Интеграция образовательных областей:
- ОО "Познание". ("Природный мир");
- ОО "Социально-коммуникативное развитие" ("Социальный мир");
- ОО "Художественно-эстетическое развитие" (Аппликация).
Целевые ориентиры:
- Закрепить знания детей о разных природных зонах нашей страны (тундра, лес, пустыня); об умении животных и растений приспосабливаться к разной среде обитания.
- Продолжать формировать у детей понятия "Страна", "Родина", "Отечество".
- Развивать связную речь, умения сравнивать, анализировать, доказывать свое мнение.
- Активизировать словарь по данной теме.
- Расширять кругозор детей, воспитывать любознательность.
- В аппликации закреплять навыки аккуратного наклеивания.
Предварительная работа:
- Беседы о жизни животных и растениях в разных климатических условиях.
- Просмотр видео по данной теме.
- Рассматривание иллюстраций в детских энциклопедиях о животных и растениях леса, тундры, пустыни.
- Знакомство с картой России, глобусом.
- Чтение отрывков из книги Сладкова «Разноцветная книга», рассказов М. Пришвина «Моя Родина»
Материал:
- Карта России, глобус (к нему прикреплена стрелка);
- Картинки с изображением животных (бурый медведь, белый медведь, верблюд, тюлень, сайгак, волк).
- Картинки с изображением деревьев (береза, карликовая береза, саксаул, сосна).
- Набор цифр для каждого ребенка (1,2,3,4,5)
- Разрезные картинки (северный олень, верблюд, лиса).
- Картинки с изображением пустыни.
- Цветные листы (желтые, голубые, зеленые) для книги.
- Ромашка с разноцветными лепестками (желтые, голубые, зеленые) для деления детей на 3 подгруппы.
- Набор картинок по теме "люди", "животные", "птицы", "рыбы"
Ход занятия
1. Беседа с детьми:
1) Как называется наша страна? (Российская Федерация, Россия)
2) Почему страну, в которой мы живем, мы называем Родиной? (Ответы детей)
3) А почему ее еще называют Отечеством? (наши родители, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки родились здесь, выросли, живут; мы все говорим на одном языке – русском; у нас свои общие для всего народа обычаи, традиции).
4) Почему так говорят: "Матушка Россия" (Земля кормит нас хлебом, поит)
5) Объясните русские народные пословицы:
а) На чужой сторонушке и солнце не греет.
б) На чужой сторонушке рад своей воронушки.
в) Каждый кулик свое болото хвалит
2. Рассматривание карты России
Вижу чудное приволье,
Вижу степи и поля,
Это русская сторонка,
Это Родина моя.
1) Что обозначают на картах разноцветные пятна? (Ответы детей).
2) В тундре, в лесах, в степях кто живет? (люди, звери, птицы)
3) В морях, реках, озерах? (рыбы, морские животные)
4) А звери и птицы на территории нашей страны везде одинаковые или нет? (ответы детей)
3. Игра "Кто где живет?"
Воспитатель крутит глобус и произносит слова:
Крутится, вертится шар наш земной,
Много увидеть можем с тобой,
Дружно скажем: раз, два, три
Животное, здесь живущее, быстро в круг беги.
Стрелка на глобусе показывает на одну из карточек: желтая – пустыня, зелёная – лес, голубая – тундра.
Дети бегут в круг и изображают животных, живущих в данной местности.
4. Игра "Кто что ест?"
Воспитатель показывает иллюстрацию животного, а дети называют, что он ест. (например, медведь - ягода, корни, рыба)
5. Игра "Что где растёт"
Какие растения нашей страны вы знаете? (ответы детей)
На доске иллюстрации деревьев. Каждому дереву соответствует своя цифра: 1 – береза, 2 – саксаул, 3 – карликовая береза, 4 – сосна.
У детей цифры 1,2,3,4.
Задания:
а) Покажите дерево, которое растет в центральной части России (в лесу). (Дети поднимают соответствующие цифры 1 и 4).
б) Покажите дерево, которое растет на севере нашей страны. (Дети поднимают цифру 3).
в) Покажите дерево, растущее в пустыне. (Дети поднимают цифру 2)
г) Сравните березу и карликовую березку. Чем они похожи, чем отличаются? Почему?
5. Игра "Закончи словечко"
Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч ребенку и называет первый слог названия животного, ребенок заканчивает слово (тю - лень, мо - рж, гор - буша, верб – люд и т.д)
6. Игра "Сложи картинку"
Детям предлагается собрать разрезанную на несколько частей картинку, изображающую птицу или животное. Цветной карточкой обозначить, где оно живет (голубая карточка – в тундре, зелёная – в лесу, желтая – в пустыне).
7. Игра "хорошо-плохо"
Воспитатель: Ребята, мы с вами говорили, что на территории всей нашей страны живем и мы – люди. Как вы думаете, на севере жить хорошо или плохо? Почему плохо? Почему хорошо? А на юге? В пустыне? В лесу? (ответы детей)
8. Игра "Что лишнее?"
На картинке нарисована пустыня. Среди обитателей пустыни медведь, сова, ель, чукча.
Всё ли здесь в порядке? (Дети объясняют свои предположения.)
Страна наша многонациональная, все люди живут дружно, трудятся друг для друга.
Недаром у нас сложено много пословиц о труде. Давайте их вспомним:
1) Птицу узнают в полете, а человека – в работе.
2) Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
3) В большом деле и малая помощь дорога.
Вот мы сейчас с вами и потрудимся. Сделаем интересную книгу. А назовем ее так: «Широка страна моя родная».
Книга это необычная – у нее будут разноцветные страницы: желтые, голубые и зеленые. Желтые страницы расскажут читателям о пустыне, зеленые – о лесе, а голубые – о тундре. Кто какие странички будет делать, подскажет вот эта ромашка.
Дети становятся вокруг стола, на котором лежит ромашка, а в середине ее стоит глобус.
Воспитатель произносит слова:
Крутится, вертится шар наш земной,
Много узнали мы вместе с тобой.
Дружно скажем: раз, два, три
И лепесток от ромашки сорви!
Дети отрывают лепесток и проходят к столу, на котором лежат бумага такого же цвета, что и лепесток. Дети выбирают картинки (людей, птиц, животных, растений) и наклеивают их на страницы. Затем все вместе собирают книгу. Обсуждают страницы книги.
Детям предлагается дополнить содержание страниц книги картинками, принесенными из дома. Прочитать о понравившемся животном или птице дома, а потом рассказать ребятам в детском саду.
В конце занятия дети танцуют и поют песню "Шире круг".