I. Показатели речевого развития детей шестого года жизни
Начиная с пяти лет происходит переход детей в пору старшего дошкольного возраста. Это период наиболее гармоничного их состояния, когда многие навыки уже сформированы. Это тот самый период, когда, при наличии нарушений речевого развития у ребенка, еще остается достаточно времени для их преодоления до начала обучения.
В процессе взаимодействия с ребенком логопед изучает актуальный уровень его развития, выявляет у него недоразвитие тех или иных компонентов речи, определяет степень их выраженности. Выявленные нарушения позволяют определить направления коррекционного воздействия с целью наибольшего приложения сил для преодоления этих недостатков у ребенка в дошкольный период и пропедевтики вероятных возникновений у него трудностей при овладении навыками письма и чтения в период школьного обучения. Ведь от того, с каким багажом знаний и умений ребенок переступит школьный порог, во многом зависит, насколько успешным будет его обучение.
Н.И. Жинкин писал: "Речь - это канал развития интеллекта... Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания".
Детям дошкольного и младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку. Однако возможность быстрого овладения языковыми формами, если формирование их по каким-либо причинам вовремя не осуществлялось, в последующем крайне затрудняется.
В словаре ребенка шестого года жизни насчитывается около 3000 – 3500 слов (известно, что количественная и качественная характеристика словаря часто определяется той социальной средой, в которой воспитывается ребенок). Непроизвольная память – основа пополнения словаря в этом возрасте. В этот период формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Развитие словаря ребенка тесно связано с развитием мышления. С другой стороны оно связано с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя.
Продолжается совершенствование всех компонентов речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями. Усваиваются слова, обозначающие родовые понятия (растения: деревья, кусты, травы, цветы; движение: бег, ходьба, плавание, полет; цвет предметов).
По мере развития мышления ребенка, его лексика не только обогащается, но и систематизируется. Систематизация словаря заключается в усвоении отношений антонимов – синонимов, многозначности слов. Слова группируются в семантические поля.
Формирование и развитие словаря у детей тесно связано с процессами словообразования. В процессе речевого общения ребенок анализирует речь окружающих, выделяет морфемы и создает новые слова, комбинируя морфемы. В процессе овладения словообразованием ребенок осуществляет следующие операции: вычленение морфемы из слов - обобщение значения и связи этого значения с определенной формой - синтез морфем при образовании новых слов.
При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи, но в их речи нет или почти нет причастий. Если же эти формы появляются, то часто употребляются неправильно.
Развивается функция словоизменения: ребенок учится изменять существительные по падежам, глаголы по лицам и числам. Активно овладевая системой склонения и спряжения, ребенок встречается с историческими чередованиями (например: косил – кошу, писал – пишу, летал – лечу, гостил – гощу), допуская ошибки при их употреблении (хочу – хочут). Также могут встречаться ошибки в употреблении множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (стул – стулы, карандаши – нет карандашов), в употреблении приставок с пространственным значением, смешиваются морфемы, близкие по значению (выходит – уходит).
К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. Ребенок начинает различать недавно усвоенные звуки (свистящие, шипящие, сонорные). При соответствующем обучении ребенок шестого года жизни может овладеть не только определением позиции звука – начало, середина, конец слова, но его точного места, линейной последовательности всех звуков в словах типа сок, дом.
Становится доступным произнесение слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости.
Дети шестого года жизни при общении пользуются не только простыми распространенными предложениями, но и сложносочиненными, а также сложноподчиненными, состоящими из трех-четырех простых. Рост количества слов в предложении следует рассматривать как показатель развития мышления ребенка. Порядок слов в предложении не всегда может соответствовать общепринятому порядку слов в русском языке. Используя при построении сложных предложений более десяти слов, ребенок нередко испытывает затруднения при их согласовании, ведь каждое слово необходимо употребить в определенном значении, поставить на определенное место, согласовать со всей группой слов.
