Цели урока:
- учить школьников распознавать источники фразеологизмов русских и заимствованных;
- научить с помощью “Фразеологического словаря” давать верное толкование фразеологическим оборотам;
- тренировать учащихся в правильном использовании фразеологизмов в речи.
Тип урока: урок общеметодической направленности с элементами игры “Крестики-нолики”.
Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: групповая работа (игра в команде, составление текста лингвистического описания по теме “Фразеология”), самостоятельная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные. Научиться составлять текст лингвистического описания по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя.
2. Метапредметные.
представлять конкретное
содержание и сообщать его в письменной и устной
форме.
3. Личностные.
- Формирование устойчивой мотивации к исследовательской и творческой деятельности.
- Используемые методы и технологии обучения: здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, проблемного обучения, игрового обучения.
Оборудование:
- Интерактивная доска, являющаяся игровым полем и экраном для презентации; “Школьный фразеологический словарь русского языка” (Сост. А.Ю. Москвин) – на партах учащихся; сборник Н.С. Ашукина, М.Г. Ашукиной “Крылатые слова”;
- презентация
Основные понятия, с которыми идет работа на уроке:
- синтаксические единицы,
- фразеологизмы,
- свободные словосочетания,
- текст лингвистического описания.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Сообщение темы урока. Все учащиеся делятся на две команды – “Крестики” и “Нолики”.
II. Опрос по домашнему заданию.
Как вы думаете, откуда появляются фразеологизмы? (История нашей Родины, обычаи предков; устное народное творчество; крылатые фразы из литературных произведений; русские ремесла (профессии); античная мифология; Библия; иностранные языки).
III. Актуализация опорных знаний
Выборочный диктант (устный)
На слух подсчитайте количество фразеологизмов в тексте. (Команда, которая дала больше всего правильных ответов, имеет право первого хода.)
СЕЛ В ГАЛОШУ
(Из приключений Ошибкина)
День я начал спустя рукава (1). Поводив маму за нос (2) насчёт уроков и покраснев до кончиков ушей (3), когда она меня вывела на чистую воду (4) и махнула на меня рукой (5), я сломя голову (6) помчался на стадион. На урок я опоздал, так как вышел из себя (7) из-за обидной шутки и подрался. Когда учительница неожиданно вызвала меня к доске, я вылез из кожи (8), чтобы правильно ответить, попытался взять себя в руки (9) и не ударить лицом в грязь (10). Но в конце концов я сел в галошу (11).
Ребята, читайте книжки дома от корки до корки (12), не считайте ворон (13) и не бейте баклуши (14), а то сядете в галошу, как я. (14 фразеологизмов)
(И.Л. Челышева)
IV. Постановка целей и задач урока.
Сегодня, ребята, вы сами будете выбирать для себя задания, открывая поочередно поля игры “Крестики-нолики”. В работе над заданиями вам помогут фразеологические словари, лежащие на партах. За каждое верно выполненное задание команда получает одно слово. В конце урока из этих слов должно получиться широко известное высказывание знаменитого французского писателя, блестящего стилиста.
V. Работа над темой урока.
Вопросы и задания:
1. Откуда пришли такие выражения, как телячий восторг, проглотить пилюлю, играть роль, привести к одному знаменателю, тяжёлая артиллерия, по щучьему велению, а воз и ныне там.
Ответы: Из сельскохозяйственной жизни, из врачебной практики, из театральной жизни, из математики, из военной жизни, из сказок, из басни И. А. Крылова “Лебедь, рак и щука”.
2. Назовите 5 фразеологизмов, пришедших из сказок.
Ответы: По щучьему велению, битый небитого везёт, за тридевять земель, сказка про белого бычка, рожки да ножки.
3. Назовите пять “крылатых” выражений из басен Крылова.
Ответы: А ларчик просто открывался; Услужливый дурак опаснее врага; А воз и ныне там; Слона-то я и не приметил; А Васька слушает да ест.
4. Выясните с помощью фразеологического словаря источники заимствованных фразеологизмов:
1)На сон грядущий, т.е. перед сном; перед тем,
как лечь спать.
2)Глас вопиющего в пустыне – призыв,
который остается безо всякого ответа.
