Интегрированный урок по теме «Белки»

Разделы: Химия, Биология


На уроке заложены возможности предусмотренного ФГОС формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.

На первом этапе урока у учащихся формируются учебно-организационные умения и навыки (определение индивидуальных и коллективных задач, владение различными способами самоконтроля).

На втором и третьем этапах урока формируются учебно-информационные, учебно-логические умения и навыки (работа с учебниками, составление на основе текста схемы, подготовка доклада,  установление причинно-следственных связей, оперирование к понятиям сущности).
На последнем этапе (рефлексия) формируются учебно-коммуникативные знания и умения (выслушивание мнения других, оценка разных точек зрения). В результате у учащихся формируется адекватная самооценка как условие благополучности личности.

Цель урока:

  • Образовательная: способствовать дальнейшему формированию знаний обучающихся о белках как представителях органических веществ: их аминокислотном составе, свойствах, качественных реакциях на белки, явлении денатурации.
  • Развивающая: развить представления обучающихся о видах органических соединений; развивать любознательность и интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
  • Воспитательная:  формирование навыков поведения в коллективном и индивидуальном учебном труде, навыков грамотного обращения с химическими веществами, осознанного отношения к своему здоровью.
  • Деятельностная: формирование у обучающихся умений составлять формулы полипептидов, обосновывать амфотерность аминокислот, проводить качественные реакции на белки; применять эти умения в нестандартных ситуациях.
  • Содержательная: расширить понятийную базу по видам органических соединений,  функциональным группам, типам химической межмолекулярной связи – донорно-акцепторная связь, водородная связь, карбоксильная группа, амино- группа, пептидная связь, реакции поликонденсации, структуры белка, денатурация, качественные реакции на белок.

Задачи: 

  • Вспомнить из курса биологии значение белков в живом организме, продолжить изучение строения аминокислот, механизм образования пептидной связи; продолжить формирование умений составлять формулы органических соединений, объяснять механизм образования донорно-акцепторной и водородной связи (предметный результат);                          
  • Продолжить развивать умения: анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
    осуществлять классификацию явлений, выявлять причинно-следственные связи, работать в парах (метапредметный результат);
  • Сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).


Методы и методические приемы:  проблемный, эвристический, наглядный.

Оборудование и реактивы: ноутбук, проектор мультимедийный, презентация;  пробирки, штатив, сульфат меди, гидроксид натрия, концентрированная  азотная кислота, спиртовка, лакмусовая бумага, белок куриного яйца, спирт, модель белковой молекулы, таблицы: «Аминокислоты», «Структуры молекулы белка», карточки с заданиями.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

I. Актуализация знаний и постановка цели урока

1. Организационный момент.  Предлагает угадать и определить объект изучения.
Актуализация знаний.
Слайд 3
Сообщение ученика об истории открытия белков.
Сообщает о вкладе ученых (российских и немецких) в исследование строения и функций белков.
Слайд 4 и 5
Приложение 1

 

Отгадывают объект изучения.

 

 

 

Слушают рассказ и вопросы учителя.
Отвечают на вопросы учителя. Контролируют правильность ответов учащихся

Давать определение понятиям «полимеры», «белки», «аминокислоты», «ферменты».
Обобщать понятия.
Осуществлять сравнение и классификацию.
Строить логические рассуждения.
Устанавливать межпредметные связи.
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания

 

Слушать в соответствии с целевой установкой.
Дополнять, уточнять ответы одноклассников

 

Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся.
Уметь выражать свои мысли в устной форме, строить понятные для собеседника речевые высказывания

 

Понимать единство естественнонаучной картины мира, фундаментальных законов природы

 

 

Знать и оценивать вклад российских ученых в развитие мировой химической науки

II. Изучение нового материала

1. Определение белков
Слайд 6
2. Вместе с учащимися вспоминаем  общую формулу аминокислот. Говорит об амфотерности аминокислот. Демонстрирует 3D модели аминокислот
Слайд 7
Слушают учителя и ответы одноклассников. Записывают в тетрадях формулы аминокислот, выдвигают предположение об общей формуле.
Называют элементы и функциональные группы в составе молекул АК,
-выявляют сходство и отличие в молекулах разных аминокислот.

Обобщать понятия, осуществлять сравнение и анализ изученных данных. Устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы.

 

Структурировать знания, использовать знаки, схемы для объяснения различных явлений.

Слушать в соответствии с целевой установкой.
Дополнять, уточнять ответы учителя, оформлять, проверять, оценивать конечный результат.
Адекватно использовать письменную речь, взаимодействовать с одноклассниками и учителем.

Управление познавательной деятельностью.

 

 

Развивать трудолюбие

 

Понимать единство естественнонаучной картины мира, фундаментальных законов природы

  Вместе с учителем составляют схему образования пептидной связи. Уметь характеризовать явления, классифицировать информацию, делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи Слушать в соответствии с целевой установкой.
Дополнять, уточнять ответы учителя, оформлять, проверять, оценивать конечный результат.
Адекватно использовать письменную речь, взаимодействовать с одноклассниками и учителем.  

2. Учитель химии рассказывает об  аминокислотах входящих в состав белков. Заменимые и незаменимые аминокислоты.
Слайд 8-10
Полноценные и неполноценные белки.
Слайд 11-12
Качественный состав белков.
Слайд 13
Относительные молекулярные массы белков.

