Социальные и экономические изменения, происходящие в России, развитие системы дошкольного образования, предполагают необходимость поиска путей совершенствования подходов к организации, содержанию коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
В настоящее время существует проблема, касающаяся недостатка знаний и навыка, касающихся решения проблем взаимодействия с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья. И родителям и педагогам часто не хватает информации о закономерностях развития детей, которые определяют развитие как типично развивающих детей, так и детей с ОВЗ. С одной стороны, члены семьи нуждаются в знаниях о том, как правильно построить взаимодействие с ребёнком, какой стиль общения выбрать, как отказать ребёнку, не обижая его и не испытывая при этом чувства вины. С другой стороны, педагоги затрудняются в подборе средств и методов воспитания и обучения ребенка, предъявлении к нему каких-либо требований. Всё это ведёт к формированию патологических черт характера у ребёнка.
Работая с детьми с ОВЗ, мы часто сталкиваемся с необходимостью как педагогической, так и психологической помощи родителям, воспитывающим детей с проблемами в развитии.
Рождение ребенка всегда связано с накалом эмоциональных переживаний родителей и близких. Но если малыш родился ослабленным, с ограниченными возможностями здоровья, если врачи ставят диагноз, предполагающий неизбежные отклонения в его развитии, тогда оптимизм, который сопровождал ранее, вытесняется чувством растерянности, тревоги, обостряются проблемы внутрисемейных отношений.
Можно ли помочь родителям преодолеть боль от того, что ребенок не такой, как другие, помочь его развитию, насколько это возможно? “Да” - говорят мамы и папы, уже прошедшие путь взросления вместе со своим “особым” ребенком. “Да” - говорят педагоги, много лет отдающие себя детям с особыми потребностями.
Что же является отправной точкой для начала этого трудного пути? Основы для развития человеческих взаимоотношений начинают закладываться в первые дни и даже часы жизни малыша. Ученые всего мира доказали, что чем раньше начинается активная стимуляция развития ребенка, тем существеннее оказываются результаты этой работы впоследствии. Развитие идет через приспособление к среде отдельно каждого, индивидуально, в соответствии с возможностями, данными ребенку от природы. Именно на этом основывается система обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.
Дети с ОВЗ, для которых характерно недоразвитие двигательной сферы, зачастую не могут сами себя обслуживать, у них нарушена общая моторика, они часто не соизмеряют усилий при действии с предметами, с трудом учатся играть, испытывают затруднения в установлении контакта со сверстниками.
Развивая мелкую моторику у детей с ОВЗ, мы заставляем развиваться отделы головного мозга. Это положительно влияет на умственное развитие ребенка. Развивая мелкую моторику, ребенок учится логически рассуждать, у него развивается память и внимание, связная речь. Детям с ОВЗ необходимо вовремя подобрать коррекционную помощь.
Для развития мелкой моторики используются различные упражнения и игры, лепка из глины и пластилина, рисование, изготовление поделок из природного материала, аппликация.
Большое внимание уделяется пальчиковым играм. Они помогают убрать напряжение с рук, расслабить все тело. Во время всех игр и упражнений нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и активизируют мозговую деятельность.
Педагогические технологии обучения детей с ОВЗ постоянно обновляются. Среди наиболее эффективных технологий обучения детей с ОВЗ признаны игровые и здоровьесберегающие технологии. К разновидностям обучающих методик относятся всевозможные сюжетно-ролевые, дидактические и настольные игры. Чтобы увлечь ребенка педагог использует сказочных персонажей. Благодаря участию любимых и знакомых героев дети настраиваются на решение поставленных перед ними задач, проявляют заинтересованность игрой. Игровые технологии в обучении детей с ОВЗ являются эффективным обучающим инструментом, который понятен и интересен детям.
Большое значение в развитии ребенка является его общение со взрослыми и сверстниками.
Потребность в общении у ребенка возникает на первом году жизни в результате непосредственного эмоционального общения с матерью и с возрастом приобретает все более ярко выраженный характер.
Можно выделить три группы трудностей, которые чаще всего наблюдаются в общения детей и подростков, это:
— трудности, возникшие в связи с дефектами развития ребенка
— трудности общения, порожденные социальными факторами
— трудности, обусловленные индивидуально-типологическими особенностями
Первая группа трудностей — трудности в общении, возникшие в связи с дефектами развития ребенка и его речи. Дефект накладывает свои специфические особенности на речевое общение, что учитывается в коррекционной работе по исправлению речи .
Вторая группа причин, обуславливающих трудности в общении детей с ограниченными возможностями, составляют социальные факторы. Непоправимый ущерб развитию ребенка наносит социальная изоляция.
К третьей группе можно отнести трудности, зависящие от индивидуально-типологических особенностей. Так, в случае если ребенку свойственны такие черты, как раздражительность, вспыльчивость, несдержанность, негативные привычки, дурные манеры поведения, ярко выраженное плохое настроение — все это может привести к существенным трудностям в общении.
В связи со всем вышеперечисленным педагоги проводят специальные упражнения для развития мелкой моторики в игровой форме, стараются создать “ситуацию успеха”, обеспечить ребенку радость от выполнения задания, и добиваются этого эффекта изменением и доработкой пособий, которые используют в работе с ребенком. Очень важно дозировать нагрузку на ребенка как физическую, так и умственную, ведь чем больше нагрузка, тем больше утомление тем меньше результат. Для этого подбираются игрушки и пособия разные по цвету, форме, величине, используются знакомые ребенку предметы обихода, объекты реальной жизни. Очень эффективны совместные игры. На основе близких для ребенка сюжетов: “Семья”, “Магазин”, “Салон красоты” и др. Проговаривание того что делается, должно идти в течение всего дня.
Детям с ОВЗ необходимо развитие трудовых умений, овладение культурно-гигиеническими навыками, связанными с трудом по самообслуживанию. Это помогает им овладеть элементарной культурой труда. Далее происходит понимание целей действий, подбор инструментов, умение пользоваться выбранным инструментом, планировать последовательность действий, оценивать результаты труда. Происходит воспитание организованности и выдержки. Для успешной работы с ребенком с ОВЗ нужно всем вырабатывать по отношению к нему единые требования. Различные требования отрицательно влияют на психику и поведение ребенка.
Нужно знать, что с ребенком работают в детском саду и поддержите это дома, закрепите в силу того, что возможно. Детям с ОВЗ пришлось нелегко, они от вас, от родителей, получили большую дозу заботливости часто их даже необоснованные желания и требования, удовлетворялись. Но от этого надо отходить. Не заостряйте внимание ребенка на его болезни, не жалейте его вслух. Ребенок должен учиться критически относиться к своим поступкам.
Родителям рекомендуется проводить совместные прогулки с целью оздоровления, а также развивать наблюдательность и познавательный интерес к явлениям окружающей природы.
Только совместными усилиями родителей, специалистов и педагогов можно социализировать ребенка для дальнейшей жизни.
Рекомендации:
1. Чаще проводить время, совместные прогулки всей семьей.
2. Соблюдать режим ребенка.
3. Организовать уголок уединения ребенка.
4. Не акцентировать внимание ребенка на его болезни.
5. Необходимо расширять и обогащать словарь как пассивный, так и активный.
6. С помощью игр, прогулок, способствовать укреплению физического здоровья.
7. Развитие двигательных умений и навыков, координированных движений рук и ног, развитие мелкой моторики.
8. Создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоционального состояния и чувств.
9. Осознания собственной ценности, умение принимать себя такими, какие есть.
10. Развитие навыков совместной деятельности общения.