Методическая разработка на дополнительные групповые занятия по теме "Отношения между гражданами и исполнительной властью"

Разделы: История и обществознание


Введение

Отличительными особенностями рабочей программы являются:

– практико-ориентированный подход к изложению и применению в реальной жизни правовой информации;

– усиление акцента на формирование правовой грамотности лиц, имеющих, как правило, недостаточный уровень правовой компетентности;

– создание условий адаптации к социальной действительности и будущей профессиональной деятельности;

– акцентирование внимания на вопросах российской правовой системы в контексте ее интеграции в международное сообщество;

– формирование уважения к праву и государственно-правовым институтам с целью обеспечения профилактики правонарушений в молодежной среде;

– обеспечение необходимых правовых знаний для их практического применения в целях защиты прав и свобод личности молодежного возраста.

Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся учреждений СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.

На изучение практико-ориентированных тем по отраслям права, обеспечивающих правовую компетентность в профессиональной дальнейшей деятельности учащихся, рекомендуется активизировать их самостоятельную работу и предложить такие формы деятельности как:

– работа с правовой информацией, в том числе с использованием современных компьютерных технологий, ресурсов Сети Интернет;

– подготовка и реализация проектов по заранее заданной теме;

– исследование конкретной темы и оформление результатов в виде реферата, доклада с презентацией на миниконференции;

– работа с текстом из учебника, дополнительной литературы;

– решение практических задач, выполнение тестовых заданий по темам;

– участие в ролевых, имитационных, сюжетных, деловых играх и разновариантных формах интерактивной деятельности;

– дискуссия, брейн-ринг;– решение задач; – работа с документами.

Организация занятий в таких случаях может осуществляться в форме семинаров, практических занятий, конференций, коллоквиумов, презентаций. Учащимся предлагается также самостоятельная работа по подготовке рефератов.

1. Пояснительная записка

Программа  предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

а) в области познавательной деятельности - умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);

б) в области информационно-коммуникативной деятельности - поиск новой информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах; отделение основной информации от второстепенной; передача содержания информации адекватно поставленной цели; критическое оценивание достоверности полученной информации; умение давать определения, приводить доказательства, владеть навыками публичных выступлений;

в) в области рефлексивной деятельности - понимание ценности образования как средства развития личности, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности:

г) участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности;

д) умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.

е) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности

Цели и задачи занятий – требования к результатам освоения занятий:

В результате изучения права на занятиях студент должен

Понимать

  • общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы правовой защиты прав человека;

уметь

  • характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
  • объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
  • различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    • поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
    • анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
    • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
    • применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
    • осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
    • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
    • обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

2. Объем учебных занятий и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 18
в том числе: теоретические занятия

практические занятия

16

2

Самостоятельная работа -
Изучение нормативных документов  
аттестация в форме зачета  

3. Структура и рабочее содержание занятий

3.1. Конституция Российской Федерации 1993 года

Среди всех законов, регулирующих многочисленные отрасли жизни общества, главенствующую позицию занимает Конституция Российской Федерации (КРФ). Она представляет собой документ, принятый всенародным и всеобщим голосованием. Он разделен на несколько частей и определяет все отрасли жизни общества. Почему она так важна?

Во-первых, ни один другой закон не может идти вразрез с ней. Это тщательно контролирует Конституционный суд России.

Во-вторых, именно она принята не органами власти, а на основе голосования всего народа, проживающего в РФ. Кому и зачем нужно ее знать? Конституцию России или хотя бы основные ее положения необходимо знать каждому гражданину страны. Это тот документ, который должен быть знаком абсолютно всем. Зачем это нужно? Дело в том, что ни один другой закон не может противоречить Конституции, а это означает, что именно она – основа всего законодательства страны.