После пяти лет начинается самый интересный этап в развитии речи ребенка – этап бурного развития связной речи, а ведь это и есть главная цель нашей с ним совместной деятельности – научить ребенка свободно, без затруднений говорить на интересующие его темы, рассуждать, спорить, строить планы, оценивать свои и чужие поступки. Он должен уметь самостоятельно рассказать об услышанном или увиденном, довольно подробно и последовательно, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа.
Дети этого возраста владеют всеми основными видами интонации, правильно выделяют логическое ударение, умеют произвольно менять силу и высоту голоса.
II. Диагностика речевого развития детей шестого года жизни
Речевую деятельность детей стоит рассматривать как сложную многоуровневую функциональную систему, составные части которой (фонетическая, лексическая, семантическая, грамматическая, фонематическая) зависят одна от другой и обусловливают друг друга.
Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Мыслительная же работа стимулирует речь. Тесная связь речи и мышления определяет необходимость построения логопедической работы таким образом, чтобы в процессе взаимодействия с ребенком происходило развитие и совершенствование каждой из этих важных психических функций. У ребенка должна появиться потребность и развиваться возможность формулировать свои мысли самостоятельно, развиваться способность действовать по определенным правилам, подчиняясь им.
В настоящее время наблюдается разнообразность учреждений, оказывающих помощь детям с отклонениями в развитии. Определение образовательного маршрута невозможно без проведения квалифицированного обследования ребенка. В частности, логопедическое обследование направлено на решение следующих задач: что нарушено? Как нарушено? Почему нарушено? Какую тактику при построении плана и реализации задач коррекционной работы необходимо выбрать?
Начинается логопедическое обследование детей шестого года жизни традиционно - с беседы. В процессе беседы делается заключение о контактности ребенка, возможности понимания им вопросов и характере его участия в диалоге (активное или пассивное), об уровне его общих знаний и представлений об окружающем мире. Речевые ответы могут квалифицироваться как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса.
При проведении обследования важно уточнить насколько у ребенка сформировано умение сосредоточиваться на восприятии обращенной речи, понимать ее содержание, и давать адекватные вербальные ответы. Эта способность является очень важной, ведь процесс обучения в образовательном учреждении выстраивается, главным образом, с опорой на это умение - точно воспринимать сказанное учителем, выполнять задания в соответствии с услышанной инструкцией. С целью обследования слухового внимания и понимания обращенной речи могут использоваться следующие вопросы:
- Какое из животных больше - лошадь или собака?
- Днем на улице светло, а ночью?
- Круг, квадрат, овал... - это что?
- Кто громче мычит - петух или корова?
- Папа старше сына (иногда, часто, никогда, всегда). Выбери правильный ответ.
- Что есть у птицы, но нет у животного?
- Для чего люди занимаются спортом?
- Может ли велосипед обогнать автомобиль? Почему?
- Во что может превратиться мороженое без холодильника?
Обследование навыков самостоятельной речи подразумевает изучение способности ребенка шестого года жизни составить рассказ по серии картин, по сюжетной картине, рассказ – описание (игрушки, предмета), пересказать услышанный текст. Оценивается состояние связной речи с точки зрения ее развернутости, точности, последовательности и правильности оформления в фонетическом и лексико – грамматическом отношении.
При характеристике активного словаря, уточняется его объем, правильное использование слов с учетом их значения, представленность в нем различных частей речи, определяется наличие обобщающих понятий, морфологических категорий, соответствующих требованиям к речи детей данного возраста. Часто в процессе проведения логопедического обследования ребенку предлагается задание на определение умения называть детенышей животных. О.Е.Грибова отмечает, что в определенной ситуации ребенок неосознанно использует названия детенышей животных - для обозначения конкретных героев сказок или картинок. Но назвать весь ряд животных одного семейства с учетом их половозрастных отличий (баран - овца - ягненок) ребенок, живущий в городе, часто затрудняется. Особого внимания требуют дети - воспитанники детских домов, социально и педагогически запущенные дети, а также дети из семей, плохо владеющих русским языком.
При обследовании лексики используются следующие задания:
- Назови следующие предметы одним словом: молоток, пила, топор и т. д.
- Кто как передвигается? Кто чем занимается? (Вопросы задаются с опорой на картинки).