Слайд 14

Слушают. Зарисовывают в тетради схемы, иллюстрирующие структуры белка, приводят примеры. Отвечают на вопросы, обсуждают проблему. Уметь характеризовать явления, классифицировать информацию, делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи. Слушать в соответствии с целевой установкой.
Дополнять, уточнять ответы учителя, оформлять, проверять, оценивать конечный результат.
   

Химические формулы белков.
Слайд 15

Составляет схему образования пептидной связи.

Слушают учителя, зарисовывают в тетради схемы, иллюстрирующие структуры белка, приводят примеры.     Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми  

3.Учитель биологии рассказывает о классификации белков по функциям.

Слайд 16-24

Отвечают на вопросы, обсуждают проблему

 

 

Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, уметь слушать объяснения учителя и ответы одноклассников.

Знать и оценивать вклад российских ученых в развитие мировой химической науки

4. Каталитическая функция белка.
Слайд 18
Организует проведение и наблюдение за результатами в ходе лабораторного опыта.
(действие пероксида водорода на срезы: картофеля и печени - сырых и подвергнутых тепловой обработке)
Наблюдают за ходом  эксперимента.
Обсуждают результаты эксперимента.
Формулируют условия, необходимые для возникновения и протекания реакций.
Самостоятельно записывают в тетрадь уравнения реакций.
Проводить наблюдение за ходом демонстрационного эксперимента.
Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
Объяснять наблюдаемые явления.

Принимать и сохранять учебную задачу.

 

Слушать в соответствии с целевой установкой.
Дополнять, уточнять ответы одноклассников.

Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную и письменную речь.
Слушать собеседника, при необходимости вступать с ним диалог
Формировать ответственное отношение к учебе, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.
Развивать любознательность и интерес к естественным наукам.

Предлагает обсудить вопрос:
- в каких отраслях деятельности человека могут использоваться данные реакции? Белковые продукты
Слайд 25-27

 

Отвечают на вопросы.

Думают над поставленным учителем вопросом. Выдвигают версии.

 

 

 

5. Учитель биологии рассказывает о структурах белковой молекулы
Слайд 28-32

Отвечают на вопросы учителя. Ответы учащихся сопровождаются показом презентации.

Умение применять ранее полученные знания, умение сравнивать и сопоставлять информацию. Навыки закрепления материала, формирование пространственного мышления в области молекулярной биологии.

 

 

Управление познавательной деятельностью.

6.Уучитель химии
Рассказывает о физических свойствах белков
Слайд 33


Рассказывает о денатурации белковой молекулы
Слайд 34-37

Выполняют эксперимент в соответствии с инструкцией (П):
К раствору белка приливают этиловый спирт, наблюдают за реакцией. Делают выводы.
Правильно обращаться с лабораторным оборудованием. Применять полученные знания для проведения эксперимента.
Самостоятельно проводить эксперимент.

Осуществлять само- и взаимоконтроль процесса выполнения эксперимента и коррекцию своей деятельности.

Оценивать конечный результат.

Устанавливать рабочие отношения в группе, осуществлять совместные действия для решения поставленной задачи. Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Развивать любознательность и интерес к самостоятельной исследовательской деятельности
Грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту.
Организует деятельность учащихся по выполнению лабораторного опыта  «Действие этилового спирта на белок»:
- предлагает провести эксперимент в соответствии с инструкцией и оформить в  тетради (Приложение 4)
Приводят в порядок рабочее место.
Составляют отчет о проведенном исследовании.
Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ.
Описывать самостоятельно проведенные эксперименты.
Создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Грамотно оформлять результаты исследования Участвовать в совместном обсуждении результатов эксперимента Воспитание осознанного отношения к собственному здоровью (отказ от принятия алкоголя).
Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Гидролиз белка
Слайд 38
Качественные реакции на белок
Слайд 39-41

 

Объяснять явления, выявленные в ходе эксперимента.
Формирование умений проводить качественный анализ.

Грамотно оформлять результаты исследования

Участвовать в совместном обсуждении результатов эксперимента

Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

7. Организует контроль усвоения новых понятий, закрепление знаний по теме урока:
- предлагает рассказать о значении белков в жизни человека.
Организует обсуждение проблемы:
как решить проблему дефицита белка в мире?

Рассказывают о функциях белков. Обсуждают проблему искусственной и синтетической пищи, ГМ-белка.

Выполняют тест на повторение знаний о белках и АК, интерактивное задание по структурам белка.

Учиться  обобщать, устанавливать аналогии, характеризовать, объяснять, овладевать методами научного познания, использовать знаки, модели, символы, схемы.
Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы на основе имеющейся информации.
Принимать и сохранять учебную задачу.
Слушать в соответствии с целевой установкой.
Дополнять, уточнять ответы одноклассников
Адекватно использовать речевые средства.
Строить монологическое высказывание.
Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Понимать значимость химических знаний в практической жизни

Понимать общность естественных наук и единство естественнонаучной картины мира.

Подводит итоги урока.
Слайд 42

Делают выводы, осуществляют рефлексию.

 

 

 

Развивать навыки самоконтроля и самооценки.

III. Домашнее задание

Учитель подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Организует объяснение выполнения домашнего задания:
1. § 27 учебника.

Приложение 2

Приложение 3