Для рядового гражданина такие знания – гарантия соблюдения своих гражданских обязанностей и возможность защиты прав. Нельзя рассчитывать на осуществление установленных и гарантируемых государством свобод гражданина без их соответствующего знания. Именно поэтому нельзя пренебрегать знанием этого важнейшего документа. Для профессионального юриста, судьи или другого лица, работающего в соответствующей сфере, знание Конституции не только обязанность, но и показатель профессионализма. Таким образом, Конституция РФ – основной документ, которому должны соответствовать и не противоречить другие нормативно-правовые акты. Этот документ принят российским народом на референдуме, следовательно, является гарантом соблюдения прав и свобод каждого человека, независимо от веры, взглядов и социального положения.

Структура. Конституция РФ имеет не стандартную структуру, которая присуща многим другим кодексам и законам.

Она включается в себя: преамбулу; основные положения; заключительные и переходные положения.

Что такое преамбула? Это небольшое вступление патриотического содержания, которое отражает позицию всего российского народа по согласию к принятию верховного закона.

Основные положения делятся на девять глав, которые разбиваются на статьи: из первой главы можно узнать о конституционном строе государства, что включает равенство народов, рас, полов. Кроме того, равноправные отношения субъектов, политический плюрализм, демократический режим и т.д. во второй главе устанавливаются основные и защищаемые законами права и свободы человека; третья глава определяет устройство государства, как федеративное; из глав с 4 по 8 можно узнать положение Президента, судебной власти, Правительства, органов местного самоуправления и т.д.;  заключительная глава в первом разделе посвящена правилам и порядку пересмотра положений действующей Конституции.

Второй раздел включает переходные положения, которые касаются, в основном, работы Государственной думы, Федерального Собрания, а также времени вступления документа в силу.

2. Гражданский кодекс РФ

Гражданский кодекс (ГК РФ) определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных и интеллектуальных прав; регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими, договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица, а также в них могут участвовать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Структура. Кодекс состоит из 4 частей.

Первая часть включает в себя понятия объектов гражданских прав, сделок, положения о праве собственности и иных вещных правах, понятия обязательств и общие положения о договорах.

Вторая часть раскрывает устанавливает правовые нормы в отношении отдельных видов договорных обязательств, таких как, например, купля-продажа, оказание услуг, страхование, кредитование и прочее.

Часть третья посвящена наследственному праву и международному частному праву. В ней определяется порядок наследования по завещанию и по закону. Установлено, какое право применяется, когда одной из сторон является иностранное лицо или имущество находится за границей.

Четвертая часть регулирует отношения, касающиеся интеллектуальной собственности. Сюда относятся авторские и смежные с ними права, патентное право, ноу-хау. Рассматриваются средства защиты авторских прав и ответственность за их нарушение.

3.3. Семейный кодекс РФ

Главными объектами защиты закон провозглашает: семью, как исходную ячейку общества; материнство (отцовство) и детство, как самые незащищенные и уязвимые категории. Указанный закон – основной в сфере семейных отношений, никакие другие, принятые на территории страны, не могут ему противоречить.

Структура СК РФ 2016 состоит из VIII разделов: I содержит общие начала, применимые ко всему кодексу, такие как, цели и задачи законодательства о семье, его основы; II посвящен правилам заключения, а также прекращения брака; III раздел описывает все права и обязанности, возникающие у лиц после приобретения нового статуса супругов; IV раздел включает в себя права и обязанности родителей, а также детей; V содержит информацию об алиментах; VI раздел посвящен видам и формам воспитания, применимого к детям, которые остались без попечения родителей; VII рассматривает все возникающие вопроса в области семейного законодательства с участием лиц, имеющих гражданство иного государства и лиц без гражданства; VII I– итоговый. Разделы подразделяются на главы, которые, делятся на более мелкие элементы – статьи. Кому и зачем нужно его знать? Практически каждый человек в разное время и в разной степени вовлечен в семейные отношения. Семья – структурная единица общества, поэтому регулировать внутрисемейные отношения крайне важно.