Ответы: 1)Возникновение фразы: из православных молитвенников, где имелся раздел молитв “на сон грядущим”. Имеются в виду молитвы, которые вечером читают те, кто “грядет” (т.е. идет) спать.
2) Возникновение фразы: Библейская история гласит, что один из пророков обратился к израильтянам с просьбой приготовить путь для Бога. Но просьба пророка, к сожалению, так и осталась гласом вопиющего в пустыне.
5. Объясните с помощью фразеологического словаря смысл выражений: поставить точку над I, Прометеев огонь, семь чудес света.
Ответы: Поставить точку над I — закончить, завершить какое-нибудь дело, выяснить и раскрыть все до конца; уточнить, не оставив ничего недосказанным. Такое выражение появилось потому, что в русской азбуке употреблялось так называемое десятиричное и (I), или и с точкой (такая буква есть и в латинском алфавите). Буква I была отменена у нас реформой русской орфографии в 1918 году.
Прометеев огонь. Так говорят о страстном, неугасающем стремлении к творчеству, к борьбе за возвышенные цели. Прометей — сын Титана Япета и Климеты, брат Атласа и Эпиметея и отец Девкалиона. Ловкий, энергичный и умный, он защищал от Зевса обиженных смертных и спас их от предстоящей погибели. Он похитил с неба огонь и научил людей пользоваться им. За это Зевс послал людям (роду Япета) “Ящик Пандоры”, наполненный всеми бедствиями земными, а Прометея он велел Гефесту приковать к скале Кавказа, где орел выклевывал у него ежедневно печень, вновь вырастающую за ночь. По другим источникам, Прометей не только защитник, благодетель и учитель смертных, но он и создатель людей: он вдохнул в них похищенный у Зевса огонь.
Семь чудес света — так говорят о чем-либо удивительном, редкостном, необычайном, выдающемся. Так назывались в древности семь замечательных сооружений, отличающихся или роскошью, или грандиозностью и художественным исполнением, даже и развалины их поныне вызывают удивление. К ним причислены: египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды в городе Эфесе, изваяние Зевса работы Фидия в Олимпии, мавзолей, воздвигнутый царю Мавзолу его женой Артемизией в Галикарнассе, гигантская статуя Колосс Родосский и маяк на острове Фарос в Александрии.
6. Подберите синонимы к следующим выражениям:
а) сесть в калошу (потерпеть неудачу, оказаться в смешном положении);
б) ломать голову (решать трудный вопрос);
в) хватать на лету (быстро);
г) без сучка, без задоринки (хорошо).
Каковы источники этих фразеологизмов?
7. Приведите примеры фразеологизмов, образованных в наши дни.
Ответы: Зеленая улица, люди доброй воли.
8. Допишите фразеологизмы: дрожит (как осиновый лист); надулся (как мышь на крупу); кататься (как сыр в масле); путеводная (звезда); вариться (в собственном соку); втирать (очки); кривить (душой); первая (ласточка); стреляный (воробей); мокрая (курица); умирающий (лебедь); белая (ворона); кануть (в Лету); скрепя (сердце); до мозга (костей); ни к селу (ни к городу); закадычный (друг); страдная (пора); угрызения (совести).
9. Выясните значение и источники заимствованных фразеологизмов:
1) Смотреть сквозь пальцы (сознательно не замечать что-либо)
Откладывать в долгий ящик (на неопределённое время)
Ответы: немецкий язык.
2) Не в своей тарелке (неудобно, скованно,
не на месте)
С высоты птичьего полёта (с такой высоты,
что всё видно, сверху)
Ответы: французский язык.
VI. Рефлексия.
Что нового вы узнали о фразеологизмах?
Каковы же источники возникновения фразеологизмов?
VII. Подведение итогов игры, составление зашифрованной фразы.
“Словарь - это вся Вселенная в алфавитном порядке”. Анатоль Франс
VIII. Домашнее задание.
Творческое задание (дифференцированное).
1. Написать новый рассказ о приключениях Ошибкина, используя фразеологизмы.
2. Сочинение-размышление о роли словарей в жизни людей (в качестве эпиграфа можно взять слова Анатоля Франса).