Технологическая карта урока
Цель урока | Предметные: обучающиеся
будут знать классификацию мутаций и их
характеристику, причины мутаций, их роль для
организма и в эволюции; будут уметь находить
отличия между генными, хромосомными и геномными
мутациями, между соматическими и генеративными
мутациями. Метапредметные. Регулятивные: обучающиеся будут уметь формулировать тему урока; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить учебные задачи; планировать свою деятельность; оценивать правильность выполнения заданий; оценивать свою деятельность в рамках урока. Познавательные: осмысленно воспринимать текст заданий; классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; уметь создавать схемы для передачи изучаемой информации; сопоставлять, анализировать; работать с дополнительными источниками информации. Коммуникативные: будут уметь организовывать учебное сотрудничество при работе в группе, взаимодействовать со всеми членами группы, участвовать в обсуждении предложенных идей, принимать общие решения на основе согласования позиций членов группы. Личностные: ответственно относиться к выполнению поставленной задачи; уметь оценивать жизненные ситуации, стиль поведения, привычки с точки зрения здорового образа жизни. |
||
Задачи урока | 1. Активизация мыслительных
операций (анализ, обобщение, классификация) и
познавательных процессов (внимание, память). 2. Обеспечение мотивации учебно-познавательной деятельности. 3. Создание условий для формулировки цели занятия и постановки задач деятельности. 4. Создание условий для групповой работы при изучении нового материала. 5. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации. 6. Анализ и оценка успешности достижения целей. |
||
Ресурсное обеспечение урока: | Интерактивная доска, проектор, компьютер, учебники (в том числе электронные), доступ к сети Интернет, дополнительный материал по теме, подготовленный учителем, презентация, листы ватмана, фломастеры. | ||
Наименование этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые результаты |
Организационное начало | 1. Приветствует и настраивает учащихся
на успешную работу. 2. Вводный инструктаж к уроку: на сегодняшнем уроке мы с вами будем работать индивидуально у доски, фронтально, выполним тестовые задания, поработаем с терминами, а также выполним самостоятельную работу в группах. Прошу обратить внимание, что у каждого из вас есть оценочный лист, в который организатор в группе будет выставлять баллы. Каждый из вас может получить 2 оценки за урок. |
1. Отвечают на приветствие учителя. Определяют свою готовность к уроку. 2.Знакомятся с оценочным листом. Выбирают организаторов в группе. |
Личностные Регулятивные |
Актуализация знаний | 1.Индивидуальная работа у доски:
заполнение интерактивной схемы “Формы
изменчивости”. 2. Пока ученик работает со схемой, учитель проводит фронтальную беседу с классом: - Что такое модификационная изменчивость? Как её ещё называют? Почему? - Что такое наследственная изменчивость? - Каковы причины генотипической изменчивости? - Каковы причины цитоплазматической изменчивости? - Что мы понимаем под комбинативной изменчивостью? 3. Обсуждение выполненной на доске работы. 4. Фронтальная работа с терминами по вариантам. Инструкция: определите термин по данной характеристике. (Характеристики терминов на слайде в виде таблицы по вариантам, а также на столах, для тех, кто плохо видит с доски). Обсуждение работы. Какие возникли затруднения? 5. Фронтальная проверочная тестовая работа по вариантам. Обсуждение работы. Какие возникли затруднения? 6. Учитель озвучивает баллы, заработанные учениками во время работы у доски и в ходе обсуждения. |
1.Обучающийся собирает интерактивную
схему “Классификация форм изменчивости”. 2. Отвечают на вопросы учителя. 3. Комментируют работу учащегося у доски. 4. Определяют термины. Организаторы групп осуществляют проверку, выставляют баллы в оценочный лист. Обсуждают результаты, определяют затруднения. 6. Работают с тестом. Организаторы групп осуществляют проверку, обсуждают работу, выставляют баллы в оценочный лист. Обсуждают результаты, определяют затруднения. 7. Организаторы вносят баллы в оценочные листы. |
Предметные Регулятивные Коммуникативные |
Мотивация | 1. Обобщение знаний о свойствах форм
изменчивости – интерактивная таблица “Определение форм изменчивости”.
Инструкция: открываем все вопросы, кроме 6.
Определите форму изменчивости, свой ответ
обоснуйте. 2. Учитель открывает цифру 6.Организует обсуждение видеофильма “Солнечные дети”: - Какие чувства, мысли возникли после просмотра фильма? - Можем ли мы сформулировать тему урока? |
1. По желанию учащиеся выбирают номер
вопроса и дают на него ответ. 2.Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение, делятся своими чувствами. Формулируют тему урока. Записывают тему урока в тетради. |
Личностные Коммуникативные Регулятивные |
Целеполагание и планирование | 1. Формулирует вместе с обучающимися
цель и задачи урока. 2. Обсуждает план деятельности на уроке. |
1. Формулируют цель и задачи урока. 2. Разрабатывают план действий. |
Регулятивные Коммуникативные |
Исследование нового материала | 1. Организует работу в группах. 2. Комментирует задания для каждой группы: используя материал учебника биологии и дополнительный материал, дать характеристику следующим видам мутаций:
3. Контролирует работу, консультирует при необходимости. |
1. Работают с текстом учебника. 2. Подбирают нужный дополнительный материал. 3. Договариваются о формах представления материала, распределяют роли. |
Познавательные Коммуникативные Регулятивные Предметные |
Включение знаний в систему знаний | 1. Организует обсуждение самостоятельно
изученного нового материала, комментирует, в
случае необходимости дополняет и корректирует. 2. Предлагает каждой группе создать свою схему классификации всех мутаций, изобразить её на листе ватмана. 3. Организует обсуждение представленных схем. 4. Помогает создать окончательный вариант схемы. 5. Организует обобщение материала: - индивидуальная работа с интерактивным заданием: сортировать свойства, характеризующие ненаследственную и наследственную изменчивость и аргументировать свой выбор; - фронтальная работа с заданиями по пройденному материалу (закончить предложения, выбрать верные ответы, найти ошибки в тексте...) |
1.Представители каждой группе коротко
характеризуют изучаемые виды мутаций, делают
записи в конспекте. 2. Создают схему “Виды мутаций” на листе ватмана. 3. Осуществляют презентацию схемы, аргументируют выбранные критерии для классификации. 4. Обсуждают проделанную каждой группой работу и создают окончательный вариант схемы. Записывают схему в тетрадь 5. Обобщают изученный материал: - по желанию обучающиеся выходят к доске и выполняют задание (1-2 чел.), остальные дополняют и комментируют; - обсуждают задания по теме, выявляют затруднения. |
Регулятивные Коммуникативные Личностные |
Рефлексия. | 1. Предлагает обучающимся заполнить оценочный лист группы и лист
самооценки, обсудить результаты в группах,
представить их классу. 2. Подводит итоги урока: - Достигли ли мы поставленной на уроке цели? - Можем ли мы сказать, что полученные знания являются важными для вас? - Что ещё вы хотели бы узнать по этой теме? |
1. Обсуждают результаты своей
деятельности на уроке. 2. Подводят итоги урока. |
Регулятивные Коммуникативные Личностные |
Задавание на дом. | 1.Параграфы 47, 48. 2.По желанию: приготовить сообщение “Медико-генетическое консультирование”, “Врождённые патологии. Профилактика”. |