По многим причинам социально-экономического и политического характера в обществе возникли явления, которые негативно влияют на развитие личности: усиление преступности среди подростков, алкоголизм, наркомания, праздное времяпровождение, крайний индивидуализм и агрессивность одних и уход от действительности в компьютерные игры других. Для избегания углубления и расширения этих негативных процессов необходимо найти такие формы взаимодействия с подростками, младшими школьниками, которые способствовали бы развитию патриотизма, коллективистских качеств, чувства ответственности за общее дело, толерантности, сострадания, взаимопомощи, стремления трудиться на благо других. Для нас таким методом стал - метод проекта. Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети в деятельности испытывают истинную радость. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
Цель нашего проекта: организовать работу классного коллектива школьников, педагогов и родителей, способствующую возрождению лучших традиций благотворительности, передаче опыта поколений, социализации личности учащихся.
Задачи:
- Привлечь внимание к проблеме членов школьного сообщества: учащихся, педагогов, родителей.
- Развивать инициативу учащихся, поддерживать и поощрять их личное желание добровольно и бескорыстно заботиться о людях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
- Воспитывать лидерские качества, умение противостоять негативному влиянию социальной среды, толерантность и ответственность.
Сроки реализации проекта: 1 год.
Участники проекта: Учащиеся 4 класса.
Практическая значимость
В ходе проектной деятельности реализуется принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное. Стимулируется творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении. Дети учатся проводить анализ конкретных случаев, возникающих в жизни, даётся возможность разобраться в сложном мире человеческих взаимоотношений, учатся различать плохие и хорошие поступки, а так же выработать такие качества характера как, отзывчивость, доброжелательность, сопереживание. В дальнейшем учащиеся переносят полученные знания и опыт в обычную жизнь, что позволяет им лучше и успешнее адаптироваться к социальному миру.
Вид проекта
- По количеству участников - коллективный
- По контингенту участников – одновозрастной
- По продолжительности - годичный
- По приоритету - практико-ориентировочный, с элементами творческого, ролевого, исследовательского и информационного.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
- Создание команды единомышленников, способной организовать деятельность сверстников по решению социально значимых задач.
- Социализация личности школьников.
Перед нами не стояла проблема над выработкой темы данного проекта. Послужил случай, который произошел с учащимися нашего класса. На летней оздоровительной площадке, когда детям было дано свободное время, они во время игры в войну обломали ветки деревьев. Итогом беседы с детьми послужила экскурсия по школьному двору. Обратили внимание на скудность растительности на нашем школьном дворе. Оказалось, что на территории гимназии растет всего лишь это одно дерево. Тогда задались вопросом почему? И стали искать ответы. Начали мечтать: “Было бы хорошо, если бы...”. И вдруг раздался голос: “Да что мечтать? Давайте сделаем!” Что? Как? Где? Так мы вошли в проблему. Осенним днем вместе с родителями ребята вышли на посадку саженцев. Дети увидели внешний результат, но был результат еще внутренний, который переполнял их души эмоциями и требовал продолжение творить добро.
Действия человека часто противоречат, нарушают красоту и гармонию в природе, а выступив в роли “хороших хозяев”, мы тем самым обратили внимание, что лучше создавать, а не губить созданное природой, заняться не словами, а делом - воспитанием учащихся нашей гимназии. Наметили цель, примерный план действий. Во внимание брались все детские предложения. Из предложенных вариантов наметили поэтапное решение проблемы, определи сроки, действия. На это потратили не один день. Данные предложения совместно с детьми мы разделили по направлениям. План назвали “маршрутным путеводителем”. После составления маршрутного листа был определен принцип последовательности и системности работы над проектом, который неуклонно соблюдался на всех этапах работы. Все это мы объединили одним словом - проект, уточнили, что направленность его будет практико - ориентировочный. Стало понятно, что проект - это мечта, творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться, претворять мечту в жизнь. Мы стали творцами. Проект получил название “Дерево добра”. Стало понятно, что проект будет долгосрочным, ведь, избрав этот путь мы изначально не предполагали, что так увлечемся, что за каждым поворотом будет новая, бесконечная даль, которая манит, зовет изведать новое, незнакомое, расширяя новые горизонты.
Одним из направлений нашего проекта является “Солнце на ладошке”. Данное направление помогло ребятам получить знания, чтобы противостоять негативному влиянию среды, а также место, человека, способного оказать помощь в момент нравственного выбора. Следующее направление “От сердца к сердцу”. Работая над данным разделом, ребята получили информацию от очевидцев событий Великой Отечественной войны, приобрели социальный опыт в общении людей разных поколений. Социально-педагогическое сотрудничество людей разных поколений обогатило нравственный мир детей, научило их жизненно-ценным навыкам и знаниям, сохранять и передавать традиций. В направлении “Спешите делать добро” ребята передавали свой приобретенный опыт малышам. Это помогало им проявить свою социальную зрелость, реализовать творческий потенциал в социально значимой деятельности. Важное место заняло направление “Моя малая Родина”. В ходе работы узнали об истории возникновения поселка, о его тружениках, изучали профессии людей занятых в различных производствах. Благоустраивали территорию гимназии, изготовляли кормушки для птиц. Самым увлекательным направлением в проекте стал раздел “Жизнь дана на добрые дела”. В котором дети смогли проявить свое творчество, самостоятельность, потребность самореализации и самовыражения на основе осуществления многоплановой деятельности, направленной на удовлетворение разнообразных интересов детей.
Проект вышел за пределы одного мероприятия, вошел в дома учащихся и односельчан. Учащиеся видели, что нам интересно все, что они делают. Мы были и вдохновителями, и руководителями, и экспертами, и специалистами в разных областях знаний. А самая главная роль - создатели условий для развития творческих способностей и познавательных интересов, атмосферы сотрудничества и сотворчества.
В роли единомышленников выступили родители. Мы учили родителей, как надо обсуждать с учащимися тему, как правильно помогать, отбирать материал, ориентировать в потоке информации. Они слали нашими помощниками. Этот проект внес свой положительный момент в создание условий для мотивации к личностно- ориентированной деятельности, к формированию собственных ценностей и смыслов приобретенных знаний. Так возникли индивидуальные проекты. Ребята участвовали в школьном, муниципальном и региональном этапе научного объединения школьников “Поиск”, на котором представили свои работы по темам: “Моя улица”, “Моя родословная”, “Береза - символ России”, “Фронтовые дороги моего дедушки”.
В ходе реализации проекта мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга.
Завершением работы над проектом стал классный час “Спешите делать добро”, на котором ребята поделились своими впечатлениями, мыслями, думами и создали свое сердце доброты, где высказали пожелание будущим первоклассникам. А на дереве доброты, которое дети сделали своими руками, появились плоды, которые символизировали об удовлетворенности нашего проекта.