В зависимости от вида профессиональной деятельности, некоторым лицам необходимо досконально знать СК РФ (сотрудники ЗАГСа, юристы и т.д.). Если нет такой необходимости, то уровень знаний в области семейного законодательства может быть чуть ниже. Однако совершенно не знать, хотя бы в общих чертах, кодекс просто непозволительно. Каждый должен понимать, и иметь представления о правах, обязанностях и возможности их реализации в рамках семейных отношений. При возникновении некоторых жизненных обстоятельств может потребоваться более широкое знание закона (выплата алиментов, развод, раздел имущества и т.д.). Отсюда понятно, что знание семейного законодательства, так или иначе, необходимо абсолютно каждому. В итоге, Семейный Кодекс РФ – главный законодательный акт государства, в котором изложены все положения по регулированию семейных отношений. Он создан с целью упорядочения, структурирования норм, отстаивания прав членов семьи, особенно самых уязвимых и нуждающихся в постоянной защите.

3.4. Жилищный кодекс РФ

Гражданину Российской Федерации на сегодняшний день предложен концептуально новый документ, регулирующий отношения в сфере жилищного права. Под жилищными отношениями правоведы подразумевают сложные и разнообразные процессы, которые регулируются определенным нормативным актом в этой сфере.

Под жилищным законодательством подразумевается описание совокупности нормативных мер, благодаря которым, государство может устанавливать, изменять и отменять нормы жилищно-правового характера. Основой системы законодательства в области жилья являются следующие документы:

  1. Источник правовых основ отечественного нормативного законодательства - Конституция РФ
  2. Современная редакция Жилищного Кодекса России с комментариями.
  3. Главы и статьи Земельного и Градостроительного Кодексов.
  4. Комплекс федеральных законов и законодательные акты субъектов Федерации.

Структура. В Жилищном Кодексе подробности и нюансы рассматриваются в десяти основных разделах, главах и статьях. Характерным признаком документа этой категории является то, за каждым из разделов закрепляются нормы определенного порядка. Последовательность следующая.

  1. Описание общих правил и принципов работы жилищного законодательства.
  2. Определение и толкование прав собственности и иных правовых инструментов в отношении жилой недвижимости.
  3. Перечень нюансов по предоставлению помещения согласно с договорами социального найма.
  4. Разъяснение порядка обращения со специальными фондами жилья.
  5. Регулирование деятельности и всех взаимосвязанных действий в функционировании жилищных и жилищно-потребительских кооперативов.
  6. Определение порядка и особенностей по образованию, работе и прекращению существования товарищества собственников жилого фонда.
  7. Особенности порядка начислений, расчетов и осуществления уплаты за потребленные коммунальные услуги и использование жилья.
  8. Регламентирование порядка управления домами.
  9. Освещение вопросов, которые касаются осуществления капительных ремонтов объектов жилого назначения.
  10. В последнем разделе Кодекса описание данных о лицензировании, порядке получения разрешительных документов для осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.

Современным Жилищным Кодексом России рассмотрены аспекты и изложен блок исчерпывающей информации, касающейся всех сторон реализации отношений по отношению жилого фонда.

Нюансы жилищных отношений

С постепенным переходом экономических, общественных и социальных отношений в наше время в область цивилизованных рыночных отношений огромное значение приобрели те сферы финансово-правовых отношений, в которых лежит жилищный вопрос во всем его разнообразии и многогранности:

  • Привлечение в собственность.
  • Осуществление приватизации.
  • Сделки купли-продажи.
  • Завещание и наследование.
  • Деление и объединение имеющихся жилых объектов.
  • Приобретение жилья за счет материнского капитала.
  • Другие операции, возможные в современном правовом поле.

Новая редакция основного законодательного документа детально и весьма доступно для рядового гражданина рассматривает особенности всех процедур и взаимоотношений, которые в наши дни могут возникнуть на рынке жилья.

На сегодняшний день здесь, на основании действующей Конституции закреплены права граждан с низкими доходами на получение бесплатного, доступного практически всем жилья. Жилищный Кодекс 2017 является важнейшим кодифицированным актом, регулирующим отношения, которые направлены на реализацию прав граждан РФ на жилище и вопросы, какие могут возникать в процессе обращения с фондом жилья.

В чем целесообразность знания

Известная истина, что знание – это оружие, которое может пригодиться, полностью относится и к положениям нового Жилищного Кодекса.

