Тип занятия: комбинированное занятие
Форма проведения: индивидуальное или подгрупповое занятие
Цель: Закрепление понятий “звонкие и глухие согласные звуки”
Задачи:
Образовательные:
- упражнять в определении места звонких и глухих согласных в словах;
- упражнять в проведении звукового анализа
Коррекционно-развивающие:
- упражнять в различении и четком произношении звонких-глухих согласных;
- развивать фонематическое восприятие и слух в процессе повторения и определения звонких и глухих звуков в словах;
- развивать внимание и память;
- развивать тонкие дифференцированные движения пальцев рук
Воспитательные:
- воспитывать внимание к собственной речи и речи окружающих.
Оборудование: символы звонких и глухих согласных; раздаточный материал
Ход занятия
I. Организационный момент.
Приветствие.
Логопед: Сядет тот, кто назовет слово, в котором первый звук согласный.
II. Повторение.
Логопед: Давайте вспомним, что такое “звук” и “буква”.
Логопед: Звуки мы говорим и слышим, а буквы читаем и пишем. Звуки и буквы бывают гласные и согласные.
Логопед: Какие звуки называются согласными?
Дети: Согласными называются такие звуки, при произнесении которых выдыхаемая воздушная струя встречает преграду.
Логопед: Какие бывают согласные звуки?
Дети: Согласные звуки бывают: твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Логопед: Верно. Поговорим о звонких и глухих согласных. Какой согласный звук называется звонким, а какой – глухим?
Дети: Согласный звук, который произносится с голосом, называется звонким. Согласный звук, который произносится без голоса, называется глухим.
Логопед: Как можно почувствовать, звонкий или глухой согласный звук?
Дети: Можно приложить ладошку к горлу, произнести звук, и если ладошка почувствует дрожание, значит, работают голосовые связки, звук произносится с голосом, он звонкий. Если ладошка не почувствует дрожания, значит голосовые связки не работают, звук произносится без голоса, он глухой.
Логопед: Можно произнести звук с закрытыми ушами. Если в ушах раздается звон, значит, это звонкий звук. Если в ушах звона нет – звук глухой.
Логопед: Молодцы. Сегодня на занятие мы поупражняемся в различении звонких и глухих согласных.
III. Дифференциация изолированных звуков по звонкости-глухости.
Логопед: Я буду произносить звук, а вы звените воображаемым колокольчиком, если звук звонкий и закрывайте уши ладошками, если звук глухой.
З, Ж, П, Г, Б, Д, Т, К, Ф, В, С, Ш
Логопед: Разделите страницу на две части. В правой колонке – звонкие согласные, в левой – глухие. Послушайте слова, определите, какой звук слышится в начале слова, звонкий или глухой. Назовите звук и запишите букву, которая обозначает этот звук в нужную колонку.
Сок, зонт, сталь, зыбкий, сытый, забота, суровый, злой, стакан.
Бутон, пакет, прыгать, блуждать, бревно, ползать, букашка.
Дыня, тело, туман, доля, туфли, тихо, дружба, дракон.
Вата, фата, фонарь, вилы, филин, время, вратарь, вращать, флейта.
Котик, голубь, кулак, гулять, грива, гремит, кричит, крыша, калина.
Жаба, шпагат, журчал, жалел, шапка, шалун, штанга, жаришь.
IV. Различение звонких и глухих согласных в слогах.
Логопед: Послушайте ряды слогов. Запомните и повторите их в той же последовательности. Запишите эти слоги по памяти.
за-са-за су-зу-зу
сы-сы-зы
пу-бу-пу ба-ба-па
по-бо-по
та-да-та да-та-да
ду-ду-ту
во-фо-фо ви-фи-ви
фы-вы-фы
га-ка-га ку-гу-ку
го-ко-го
щи-жи-ши шу-шу-жу
жу-шу-шу
V. Физкультминутка.
Логопед: Делайте, как я. Помассируем наши уставшие пальчики.
VI. Работа с паронимами. Звуковой анализ слова. Преобразование слова.
Логопед: Послушайте и повторите пары слов. Сравните их по звучанию и смыслу, потом запишите в тетрадь.
Роза-роса, коза-коса, Зоя-соя, палка-балка, башня-пашня, дом-том, дочка-точка, уточка-удочка, душ-тушь, сова-софа, фон-вон, горка-корка, гости-кости, кол-гол, калька-галька, шар-жар, шаль-жаль, шить-жить, уши-ужи, шалить-жалить.
Логопед: Послушайте предложения и исправьте в них ошибки. Запишите предложения в тетрадь.
У Зои разболелся суп (зуб).
Старушка опирается на балку (палку).
В конце предложения надо поставить дочку (точку).
Мы видели в лесу софу (сову).
В четверг к нам придут кости (гости).
Мама купила новую жаль (шаль).
VII. Итог занятия.
Логопед: Часто, дети не всегда правильно различают звонкие и глухие согласные звуки, поэтому делают на письме ошибки. Вы такие ошибки делать не будете, потому что научились различать звонкие и глухие согласные. Вы хорошо потрудились. Молодцы.
Список литературы.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: “Гуманит. изд. центр ВЛАДОС”, 1997.