Цель мероприятия:
- привитие интереса к предмету математики;
- осуществление практического применения математики;
- развитие логического мышления, оригинальности, способности к анализу, творческих и интеллектуальных способностей;
- воспитание трудолюбия и усидчивости.
План проведения:
- Вступительное слово ведущего.
- “Знакомство”.
- Разминка “Кто быстрее”.
- Конкурс “Основной капитал”.
- Конкурс “Аукцион”.
- Конкурс “Реванш”.
- Заключительное слово ведущего.
- Награждение победителей.
Оборудование: презентация PowerPoint, раздаточный материал с задачами.
Конкурс-игра “Мистер-Математик”
(слайд 1)
Доводы, до которых человек додумался сам,
убеждают его больше, чем те,
которые пришли в голову другим”.
(Луи Паскаль) (слайд 2)
Сценарий
1. Вступительное слово ведущего.
Ведущий.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука –
Это математика!
2. “Знакомство” (слайд 3)
Лозунг 1 “Набирайся ума в учении, храбрости в сражении” (слайд 4)
Лозунг 2 “Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий!” (слайд 5)
Лозунг 3 “Тяжело в учении – легко на ЕГЭ” (слайд 6)
Лозунг 4 “Цыплят по осени считают, а знания на ЕГЭ проверяют” (слайд 7)
Лозунг 5 “Делу время, а потеха после ЕГЭ” (слайд 8)
Ведущий.
С тех пор, как существует мирозданье
Такого нет, кто б не нуждался в знанье.
Какой мы не возьмем язык и век -
Всегда стремился к знанью человек....
3. Разминка “Кто быстрее”.
Каждому участнику по очереди задается вопрос, если он не знает ответа, то отвечает другой участник. За каждый правильный ответ 1 балл.(слайд 10-12)
• отрезок, соединяющий точку окружности с ее
центром (радиус)
• отрезок, соединяющий вершину треугольника с
серединой противолежащей стороны (медиана)
• формула синуса двойного угла ()
• формула косинуса двойного угла через синус ()
• синус острого угла прямоугольного
треугольника (отношение противолежащего катета
к гипотенузе)
• график квадратичной функции (парабола)
• угол, смежный с углом треугольника при данной
вершине (внешний угол)
• прямоугольник, у которого все стороны равны
(квадрат)
• косинус острого угла прямоугольного
треугольника (отношение прилежащего катета к
гипотенузе)
• формула площади равностороннего треугольника
• отрезок, соединяющий две любые точки
окружности (хорда)
• формула площади прямоугольного треугольника
• множество точек плоскости, равноудаленных от
данной точки (окружность)
• сумма длин всех сторон многоугольника
(периметр)
• ромб, у которого все углы прямые (квадрат)
• признак перпендикулярности прямой и плоскости
(если прямая перпендикулярна двум
пересекающимся прямым, лежащим в плоскости , то
она перпендикулярна самой плоскости)
• формула Герона для нахождения площади
треугольника
• формула косинуса двойного угла через косинус
•тригонометрическая формула, связывающая
тангенс и косинус ()
• формула объема пирамиды
• график линейной функции (прямая)
• формула объема цилиндра
• формула, с помощью которой можно найти синус
через котангенс ( )
• на сколько равносторонних треугольников
разбивается диагоналями правильный
шестиугольник (6)
• отрезок, соединяющий не соседние вершины
многоугольника (диагональ)
• самая большая сторона в прямоугольном
треугольнике (гипотенуза)
•формула полной поверхности пирамиды ()
• формула площади ромба
• формула площади треугольника через радиус
вписанной окружности ()
• формула объема призмы ()
4. Конкурс “Основной капитал” (слайд 13)
(Зарабатываем основной капитал). Каждой команде выдается комплект однотипных задач. Каждая задача стоит 4 балла. Команда должна дать как можно больше правильных ответов за отведенное время (4-5 минут или меньше, если одна из команд решила все задачи). Ответы должны быть записаны на лист ответов. Ведущий проверяет ответы, выставляются баллы. Команды получают следующий набор из 4-х задач...(и так 3 раза). Выставляется итоговый счет за первый раунд.
Задачи для конкурса.
1.1. Теплоход рассчитан на 1000 пассажиров и 30 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 50 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?
1.2. Флакон шампуня стоит 120 рублей. Какое наибольшее число флаконов можно купить на 700 рублей во время распродажи, когда скидка составляет 35%?
1.3. В пачке 250 листов бумаги формата А4. За неделю в офисе расходуется 700 листов. Какое наименьшее количество пачек бумаги нужно купить в офис на 8 недель?