Необходимость владеть определенным комплексом знаний появляется для того, чтобы избежать мошеннических действий.

3.5. Налоговый кодекс РФ

Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, общие правила исполнения обязанности по их уплате, основы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, порядок обжалования актов налоговых органов и прочее.

Вторая часть кодекса содержит положения о конкретных налогах (федеральных, региональных и местных), сборах и специальных налоговых режимах.

К федеральным налогам относятся НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДПИ, водный налог. Также в федеральный бюджет уплачиваются сборы за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов и госпошлина.

В число региональных входят транспортный налог, налоги на игорный бизнес и на имущество организаций.

Местные налоги - земельный, налог на имущество физ.лиц, а также торговый сбор.

Специальные налоговые режимы включают в себя ЕСХН, УСН, ЕНВД, а также патентную систему и систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Структура.

Раздел I. Общие положения.

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов, плательщики страховых взносов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях.

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц.

Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов.

Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль.

Раздел V.1. Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании

Раздел V.2. Налоговый контроль в форме налогового мониторинга.

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение .

Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц. ?

Часть 2.

Раздел VIII. Федеральные налоги.

Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы.

Раздел IX. Региональные налоги и сборы

Раздел X. Местные налоги и сборы.

Раздел XI. Страховые взносы в Российской Федерации

3.6. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" №53-ФЗ от 28.03.1998 (2017 год, действующая редакция)

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

Структура.

Раздел I. Общие положения статьи 1 - 7;

Раздел II. Воинский учет статьи 8 - 10;

Раздел III. Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе статьи 11 - 21

Раздел IV. Призыв граждан на военную службу статьи 22 - 31;

Раздел V. Поступление на военную службу по контракту статьи 32 - 35;

Раздел VI. Военная службастатьи 36 - 49;

Раздел VII. Увольнение с военной службы статьи 50 - 51.1;

Раздел VIII. Запас вооруженных сил Российской Федерации, службы внешней разведки Российской Федерации, федеральной службы безопасности Российской Федерации статьи 51.2 - 57;

Раздел VIII.1. Мобилизационные людские резервы вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов статьи 57.1 - 57.8;

Раздел IX. Заключительные положения статьи 58 - 65.

4. Контрольные вопросы

Вопросы для подготовки самостоятельной работы по праву

1. Право в системе социальных норм.

2. Юридические факты – основания возникновения правоотношений.

3. Основы конституционного строя РФ.

4. Охарактеризуйте основные признаки конституционного государства.

5. Право и мораль.

6. Сравните санкции, предусматриваемые нормами морали, обычаев и права.

7. В чем различие индивидуального и нормативного договоров?

8. Как могут быть систематизированы нормативные правовые акты?

9. Социальное регулирование современного общества.

10. Понятие нормы права. Структура нормы права. Виды права.

11. Структура правоотношения.

12. Конституционные права и свободы граждан РФ.

13. Основания возникновения правоотношений.

14. Отрасли права. Источники права. Институты права.

15. Правомерное поведение.

16. Обязанности граждан.

17. Действие норм права во времени, в пространстве, по кругу лиц.

18. Правонарушение. Юридическая ответственность.

19. Признаки правонарушения.

20. В чем состоит суть презумпции невиновности?

21. Система государственных органов РФ.

22. Основные признаки государственного органа.

23. Виды органов государства.

24. Специфические особенности создания органов местного сумоуправления.

25. Функции органов местного самоуправления.

26. Задачи органов местного самоуправления.

27. Что представляет собой российский парламент?

28. особенности федеративного устройства.

29. В чем отличие девиантного поведения отделинквентного?

30. В чем состоит суть презумпции невиновности?

Задания для подготовки к зачету

Задания для брейн-ринга по праву

по теме “Общая характеристика гражданских правоотношений. Право собственности”.