Что может делать указанное животное?
- Какой этот предмет по вкусу, цвету, форме и т.д.? Что бывает высоким? А мягким?
- Подбор антонимов и синонимов к словам (используем слова, относящиеся к разным частям речи).
- Сказать наоборот: не зима, а ..., не день, а ... и т.д.; не чистый, а ..., не сухой,
а ..., не больной, а ... и т.д.; не говорить, а ..., не ломать, а ... и т.д.; не близко,
а ..., не темно, а ..., не тихо, а ... и т.д.). - Как по-другому назвать детей? Врача? Мороз? Что значит слово скакать? Радоваться? Кидать? Огромный? Сердитый? Храбрый? Рядом?
- Найти на картинках предметы с одинаковым названием (многозначные слова - ручка, кран, лук и т.д.).
- Понимание и умение истолковывать слова с переносным значением. Что значит у человека золотые руки - они красивые или умелые? Что значит иметь железное сердце - оно бесчувственное или крепкое?
При обследовании грамматического строя речи акцентируется внимание на способности ребенка использовать в речи предложения различных синтаксических конструкций, на степени выраженности аграмматизма при его наличии и уровне его проявления (словоизменение, словообразование, синтаксис). Уточняется умение ребенка понимать, дифференцировать по значению и употреблять в собственной речи предлоги В, НА, ПОД, ИЗ, НАД, У, С (СО), К, ОТ, ОКОЛО, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ЧЕРЕЗ.
При обследовании грамматического строя речи используются следующие задания.
- Употребление существительных во множественном числе:
- лапа, стол;
- утюг, фонарь, вещь;
- окно, дом;
- поле, море;
- платье, стул;
- зайчонок, утенок;
- день, ремень;
- ухо, друг.
- Употребление существительных в беспредложных падежных формах:
- Нет чего (кого)? Кому дадим угощенье? Видим кого (что)? Чем едим, пишем, рисуем, любуемся?
- Согласование существительных с прилагательными:
- Назвать предмет и цвет этого предмета.
- Согласование числительных с существительными (просим ребенка сосчитать и назвать количество предметов на картинках с изображением груш, столов, ложек, стульев, карандашей, котят в количестве одного, двух, пяти штук: ответь чего и сколько нарисовано?). Стоит обратить внимание на то, что ребенку предлагается задание, в котором возникает необходимость изменения существительных путем их постановки в форму множественного числа родительного падежа. При этом ребенку подряд предъявляются разномодельные формы слов. Употребление слов в данной форме является одним из сложных навыков в русском языке и формируется часто в школьном возрасте. Поэтому по результатам данного тестового задания делать заключение о наличии аграмматизма у ребенка будет неправильно.
- Согласование существительного с прилагательным во множественном числе (у меня вкусный пирожок, а в духовке пекутся…; на маме красивое платье, а в шкафу у нее висят ... и т.д.).
- Сопоставление глаголов множественного числа 1-го и 2-го лица (закончить фразу: мы поем, а вы ..., мы бежим, а вы ..., мы катаемся, а вы ...).
- Спряжение глаголов хочу и могу (закончить предложение: я хочу играть, а мы ... .); употребление глаголов в настоящем и будущем времени (Что делала сегодня? Что будет делать завтра?); глаголов совершенного и несовершенного вида (Что делала? Что сделала?); употребление возвратных и невозвратных глаголов (одевает – одевается, катает - катается).
- Употребление в речи предлогов. Правильно ли сказано: мышка прячется на норе? На столе сапожки, под столом лепешки. Белка вылезла от дупла. Мячик выкатился из дивана и т.д..
- Употребление существительных в уменьшительно-ласкательном значении.
- Назвать предметы ласково: хвост, стакан, нора, кольцо, лента, сестра, дочь, перо, дерево, и т.д.
- Употребление приставочных глаголов (Весной птицы прилетают, а осенью … . На дерево залезают, а с дерева … . По дороге люди ходят, а через дорогу … . и т.д.).
- Образование относительных и притяжательных прилагательных.
