиеся могут усвоить несоизмеримо больше необходимого материала, если они делают это с удовольствием, если им нравится процесс обучения. Получение удовольствия от учебы — это одно из главных условий эффективности обучения в школе, поэтому так важно включение в учебный процесс игр, шуток и загадок, что всегда с избытком дает нам применение проектной методики

И, конечно, каждый проект должен быть доведен до успешного завершения. Здесь, безусловно, высока роль ученика. Необходимо научить ярко презентовать свои мысли, логически связанно выстраивать свои сообщения. На этапе презентации проявляются и воспитываются ораторские и артистические способности учащихся. В нашей школе происходит публичная защита проектов, что позволяет ученикам анализировать свои результаты и результаты других команд. В этом мы видим большое преимущество общественной проектной деятельности. Ведь метод проектов расширяет горизонты в педагогической практике, он показывает нам, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью. Благодаря проектной деятельности развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности, укрепляет чувство социальной ответственности, а кроме всего прочего дети испытывают на занятиях истинную радость. А для учителя нету лучшей награды, чем счастливые детские лица.

Список литературы:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / Под редакцией А.Т. Асмопова. — М.: Просвещение, 2008.
  2. Похомова Н.Ю. Методика учебного проектирования в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТН, 2008.
  3. Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка// Иностранные языки в школах. — 1999 №4.
  4. Шаповалова Н.Г. Метод проектов: практика и применение // начальная школа. — 2007 №9.