  1. Благо, по поводу которого возникает гражданское правоотношение, называется...
  2. Как называется закон, составляющий основу гражданского законодательства?
  3. Назовите виды субъектов, участвующих в гражданских правоотношениях?
  4. С какого возраста, по общему правилу, у физического лица возникает гражданская дееспособность?
  5. Начиная с какого возраста человек имеет право вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими?
  6. Начиная с какого возраста человек может получить эмансипацию?
  7. Каков общий срок исковой давности?
  8. Назовите формы защиты нарушенных гражданских прав?
  9. Назовите важнейшие нормативные акты, содержащие нормы права, регулирующие отношения собственности?
  10. Назовите виды общей собственности?
  11. Лицо, которое завладело вещью в результате неправомерного поведения, называют...
  12. Назовите формы сделок?

Задания “Повторение пройденного материала”

Вопросы на знание “понятий”

1. Содержание правоотношения – это....

2. Мера должного поведения субъекта гражданского права называется....

3. Специальное разрешение на осуществление определенного виды деятельности называется....

4. Собственность - это ....

5. Действия граждан (или юридических лиц), направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, называются....

6. Совокупность вещей и материальных ценностей. Называется....

7. Образования, которые входят в состав РФ, называются....

8. предмет иска – это....

9. Действия двух или более лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, называется....

10. Типовой договор – это....

11. Договор, исполнение по которому должно быть произведено в пользу лица, не являющегося стороной договора, называется....

12. Реальный ущерб - это....

13. Неполученные доходы, которые лицо могло получить при обычных хозяйственных условиях, если бы его интересам не был нанесен ущерб, называются....

З А Д А Н И Я

“Повторение пройденного материала”

Закончить предложение:

1. Как правило, в гражданском правоотношении каждая из сторон одновременно обладает.....

2. С точки зрения гражданского права в гражданских правоотношениях участвуют два вида субъектов....

3. Для того, чтобы возникло правоотношение, должны наступить предусмотренные законом обстоятельства, которые называются....

4. Государственная собственность, принадлежащая Российской Федерации, называется....

5. Собственность дачного поселка называется....

6. Примерами односторонних сделок являются....

7. Двусторонние и многосторонние сделки называются....

8. Оферта, обращенная к неопределенному числу лиц, называется....

9. По общему правилу договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту....

10. Если по соглашению сторон заключена реальная сделка, то такой договор считается с момента....

11. Гражданин на основании договора аренды передал свою машину в пользование другу. Автомобиль по вине друга был угнан. Стоимость угнанного автомобиля будет являться....

5. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Учебник Е.А. Певцова. Право, Основы правовой культуры,10- 11 класс, Базовый и профильный уровни, Часть 1-2, 2012.

2. Программа по праву для 10-11 классов общеобразовательных школ, автор А.Ф. Никитин, 2014 г.

3. Учебник А.Ф. Никитин. Право 10-11 кл. М., Дрофа, 2015 г.

Учебник "Право. Основы правовой культуры" доктора юридических наук и доктора педагогических наук Е.А. Певцовой предназначен для общеобразовательных учреждений: школ, гимназий и лицеев.

В книге представлены необходимые для обеспечения правовой грамотности и защиты своих прав материалы по административному, уголовному, образовательному, экологическому праву. В учебнике раскрываются особенности юридического образования и юридических профессий, международного права и прав человека.

Основная идея курса — сформировать правовую культуру, повысить уровень правового сознания молодежи.

Дополнительные источники:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, по состоянию на 31.12.16 г.;
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации, части 1,2,3,4, по состоянию на 31.12.16 г.;
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями 2016 г);
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации, части 1,2, по состоянию на 01.07.16 г.;
  5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 196-ФЗ по состоянию на 31.12.16 г.;
  6. Жилищный кодекс РФ Принят 29.12.2004. Последние изменения внесены 06.07.2016 на основании 374-ФЗ.
  7. Семейный кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 17-ФЗ по состоянию на 30.12.2015 г.;
  8. Уголовный кодекс РФ от 10.07.1996 г. № 70-ФЗ по состоянию на 01.12.16 г.;
  9. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" №53-ФЗ от 28.03.1998 (Принят 28.03.1998. Последние изменения внесены 03.07.2016 на основании 305-ФЗ ).