УМК:
- Авторская программа: Гутник Е.М., Перышкин А.В. «Физика 7-9», М.:Дрофа, 2013г.
- Учебник Перышкин А.В. «Физика 7» М.: Дрофа, 2015 г
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: формирование знаний о явлении диффузии; развитие навыков совместной деятельности; воспитание интереса к изучаемому материалу.
Задачи урока.
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Закрепление понятия «молекула», знакомство с явлением диффузии и выявление условий протекания явления |
Развитие навыка организации учебной деятельности, самоконтроля. |
Развитие познавательного интереса, самостоятельности в приобретении знаний и практических умений, оценивать результаты своих действий, ценностное отношение друг к другу. |
Универсальные учебные действия.
Личностные |
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
убежденность в возможности познания природы, способность видеть закономерность изучаемого явления, интерес к физике как к элементу общечеловеческой культуры |
планировать свою деятельность при выполнении задания, определяя последовательность действий, умение работать по плану |
работа с разными типами информации, установление причинно-следственных связей |
речевая деятельность, навыки сотрудничества и ведения диалога. |
Планируемые результаты урока.
Предметные |
Метапредметные |
Объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры, приводить примеры диффузии в окружающем мире, объяснять роль явления диффузии в природе. |
Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы, развивать монологическую и диалогическую речь, уметь интегрироваться в группу сверстников. |
Оборудование: для фронтальной работы с классом - ПК, проектор, экран,
для работы групп учащихся(в расчете на 1 группу): химический стакан – 3 шт., раствор йода – 1 шт., пипетка – 1 шт., пакетик чая – 2 шт., стакан с холодной водой и стакан с горячей водой, микроскоп – 1 шт, раствор молока с водой, лист бумаги А4 и цветные карандаши, набор картинок для рефлексии.
Разбить класс на группы и весь урок работаем по группам.
Эпиграф к уроку(записать на доске):
Проверка д/зЗнания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок.
(Леонардо да Винчи)
Слайды 1-8 – презентация
Отгадаем кроссворд
(за каждый правильный ответ группа получает жетон – приложение 2)
1 – Источник знаний о явлениях природы.
2 – Кто назвал мельчайшие частицы вещества атомами?
3 - Одна из основных наук о природе.
4 – Одна из наук о природе, изучающая Землю.
5 – Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства. (доп. вопрос: отличаются ли молекулы воды от молекул льда? Если да, то чем? Каков состав молекулы воды?)
6 – Прибор для измерения объема жидкости.
7 – Физическая величина, измеряемая в метрах. (доп. вопрос: Можно ли увидеть молекулы в школьный микроскоп? Что вы можете сказать о размерах молекул?)
8 – Изменение, происходящее с телом или веществом в окружающем мире. (доп. вопрос: приведите примеры физических явлений)
В закрашенных ячейках по вертикали записана тема урока /ДИФФУЗИЯ/
Слайд 9 - Записываем тему урока в тетрадь.
Изучение нового материалаСтавим цели и задачи урока - Слайд 10
Цель урока – изучить явление диффузии
Задачи:
- Узнать, что такое диффузия
- Выяснить, как она происходит
- От чего она зависит
- Где применяется
Начнем нашу работу!
О чём идёт речь в этих поэтических строках?
Слайд 11
Гостеприимные древние кедры
Благоухают смолою целебной.
(древнеиндийский поэт Калидаса. V век)
Слайд 12
По запаху лотосов вышел к саду,
Так сладко пахли они.
(вьетнамский поэт Зиап Хай)
Проведем эксперимент: брызнуть немного освежителя воздуха или туалетной воды.
Слайд 13
Как вы думаете, почему запахи распространяются в воздухе?
Выслушать гипотезы всех групп учащихся.
Вывод: Молекулы газов находятся в непрерывном движении.
Смоделируем движение молекул – мальчики будут выступать в роли молекул воздуха, а девочки в роли молекул духов.
А как обстоит дело с жидкостями?
Слайд 14
Опыт:
В стакан с водой добавим несколько капель йода, пронаблюдаем явление. Сделайте вывод.
Вывод: Молекулы жидкостей также движутся.
Слайд 15
Явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, называют диффузией.
Записать определение в тетрадь.
Происходит ли диффузия в твердых телах? Движутся ли молекулы твердых тел?
Работаем с учебником. Найдите в тексте учебника ответ на поставленный вопрос.
Как вы думаете, всегда ли диффузия происходит с одинаковой скоростью? Можно ли ускорить протекание этого явления? Если да, то как?
А вы обратили внимание, что в учебнике оговаривают скорость диффузии при определенной температуре.
Слайд 16
Опыт:
Возьмём два стакана – один с холодной, а другой с теплой водой, опустим в них пакетики чая, пронаблюдаем явление. Сделаем вывод.
Вывод: Скорость диффузии зависит от температуры. Чем выше температура, тем быстрее идет диффузия.
Молекулы нельзя увидеть в школьный микроскоп, но…
Слайд 17
Опыт:
Небольшое количество молока разбавить водой. Капельку раствора поместить между двумя предметными стеклами и рассмотреть в микроскоп.
Что вы увидели? Как наблюдаемое явление можно объяснить?
Слайд 18-19
Броуновское движение – движение очень мелких твердых частиц, находящихся в жидкости.
Закрепление материалаРабота в группах – приложение 1.
После выполнения задания группы презентуют свои рисунки и дают ответы на вопросы.
Подведение итогов урокаВернемся к задачам, которые мы поставили перед собой в начале урока. Справились мы с ними? – выслушать мнения представителей рабочих групп, сделать общий вывод.
Рефлексия - приложение 3.
Выберите из предложенных рисунков тот, который отражает оценку вашей работы на уроке.
Подсчет количества жетонов и выставление оценок.
Домашнее задание.§ 9-10 – cлайд 20