“Смешанное обучение - образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением и предполагающий элемент самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн” [1. C.15]. Несмотря на то, что смешанное обучение уходит корнями в онлайн-обучение, а также имеет сходство с “технологически насыщенным” обучением, оно имеет ряд отличительных особенностей, выделенных М. Хорном и Х. Стейкер в книге “Смешанное обучение” [2]:
- онлайн-обучение с наличием элемента контроля времени, места, способа и/или темпа;
- обучение вне дома в режиме реального времени;
- интеграция методов онлайн-обучения и очного обучения для обеспечения комплексного подхода в обучении. Последний пункт имеет очень важное значение. Онлайн-обучение и очное обучение не должны дублировать друг друга. Очное обучение обязательно должно учитывать успехи учащегося в онлайн-среде и наоборот. Для осуществления координации, как правило, используется система компьютерных данных для отслеживания прогресса каждого ученика. Именно поэтому смешанное обучение рассматривается как инструмент реализации персонализированного обучения.
Ученые выделили несколько моделей смешанного обучения (см. рис. 1). Наиболее популярными среди учителей – практиков являются модели “ротация станций” и “перевернутый класс”.
Рис.1. Модели смешанного обучения.
Суть модели “Ротация станций” сводится к тому, что учащиеся делятся на несколько групп по видам учебной деятельности. В течение урока учащиеся по сигналу перемещаются от одной станции к другой. Чаще всего это станции онлайн-обучения, обучения в малых группах и выполнения письменных работ, или же онлайн-обучение меняется выполнением проектного задания или дискуссией, в которую вовлечён весь класс [2]. Отечественные педагоги в модели “Ротация станций” выделяют 3 станции: станция работы с учителем, станция онлайн-обучения и станция проектной работы [1].
Модель “перевёрнутый класс” также является одним из типов ротационной модели обучения. Основной чертой данной технологии является “переворот” стандартного урока: новый материал учащиеся изучают онлайн дома, а на уроке закрепляют изученный новый материал. Это вносит соответствующие изменения во всю дидактическую систему урока и отражается в том числе и на применяемых методах и средствах обучения.
Для реализации смешанного обучения, как правило, применяется LMS (система управления обучением), например, Moodle. Это позволяет учителю реализовать индивидуальный подход в обучении, проводить мониторинг успеваемости учащихся и корректировать очное обучение с учётом результатов онлайн-обучения. Несмотря на значительный прогресс в области дистанционного обучения в отечественной школе до сих пор многим учителям не доступны LMS. Однако это не является препятствием для внедрения смешанного обучения. Существуют сервисы, которые помогут учителю реализовать онлайн-обучение. Это инструменты Google (сайты, документы, блоги, формы и т.д.), wizer.me, http://www.ted.com/, https://learningapps.org/, dnevnik.ru и т.п.
Описанные популярные модели смешанного обучения были положены в основу урока “Равномерное движение”. Урок является первым уроком в теме “Механическое движение” в 7 классе. Сценарий урока представлен в форме ленты времени, предложенной Мариной Курвитс в рамках мастер-класса “Перевёрнутый класс: сценарии в педагогической практике” <Приложение 1>.
На первом этапе урока был подготовлен интерактивный рабочий лист в сервисе wizer.me, который включает видеоурок, продолжительностью около семи минут, и несколько несложных вопросов на первичное закрепление. Это и составляло домашнее задание учеников. Следует отметить, что сервис wizer.me позволяет учителю отслеживать выполнение домашнего задания, а именно видеть, кто его выполнил и в течение какого промежутка времени.
Урок начинался с входного теста по материалам домашнего задания <Приложение 2>. По итогам прохождения теста класс делился на четыре группы. Ученики, набравшие наименьшее количество баллов, объединялись в отдельную группу, и именно с этой группой начинает работать учитель на уроке. Как правило, в эту группу попадают ученики, которые по разным причинам не справились с выполнением домашнего задания. Урок проводился по модели смешанного обучения “Ротация станций”. Были организованы 4 станции:
- станция работы с учителем;
- станция работы с компьютером;
- станция решения задач;
- станция выполнения проектного задания.
Задания на станциях 2 и 3 предлагались с избытком. Для работы на каждой станции отводилось 7-8 минут. Смена станций осуществлялась по сигналу учителя.
Остановимся подробнее на работе каждой из станций.
1. Станция работы с учителем. Учитель получает возможность работать с небольшой группой учащихся, которые были предварительно дифференцированы по уровню знаний. Именно поэтому с каждой группой необходимо работать, опираясь на затруднения, возникающие в каждой группе, и здесь в полной мере проявляется мастерство педагога. Так с первой группой, набравшей наименьшее количество баллов по итогам входного теста, учитель изучает новую тему, вводит определения равномерного и неравномерного движения, понятие скорости, работает с единицами измерения скорости, показывает правила оформления расчетных физических задач.
Следующие группы приходят к учителю после прохождения других станций, поэтому учитель уже может отталкиваться от тех затруднений, которые у них возникли. В любом случае следует акцентировать внимание на переводе единиц измерения скорости и правилах оформления задач.
2. Станция работы с компьютером. В силу технических проблем станцию онлайн-обучения мы заменили на станцию работы с компьютером. Учащиеся работали с обучающим тестом по переводу единиц измерения скорости, выполненном в программе MyTest. Результаты прохождения теста сохранялись на компьютер учителя. Обучающий тест содержит избыточное количество заданий и представлен в <Приложении 3>.
3. Станция решения задач. Школьникам предлагались задания на расчет скорости равномерного движения. На станции каждому учащемуся предоставлялись для работы опорный конспект темы и образец оформления задачи <Приложение 4>. За ограниченное время (7-8 мин) учащиеся, как правило, успевали выполнить 2 задания. Оставшиеся задачи выдавались учащимся после проверки в форме домашнего задания.
4. Станция выполнения проектного задания. Группа работала в коридоре школы. Задание состояло в определении скорости равномерного движения участников группы. Данные заносились в таблицу, представленную в <Приложении 5>.
Следует отметить, что модель “Ротация станций” вносит соответствующее изменение в архитектуру класса, необходимо организовать рабочие зоны для каждой станции. Переход от станции к станции позволяет учащимся регулировать и активизировать познавательную деятельность и перестраиваться с одного вида учебной деятельности на другой.
По итогам урока ученики заполняют лист рефлексии, анализ ответов на вопросы приводит к следующему результату. 1 ученик из 26 оценил свою работу на уроке как пассивную и материал урока этому же ученику показался непонятен и скучен. Самыми трудными станциями для учащихся оказались станция решения задач (12 из 26) и станция работы с компьютером (11 из 26). Наибольший интерес у большинства семиклассников вызвало задание по определению собственной скорости (16 из 26). Атмосфера во время урока и позитивный настрой учащихся ещё раз свидетельствует о том, что уроки должны быть разными, и именно это заставляет педагогов применять в своей практике новые технологии и методические приёмы.
Литература
- Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. / Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. - Москва: Буки Веди, 2016. - 280 с.
- Майкл Хорн, Хизер Стейкер. Смешанное обучение. Использование прорывных технологи й для улучшения школьного образования. – Сан-Франциско: Wiley, 2015. – 308 с.