- Из чего сделан предмет? Значит какой он?
- Чья вещь?
При проведении логопедического обследования необходимо обратить внимание на характер звукопроизношения. Наличие недостатков звукопроизношения в этом возрасте является свидетельством нарушения в строении или подвижности артикуляционного аппарата, или связано с недоразвитием фонематического слуха. Обследование произносительной стороны речи проводится на материале предложений, слов (с различной структурой) и изолированных звуков для уточнения вида нарушения (отсутствие, замена, искажение, смешение), а также определения этапов работы над ним (при возможно незавершенном процессе его автоматизации).
Ребенок не должен испытывать затруднений при воспроизведении слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости (исключение могут составлять малознакомые слова).
- повторение слов: шарф, гнездо, фрукты, аквариум, скворечник, земляника, сковорода, велосипедист, температура;
- повторение предложений:
Котлеты жарят на сковороде.
У мальчика поднялась температура.
В аквариуме плавают рыбки.
Мы отправились в магазин за продуктами.
Начиная с пятилетнего возраста, ребенку предлагаются задания на определение наличия звука в слове, его позиции, подбор слов на заданный звук.
При обследовании навыка звукового анализа и синтеза прежде всего определяем способность ребенка выделять ударный гласный в начале слов типа аист, утка, затем последний звук в словах типа нос, лак. Необходимо соблюдать последовательность в предъявлении форм звукового анализа: определение первого, последнего звука, установление промежуточного звука, полный звуковой анализ слов.
Ребенку данного возраста становится доступна дифференциация звуков по противопоставлению: звонкие – глухие, мягкие – твердые, свистящие – шипящие, заднеязычные – переднеязычные, сонорные и т.д. Определение способности ребенка точно различать оппозиционные звуки является важным диагностическим моментом. Обследование проводится:
- на материале слов - квазиомонимов: горка - корка, игра - игла, банка - банька, точки - тучки, кашка - каска, чашки - шашки, цапля - сабля, вечер - ветер, уточка - удочка, баран - баян и т.д. (просим ребенка разложить картинки в той последовательности, как произносятся их названия);
- с использованием слов, правильность звучания которых ребенок должен определить на слух: баман, жуба, сумка, фаренье, клетка, туточка, ляблоко, скамейка, чучело, пратье, шуски, шляпа лечка, футболка, тяши и т.д. (просим распределить картинки на две команды: вверху - картинки, названия которых звучали правильно, внизу - картинки, названные неверно);
- с использованием слов, похожих по звучанию (к определенным картинкам с изображением предметов подобрать другие, названия которых похожи по звучанию: мишка - мышка, сетка - ветка, кит - щит и др.)
- повторение за логопедом цепочки слогов: ва -та, ба - ма, на - ла, ба - бо - бу, ла - ля, ла - ра, па - ба, ва - фа, та - да, ка - га, са - за, жа - ша, са - ша, ца - са, и т.д.
После проведения логопедического обследования специалист заполняет документацию, в которой должны быть отражены все особенности речевого развития ребенка (Приложение). Тактика дальнейшего образовательного сопровождения ребенка должна выстраиваться с учетом полученных результатов, а также его индивидуальных особенностей и возможностей. На их основе составляется перспективный план логопедической работы с ребенком. Подробно заполненная документация (с образцами детской речи) помогает специалисту в процессе проведения коррекционной работы определить наличие или отсутствие динамики в речевом развитии ребенка, оценить эффективность логопедического воздействия, его целесообразность, правильность выбора методов, приемов, направлений.
Литература.
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.
2. Грибова О.Е. Реализация принципа деятельностного подхода в процессе логопедического обследования//Дефектология. 2004. №2.
3. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2007.
4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов н/Д.: Феникс, СПб.: Союз, 2004.
5. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.
6. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: Сборник методических рекомендаций. - СПб.: Сага, М.: Форум, 2006.
7. Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников: задания и упражнения / авт.-сост. Л.В.Зубарева. - Волгоград: Учитель, 2010.
8. Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения. - М.: Эксмо, 2012.