1.4. В университетскую библиотеку привезли новые учебники для трёх курсов, по 360 штук для каждого курса. В книжном шкафу 9 полок, на каждой полке помещается 25 учебников. Какое наименьшее количество шкафов потребуется, чтобы в них разместить все новые учебники?
2.1. Найдите площадь треугольника, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см x 1 см. Ответ дайте в квадратных сантиметрах.
2.2. Найдите (в см2) площадь S фигуры, изображенной на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см x 1 см (см. рис.). В ответе запишите .
2.3. Найдите площадь ромба, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см x 1 см (см. рис.). Ответ дайте в квадратных сантиметрах.
2.4. Найдите площадь трапеции, изображенной на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см x 1 см (см. рис.). Ответ дайте в квадратных сантиметрах.
2.5. На клетчатой бумаге нарисованы два круга. Площадь внутреннего круга равна 34. Найдите площадь закрашенной фигуры.
3.1. Найдите корень уравнения:
3.2. Найдите корень уравнения:
Если уравнение имеет более одного корня, в ответе укажитебольший из них.
3.3. Найдите корень уравнения .
3.4. Найдите корень уравнения .
5. Конкурс “Аукцион” (14 слайд) Каждой команде предлагается решить одну задачу (коллективно или распределив работу) и назвать правильный ответ. Начальная цена задачи – 4 балла. Если ответ правильный, то 4 балла добавляются к счету этой команды. Если ответ неправильный, то 4 балла вычитаются из счета этой команды, а цена задачи становится 8 баллов (затем 16, 32, ...). Так продолжается до тех пор, пока не назван правильный ответ. После этого переходим к новой задаче (их всего 5). Не забываем менять счет на доске.
Затем подводится предварительный итог и называется цена домашней задачи, исходя из того, чтобы команда, набравшая самое маленькое количество баллов (при условии, что они полностью и верно решили обе домашних задачи), могла на 1 балл обогнать команду, которая по предварительным итогам набрала наибольшее количество баллов.
Задачи для конкурса.
Чему равна сторона правильного шестиугольника, вписанного в окружность, радиус которой равен 39?
Материальная точка движется прямолинейно по закону где х — расстояние от точки отсчёта (в метрах), t — время движения (в секундах). Найдите её скорость (в метрах в секунду) в момент времени t = 2 с.
Найдите значение выражения , если .
Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 50 км, одновременно выехали автомобилист и велосипедист. Известно, что в час автомобилист проезжает на 40 км больше, чем велосипедист. Определите скорость велосипедиста, если известно, что он прибыл в пункт В на 4 часа позже автомобилиста. Ответ дайте в км/ч.
Найдите наибольшее значение функции у = 7cosx + 16x - 2 на отрезке
Один мастер может выполнить заказ за 6 часов, а другой — за 3 часа. За сколько часов выполнят заказ оба мастера, работая вместе?
Найдите значение выражения
Конкурс “Реванш” (15 слайд) Команды сдают решения домашних задач. Учитель должен проверить их к следующему уроку, чтобы подвести окончательный итог. Оценивается обоснованное решение и ответ.
Домашнее задание
7. Заключительное слово ведущего.
Закончился конкурс,
Закончилась встреча,
Настал расставания час
Мы все чуть устали,
Но нас согревали
Улыбки и блеск ваших глаз.
Подведение итогов и награждение. (слайд 16)
Советы ведущего:
“Учиться можно только весело...”
“Чтобы переваривать знания,
Надо поглощать их с аппетитом” (слайд17)
Пожелания достают из шкатулки сами учащиеся.
- Научиться преодолевать трудности при решении математических задач
- Справляться с любыми трудными задачами
- Получать по математике только пятерки
- Получать только пятерки по всем предметам
- Выполнять все домашние задания только на “5”
- Успешно сдать ЕГЭ
- Набрать 100 баллов на ЕГЭ по математике
- Стать отличником
- Иметь годовую оценку “5” по математике
- Научиться выступать перед аудиторией
- Поступить в учебное заведение, которое выбрал.
- Выучить все тригонометрические формулы
- За все контрольные работы по математике иметь только пятерки
- Выучить все теоремы по геометрии
Используемая литература.
- ЕГЭ. Математика. Профильный уровень: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И. В. Ященко. — М.: Издательство “Национальное образование”
Интернет-источники.
- http://alexlarin.net/
- https://math-ege.sdamgia.ru/?redir=1
- http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege